СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая игра "Поле чудес" на тему "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистическая инра "Поле чудес" на тему "Имя прилагательное" используется на заключительном этапе изучения данной темы в 6 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая игра "Поле чудес" на тему "Имя прилагательное"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 36

им. А.М. Городнянского» г. Смоленска



Лингвистическая игра «Поле чудес»

на тему

«Морфология. Имя прилагательное. 6 класс».(Слайды № 1-2).

Учитель- Лютикас Н.П.

… Насколько усиливается образность изложения благодаря имеющимся в тексте прилагательным – определениям, придающим описаниям конкретность, точность, выразительность.

Д. Розенталь

Цели:(Слайд №3)

  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя прилагательное»;

  • продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки имени прилагательного и его роль в тексте;

  • воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку благодаря занимательности материала и игровой форме проведения урока, родной природе и русскому искусству.

Оборудование: презентация «Имя прилагательное. 6 кл.», мультимедийные средства.

Ход урока:

I. Организационный этап. Постановка цели, мотивация учения:

Сегодня мы с вами проведем игру «Поле чудес» на тему «Имя прилагательное», повторим основные правила, изученные в рамках этой темы, познакомимся с полотнами известного русского художника Ивана Николаевича Крамского. Познакомимся с краткой биографией И.Н. Крамского. (Слайд 4-5).С работами Крамского мы познакомимся в ходе игры. Условия игры вам хорошо известны. Приступаем к отбору игроков первой игровой тройки.

II. Первый тур игры

  1. Первое задание. (Слайд №6). На чем основана шутка?

На уроке русского языка.

Учитель: Приведи пример прилагательного в сравнительной степени.

Ученик: Один стол был деревяннее другого.

  1. Второе задание. (Слайд 7).Рассмотрите картину. Составьте словосочетания, соответствующие схеме


существительное + прилагательное в превосходной степени.

Выигрывает тот, у кого цепочка словосочетаний окажется длиннее.

3.Третье задание. (Слайд 8). Что это за часть речи?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Задание для первого тура игры. (Слайд 9).

Как называется компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим? Монолог.









Второй тур игры

1.Первое задание. (Слайды 10-11).

Выборочно - распределительный диктант. Выписать из предложений прилагательные в соответствующую графу:

Качественные

Относительные

Притяжательные




  • В стороне далекой от родного края снится мне приволье тихих деревень, в поле при дороге белая береза, озими да пашни – и апрельский день.

  • Как дымкой, даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами.

  • Затрепетали звезды в небе, и от зари, из-за алей, повеял чистый, легкий ветер весенней прелестью полей.

  • Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим.

  • Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.

  • Лягушка сбросила свою лягушачью кожу и обернулась красной девицей.

  • Волчью вашу я давно натуру знаю.

  • Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного.

2.Второе задание. (Слайд 12).

Рассмотрите репродукцию картины. На основании увиденного составьте словосочетания, соответствующие схеме


существительное + относительное прилагательное. Выигрывает тот, у кого цепочка правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.

3.Третье задание. (Слайды 13-14). Есть загадка об оконной раме:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

Какое грамматическое правило помогает нам запомнить эта загадка? Как оно звучит?

Распределительный диктант

- н -

- нн -




Деревянная игрушка, кожаная сумка, серебряные ложки, глиняная посуда, костяная ручка, платяной шкаф, шерстяной костюм, овсяный кисель, стеклянная ваза, песчаный берег, льняная скатерть, старинные часы, картинная галерея, туманный день, ураганный ветер, лебединая песня, куриный бульон, пчелиный рой, утиный клюв.


Задание для второго тура игры. (Слайд 15).

Как назывались произведения древнерусской литературы, содержащие изложение русской истории по годам? Летописи











Третий тур игры

1.Первое задание. (Слайды 16-17). Вспомните правописание НЕ с прилагательными.

Распределительный диктант. Выпишите отдельно предложения, в которых прилагательные с не пишутся слитно, и предложения, где не с прилагательными пишутся раздельно.

НЕ с прилагательными слитно

Не с прилагательными раздельно



  • Наступила серая, (не)настная осень.

  • На окраинах (не)пролазная грязь.

  • (Не)продолжительные теплые дни сменяются (не)устойчивой, дождливой погодой.

  • Ночью (не)проглядный мрак распространяется , кажется, на весь мир.

  • Стлалася тропинка золотой каемкой, и хотелось песни ласковой,( не)громкой.

  • С богатырских плеч сняли голову (не)большой горой, а соломинкой.

  • (Не)робкий, а настойчивый стук раздался в дверь.

  • Чародейкою Зимою околдован лес стоит - и под снежной бахромою, (не)подвижною, немою, чудной жизнью он блестит.

  • (Не)велика эта птица, чуть больше голубя, хрупка, а приспособилась к условиям вечного холода.


2.Второе задание. (Слайд 18). Рассмотрите картину. Пользуясь изображением, составьте как можно больше словосочетаний, соответствующих схеме


существительное + краткое прилагательное. Выигрывает тот, чей ряд правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.

3.Третье задание. (Слайд 19).

Образовать все возможные формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного УМНЫЙ.

Задание для третьего тура игры. (Слайд 20)

Как называется раздел языкознания, изучающий проблемы создания и функционирования различных средств международного общения?

Интерлингвистика.


















Игра со зрителями (Слайд 21).

Как называется игра слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов с целью создания комического эффекта?

Каламбур.









Пример. (Слайд 17)


Задание для заключительного тура игры. (Слайд 22).


Как называется раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей? Лексикография.















Подведение итогов урока. Обратная связь. (Слайд 23).

Продолжите одно из предложений:

Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что…

Я хочу, чтобы подобные уроки…

Сегодня на уроке я узнал, что…

Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это…

На сегодняшнем уроке я понял, что…

Сегодняшний урок мне дал…


Подведение итогов, награждение победителей.


Домашнее задание (Слайд 24):

Написать сочинение - миниатюру с поздравлением родных и близких с Новым годом

( прилагательные подчеркнуть и указать их разряд).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!