7 класс русский язык
Тема Лингвистическая сказка
Цель научить создавать лингвистическую сказку;
развивать умение работать с необходимой информацией по данной теме;
формировать умения наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий через оценивание для обучения.
Знания и навыки Задачи: Образовательные (предметные): ученик знакомится с алгоритмом создания лингвистической сказки. Развивающие (метапредметные): ученик научится планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение поставленных задач, вырабатывать умения самостоятельной работы по данной теме.
Воспитательные (личностные): ученик научится: грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
Ожидаемые результаты «А» - я знаю, особенности построения лингвистической сказки;
«В» - я могу создать алгоритм создания лингвистической сказки;;
«С» - я умею создавать лингвистическую сказку.
Ресурсы Раздаточный материал, учебник
Оценивание Взаимооценивание, самооценивание
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Создание благоприятного психологического климата в классе
2. Ввод в новую тему.
Создание проблемной ситуации.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с разновидностью авторской сказки, которая называется лингвистической.
А знаете ли вы, кто такие лингвисты? (Лингвист - это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)
Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.
Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;
Лингвистическая сказка, как и обычные сказки состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.
На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.
Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или слова.
Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.
II. Операционно-исполнительский этап
1. Решение учебной задачи.
Алгоритм Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
Подумай, какие герои будут действовать.
Подумай композицию, продумай сюжет.
Составь план.
Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
Отредактируй текст.
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
Прорепетируй выступление.
2. Закрепление
Заслушать сказки учащихся.
Оценивание сказки
Нет логических и фактических ошибок – 1 балл
Использованы термины по теме – 1 балл
Продуманы композиция и сюжет. (Есть присказка, зачин, сказочное действие и концовка)- 2 балл
Интересное воспроизведение (выразительность, четкость, логичность) 1 балл
III. Рефлексивно-оценочный этап
Домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе