СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лингвистический анализ стихотворения М.И. Цветаевой "Рябину рубили зорькою"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс к уроку литературы в 11 классе ( лингвистический анализ лирического стихотворения)

Просмотр содержимого документа
«"Лингвистический анализ стихотворения М.И. Цветаевой "Рябину рубили зорькою"»

«Мастер – класс»



Тема: «Лингвистический анализ текста М.Цветаевой

«Рябину рубили зорькою…»


Цель:

-исследовать язык художественного произведения;

-расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-

ную в нём образную информацию;

-разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.


Оборудование: магнитофон с записью песен на стихи М.Цветаевой,

портрет поэтессы, карточки – «помощники», раздаточные карточки

с текстом.


Эпиграф.

Рябина навсегда вошла в геральдику её

поэзии. Пылающая и горькая…она стала

символом судьбы, тоже переходной и

горькой, пылающей творчеством и ухо-

дящей в забвение.

А.Павловский «Куст рябины».


Ход урока.

Муз. вставка.

Песня на слова М.Цветаевой «Благословляю вас…»

1.Слово учителя.

С этих замечательных строк «благословления» я и хочу начать

свой урок, связанный с нелёгкой творческой судьбой гениальной

поэтессы России М.Цветаевой и посвящённый лингвистическому анализу её стихотворения, написанного в эмиграции в 1934 году,

вдали от Родины «Рябину рубили зорькою…»

А цель нашего урока:

Попытаться исследовать поэтический текст через различные языковые уровни, расшифровать заложенную в нём «образную»

информацию и, конечно, разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

2. Анализ текста.

Итак, знакомимся с текстом:


Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина-

Судьбина

Горькая.

Рябина-

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

1934г.



-Вдумаемся в его смысл и попробуем определить тему. А в этом

нам помогут ключевые слова. Назовите их


(Рябина – судьбина - …)

-какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами?


(Марина)


Рябина – судьбина – Марина


-Как это можно расшифровать?

(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)


-Определите жанр произведения.

(лирическое стихотворение)

-На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст?

(4)

В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены

Общей темой и начинаются со слова «рябина»

(Это стилистическая фигура – анафора-повтор начал. слова)

И это не случайно. Ещё в 1916году М.Цветаева писала:


Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.


Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.


Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.



А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в геральди-

ку её поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»


Итак, с образом рябины Марина ассоциирует свой образ.


-Рассмотрим каждую микротему.

Первую разбираем вместе, а остальные в группах. Для этого

У вас на столах есть всё необходимое; текст, карточки-«помощники».


1 микротема:


Рябину

Рубили

Зорькою



-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Подсказка зашифрована в словах А.Пешковского:

«Стилистические особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое».


Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».

-Подберите образные синонимы:

Рубили – вредили, губили

-Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают?

(р) (б*) л*) – приём аллитерации

-С чем ассоциируются звонкие сог. звуки?

(со стуком топора)


Вывод:


Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение

написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.

Таким образом, появляется новое ключевое слово


Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».

-А почему возник образ зорьки?

(«Знаю, умру я на заре…» - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).


Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:

Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.



2-я микротема (помогает одна из групп):


Рябина-

Судьина

Горькая.

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».


(А.Гвоздев: «Именной падеж существительного и отсутствие связки выражает постоянство двух понятий».)


В нашем случае, какие образы в творчестве поэтессы неизменны?

(рябина – судьбина)

-Подберите синонимы к слову «судьбина»

(судьба, доля, участь)

-Чем «судьба» отличается от «судьбины»?

(суффиксом ин, который вносит в слово что-то большее, значительное).

Из словаря Ожегова узнаём, что слово «судьбина» употребляется в народной речи.

-Вкаком значении определение «горькая»? Подберите синонимы

(горестная, трудная, тяжёлая)


Вывод:

Рябина – символ тяжёлой доли, участи поэтессы.




3-я микротема (помогает другая группа):


Рябина –

Седыми

Спусками…


-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».


(А. Решетов: «Пропуск одного из членов предложения есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи. взволнованности автора»)


Это предложение неполное.

Здесь присутствует стилистическая фигура «седыми спусками»,

назовите её.

(метафора)


-Как можно её объяснить, откуда взялся этот образ?


(1.Листья рябины опущены вниз, обратная сторона листьев

серая, как седая.

2.Седые волосы Марины.

В 20-е годы у Марины появляются стихи:


Золото моих волос

Тихо переходит в седость…

Это пеплы сокровищ,

Утрат и обид.

Это пеплы, пред коими

В прах-гранит. )


-Почему в конце многоточие?

(Недосказанность. Этот знак заставляет нас остановиться,

задуматься. Кажется, что до главной мысли остаётся один шаг)



Вывод:

Рябина – больше, глубже и трагичнее, чем судьба Марины


4-я микротема (помогает группа):


Рябина!

Судьбина

Русская.


-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».


(А.Гвоздев: «Назывные предложения – это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать многое»)

Это два назывных предложения.

-Почему в первом стоит восклицательный знак?


(Её как бы осенило, и нас тоже. Мы поняли главное, что рябина – это ведь судьба русская)


Вот вам и вывод:

Рябина – судьба русская.



Перед нами развёрнутая метафора, которая раскрывается по всем микротемам:

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьба горькая.

Рябина – седыми спусками.

Рябинасудьба русская.


Рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская!


-Какие языковые уровни мы рассмотрели с вами?

(синтаксис, лексика, морфология, стилистика, пунктуация)

-А стилистические особенности?

(аллитерация, анафора, недосказанность)

-проведём небольшой стилистический анализ частей речи в этом стихотворении:

12слов, 1 глагол, 8 существительных, из них 4 слова «рябина»,

3 прилагательных.

Вывод – заключение учителя:

Двенадцать слов, двенадцать строчек

Пред нами живо пронеслись.

Судьба России и Марины

В рябины красный куст слились.


И для меня, как наважденье,

Как символ святости земной,

Звучат цветаевские строки:

«Мне нравится, что вы больны не мной…»

( В.Рахматуллина)

(Музыкальная вставка: «Мне нравится, что вы больны не мной…»












Карточка – « помощница» №1.

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою.


1.Синтаксическая конструкция.


Особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое

А.Пешковский.


2.Стилистический приём.


Аллитерация – повтор звонких согласных звуков.


_________________________________________________________________________________________


Карточка – « помощница» №2.

2 микротема:

Рябина -

Судьбина

Горькая


1.Синтаксическая конструкция.


Особенность двусоставного предложения с нулевой связкой

состоит в том, что именительный падеж существительных без связки выражает постоянство отношений двух понятий и указывает на тесную связь между ними.

А.Гвоздев.


2.Лексическое понятие.

Синонимы – слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.


____________________________________________________________________________________________

Карточка – « помощница» №3.

3 микротема:

Рябина -

Седыми

Спусками…


1.Синтаксическая конструкция.


В неполном предложении пропуск одного из членов есть стилистический приём достижения динамичности,

сжатости речи, взволнованности автора.

А.Решетов.


2.Стилистический приём.


а)Метафора – образное скрытое сравнение.

б)Недосказанность заставляет оста –

новиться, задуматься над чем-то.



Карточка – « помощница» №4.

4 микротема:

Рябина!

Судьбина

Русская.


1.Синтаксическая конструкция.


Назывные предложения - это эмоциональная оценка изображае –

мого, смысловая насыщенность,

способность в немногих словах

сказать многое.

А.Гвоздев.


2.Стилистический приём.

а)Анафора – повтор начального слова.