СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвопоэтический анализ текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для работы с одаренными детьми. Лингвопоэтический анализ текста

Просмотр содержимого документа
«Лингвопоэтический анализ текста»

Лингвопоэтический анализ

Лингвопоэтика – выделение в тексте слов-образов, ведущих к пониманию авторского смысла (выстраивание цепочки слов-образов, как они соотносятся с названием).

Метод лингвопоэтического анализа текста предполагает:

  • Медленное, многократное прочтение текста.

  • Определение наиболее важных по смыслу слов.

  • Перечитывание текста, объяснение взаимосвязи этих слов.

  • Определение, при помощи каких выразительных средств поэту удалось выразить свои сокровенные чувства.

  • Выбор наиболее ярких, характерных для поэта и произведения 5-7 приемов.

  • Оформление окончательного варианта.

  • Результат такого анализа художественного текста – произведение остается целостным, не членится на части.

  • Педагогическая технология, применяемая при лингвопоэтическом анализе текста.

  • Восприятие.

  • Чтение текста учителем. (Идет ассоциативное восприятие учащимися текста художественного произведения – глубокое восприятие образа).

  • Выполнение заданий через три сферы пространства (визуальное, кинестетическое, аудио). Результат – развитие навыка спонтанного говорения.

  • Чтение текста учеником. (На какие образы текста опираются твои ассоциации). Результат – развитие навыка рефлексии.

  • Анализ (чтобы глубже понять, что хотел сказать автор).

  • Интерпретация художественного текста.

  • Выразительное чтение художественного текста учащимися (объяснение своей позиции).

  • Продолжить ситуацию текста (например, написать публицистический текст-наблюдение над этим художественным произведением).



Темы и мотивы лирики Бунина.
(анализ стихотворения И.Бунина «Восход Луны»)


Обратимся к стихотворению «Восход луны»

* * *

В чаще шорох потаённый.

Дуновение тепла.

Тополь, сверху озарённый,

Перед домом вознесённый,

Весь из жидкого стекла.


В чащу темную глядится

Круг зеркально-золотой.

Тополь льется, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водой.

  • Каково художественное пространство и время в стихотворении? (ночь; дерево «тополь» перед домом). Опишите , что вы видите, слышите, ощущаете:

  • зрительный ряд

  • звуковой

  • осязательный

  • Что можно услышать в ночной тиши? (шорохи)

([ч], [ш], [щ], [х], - аллитерация – сочетание шипящих звуков)

  • Как вы понимаете слово «потаенный»?

  • Мы услышали шорох, который исчезает к концу строки, создано ощущение ночи, где все звуки тайные. Но ночь мы можем не только услышать, но и почувствовать её дыхание на щеке. Как это передано? («дуновение тепла»)

  • Какой приём использует автор для создания волны теплого воздуха? (ассонанс)

  • Когда в стихотворении появляется образ луны? (во II части)

В I части о луне нет ни слова, но мы ощущаем её присутствие. Как?

  • Каким видит поэт тополь? Что вас удивило? (инверсия, поэт хочет подчеркнуть тем самым значимость образа)

  • Лексическое значение слов «озарённый», «вознесенный»? Какого стиля эти слова? (высокий, книжный)

  • Почему именно их он использует? Когда человек говорит так? Какое у него настроение, как он воспринимает мир?

!(цель – передать свое ощущение от увиденного: поэт очарован красотой природы.)

  • Какой удивительный образ рожден поэтом? (тополь – «весь из жидкого стекла»)

Опишите тополь, представьте его.

  • В чем смысл эпитета «жидкий»? (динамичная картина, это лунный свет течет по тополю, листья колеблются от «дуновения тепла». Бунин увидел это и остановил это прекрасное мгновение).

  • Какая часть речи доминирует в I части и во II части? (I – прилагательные, причастия; во II - глаголы, выполняющие роль эпитетов). Почему?

  • Как описана луна во II строфе? (метафора «круг зеркально-золотой», инверсия)

  • Почему Бунин во II части опять смотрит на тополь, а не на луну, ведь стихотворение названо «Восход луны»?

!(для автора важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь, а они связаны с тополем).

  • С какой целью употребляются глаголы? Что они обозначают? (действие)

  • А в данном тексте что важнее: что происходит или как? (все глаголы играют роль эпитетов)

  • Почему их так много? (нанизывание рядов однородных членов создает живую, изменчивую картину, тополь словно оживает)

Вывод: ! Автор рисует состояние природы, он остановил мгновение и передал свое впечатление от увиденного – в этом поэтическая идея стихотворения.

  1. Пейзажная лирика часто перерастает в философскую.

  1. Мотив мечты (мечта – сон – мысль)

б) Мотив памяти

! Нет, не пейзаж влечет меня…

А то, что в этих красках светит;

Любовь и радость бытия.

(чтение стихотворений «Вечер», «На распутье»…)

Философия жизнеутверждения, жажда обновления, познание тайн.

в) Мотив грусти о краткости человеческого существования; мотив одиночества (= близок Лермонтову)

г) Мотив грусти по старинеПустошь», «Запустение»)

  1. Интерес к истории, прошлому. (влечение к фольклорным образам, библейским сюжетам, античной мифологии…)

  2. Тема созидательного труда, восхищение «мощью духа, мыслью». («Пахарь», «Художник», «Джордано Бруно»)

  3. Интимная лирикаНяня», «Мать»…)

  4. О языкеСлово»)