СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая игра "В царстве смекалки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистическая игра формирует интерес к изучению русского языка; развивает логическое мышление у обучающихся; расширяет их словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая игра "В царстве смекалки"»

Педагог дополнительного образования Глушкова Т.В.


Лингвистическая игра «в царстве смекалки»


Цель: формировать интерес к изучению русского языка; развитие логического мышления у воспитанников; расширение словарного запаса детей.

Оборудование: листочки бумаги, карандаши, музыкальное сопровождение, поощрительные жетончики, призы.


Ход игры

Постановка цели занятия

- Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы отправляемся в «Царство смекалки». В ходе нашей игры мы проверим, насколько вы внимательны и сообразительны, хорошо ли знаете русский язык.

Перед тем, как начать нашу лингвистическую игру, предлагаю разделиться на 2 команды. Одна команда у нас будет называться «МУДРЕЦЫ», а другая «АКАДЕМИКИ». Выберите себе капитанов.

(приветствие капитанов)

По итогам каждого этапа нашей лингвистической игры команде-победителю я буду выдавать жетончик с ее названием.





Закончив игры, мы посчитаем: какая команда набрала больше жетонов, та и победила.

Вы знаете, что, изучая русский язык, надо быть собранным и внимательным. Поэтому огромная просьба: не выкрикивать, не перебивать отвечающего во время игры.

Сигнал, что вы готовы к ответу, - поднятая рука капитана команды.


Первый этап. Разминка.

Каждой команде я даю по конверту. В каждом конверте лежит набор слов, из которых вы должны составить высказывание А.Куприна. Кто быстрее справится с заданием, тот и победил.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, гибок, послушен, ловок и выразителен.

Дополнительное задание (команда, которая ни разу не ошибется, получает дополнительный жетон): назовите части речи, из которых построено предложение (по очереди).


Второй этап. Игра-задание «Найди слово-невидимку»

правила игры

Ведущий рассказывает, что в некоторых словах русского языка спрятались еще и другие слова-невидимки. Ребята должны попытаться их найти.

Ведущий называет слова. Игроки, нашедшие слова-невидимки, должны поднять руку и рассказать о своей находке.

Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.

- Молодцы! Справились с заданием. А теперь задание на сообразительность..


Третий этап. Шуточные загадки

Для каждой команды я приготовила ряд вопросов, с помощью которых мы проверим, насколько вы сообразительны. Вопросы я буду задавать каждой команде по очереди, поэтому прошу не перебивать отвечающую команду. За нарушение – лишение жетона.

  1. Чем заканчивается лето, и начинается осень? (Буквой О)

  2. Что стоит по середине Земли? (Буква М)

  3. В каком слове буква Я встречается 7 раз? (Семь-Я)

  4. В каком слове сорок гласных? (Сорок А)

  5. Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня)

  6. Без чего хлеб не испечешь? (Без корки)

  7. Что принадлежит тебе, а употребляется чаще всего другими? (Имя)

  8. Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам)

  9. Каких камней не найдется в море? (Сухих)

  10. За чем вода в стакане? (За стеклом)

  11. Из какой посуды ничего нельзя съесть? (Из пустой)

  12. Какие часы показывают правильное время всего два раза в сутки? (Те, которые остановились)

  13. Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать? (В два часа дня)

  14. Какие два местоимения мешают транспорту на дорогах? (Я-МЫ)

  15. В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив ее)

  16. Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит)

  17. В каких словах по сто гласных? (100 Л, 100 Г, 100 Н, 100 П, 100 К)

  18. Назовите пять дней недели, не называя их по именам (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  19. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на швейной машинке)

  20. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Нет, барабаном называют некоторые детали машин)


Четвертый этап. Игра «Четвертое лишнее»

Правила игры

Ведущий зачитывает ряд слов. Участники игры должны назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

1. Шалаш, казак, боб, горох.

2. Астра, флокс, василёк, гладиолус.

3. Синий, розовый, мокрый, фиолетовый.

4. Берёза, сосна, клён, тополь.

5. Собрат, современник, солист, соученик.



Пятый этап. Игра «Шифрограмма»

Инструкция

С помощью шифра команды должны расшифровать закодированные слова.

Шифр

А В Г И Л М Н О Р Т Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


421

9810

1086

983

285

4611

3467

10439

108910

34911

10471

9473

35121

25131

28517

109121

54687

291101

Ответы:

Ива, рот, том, рог, вол, имя, гимн, тигр, торг, гиря, тина, ринг, глава, влага, волан, трава, лимон, врата.


Шестой этап. Игра «Отгадай ребус»


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


Седьмой этап. игра «Закончи пословицу»

Правила игры

Ведущий зачитывает начало пословицы, а тот, на кого он укажет, должен ее закончить. (Можно играть командами.)

1. Делу время… (потехе час).

2. Поспешишь… (людей насмешишь).

3. Не откладывай на завтра то… (что можно сделать сегодня).

4. Тише едешь… (дальше будешь).

- И с этим заданием справились! Ну, что мне с вами делать?!


Восьмой этап. Анаграммы «Хитрый икс».

Задача участников: отгадать слова.

С хитрым иксом я дружу,

По секрету вам скажу,

Выбегая из тетрадки,

Задаёт он мне загадки.


Кто ответит, например,

Что такое ИКС + Р?

________________________ (риск)

Думал я весь день вчера,

Что такое ИКС + РА.

_________________________ (искра)

Подсказал мне старший брат,

Сто такое ИКС + РАТ.

__________________________ (старик)

Догадался я без брата,

Что такое ИКС + РАТА.

__________________________ (актриса)

Не решила вся квартира,

Что такое ИКС + ИРА.

___________________________ (ириска)

Долго мучил я соседа,

Что такое ИКС + РЕДА.

___________________________ (редиска)

ИКС + Н + РА + ТА

То с бензином, то пуста.

____________________________ (канистра)

ИКС + ТА+ НА+ РА…

____________________________ (санитарка)

Кто решил, тому: «Ура!».


Девятый этап. Игра «Кто больше».

Правила игры

Ведущий объясняет, что из одного слова можно сделать много других. Задача – за 5 минут составить, как можно, больше имен существительных (в рамках приличия).

За самое длинное слово – жетон.

За наибольшее количество слов – жетон.


Слово для работы - «ЛИСТОПАДНИЧЕК»

Ответы: лист, листопад, лис, липа, лик, лот, лодка, ласт, лат, лад, лак, лес, лето, лед, лен, лечо, сила, сито, сип, сот, стоп, сода, сон, сок, сало, сап, сад, сан, сак, село, сет, сед, сено, тип, тина, тис, тик, тал, тапок, тан, тол, топ, тон, ток, тело, тес, пила, пол, пост, пот, почка, пест, пена, дол, дот, дно, док, дан, дело, дети, дека, нитка, ник, нос, нота, наст, число, читка, чип, чин, чал, час, чад, чат, чан, чело, чес, чек, килт, киста, кит, кино, кол, кот, код, кон, кат, кап, кант, кета.


Подведение итогов игры

- Наша игровая программа подходит к концу. Переходим к приятному моменту: определению победителя! Посчитайте свои поощрительные жетончики.

Благодарю всех за участие в игровой программе. Приходите к нам в «Лингвинию» - всегда будем вам рады!

До свидания! До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!