СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический КВН для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистический КВН проведен по материалам из журнала «Русский язык в школе» № 3, 1998 г.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический КВН для 7 класса»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КВН

Две команды по очереди отвечают на вопросы в соответствии со «станциями», выпавшими на игровом поле.

Теоретическая станция

  1. Что такое основа слова?

  2. Дать определение причастию.

  3. Что такое простое предложение?

  4. Что изучает синтаксис?

  5. Сформулируйте правило правописа­ния корня -кас- кос-.

  6. Что такое причастный оборот?

  7. Какие суффиксы имеют страдатель­ные причастия прошедшего времени?

  8. Какую роль в предложении играют союзы?

  9. Какие части речи не являются членами предложения?

  10. Назовите части речи.

Практическая станция

  1. Разберите по составу слово благород­ный.

  2. Назовите однокоренные слова к слову вода.

  3. Какого рода слова рояль, пианино, кофе, вермишель, ГАИ, ДК!

  4. Назовите слова с корнем -раст--рос-. Объясните правописание.

  5. Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.

  6. Образуйте страдательные причастия в полной и в краткой форме от глаголов приколоть, поместить, создать, не закон­чить.

  1. Придумайте предложение с причаст­ным оборотом, объясните знаки препина­ния.

  1. Объясните правописание слов заго­ревший, загар.

  2. Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.

  3. Охарактеризуйте причастия занаве­шенный, вылитый, ненавидевший, лечащий.


Сообразительная станция

Дана пропорция — Б/П=Д/?

Что должно стоять на месте вопроса? (Т)


  1. Задача-шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец»,— говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай — все значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова. (Дед, шалаш, Анна.)

  1. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

Деревенский старожил Сад колхозный сторожил.

  1. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных. (Встреча, взгляд.)

  2. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (Слово сырой имеет еще и другие значения: «невареный», «нежаре­ный», «недоработанный».)

  3. Может ли коромысло летать? (Коро­мысло — название рычагов некоторых механизмов.)

  4. Как большой дом превратить в ма­ленький? (Прибавьте к слову дом умень- шительно-ласкательный суффикс -ик: домик.)

  5. Какое слово задумано?

В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень — как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл.)

  1. В каком глаголе нет корня? (Вынуть.)

Станция «Зритель»

  1. Угадайте слово.

Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй — с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы. (Пирог)

  1. Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.

(Называют болельщики обеих команд.)

  1. Назовите слова-перевертыши.

(Болельщики обеих команд.)

  1. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении?

(Нет, если он правильно расставил ударения.)

  1. Для чего понадобилось выучить четверостишие?


Смотреть, слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать...

  1. Прочитайте любую скороговорку. Определите, у кого лучше получилось.

(Осип охрип, Архип осип. Кукушка кукушонку сшила капюшон.)

  1. Какое слово задумано?

Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка как в глаголе перепрыг­нул. Суффиксы те же, что в слове читал. СПерелетал.)

  1. Что было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы?

(Д)0(БР)0 (П)0(Ж)А(Л)0(В)А(ТЬ)!

Историческая станция

  1. Каково происхождение слова счас­тье?

  2. Из какого языка заимствовано слово брошюра?

  3. Каково происхождение слова терра­са?

  4. Что означает слово печаль?

  5. Какова родословная слова фотогра­фия?

  6. Каково происхождение слова орфо­грамма?

  7. Какова история слова телеграмма?

  8. Откуда к нам пришло слово аквари­ум? Что оно значит?

  9. Каково значение слова диалог?

  10. Каково происхождение слова пельме­ни?

  11. Из какой страны забрела к нам вермишель? Как это слово было образова­но?





(Из журнала «Русский язык в школе» № 3, 1998 г.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!