План лингвостилистического анализа текста.
1. Назвать род литературы и указать особенности этого рода в произведении (эпос, лирика и драма).
2. Место этого произведения в творчестве писателя или поэта (историческая справка).
3. Указать тему данного произведения.
4. Сформулировать идею произведения.
5. Композиция произведения:
- наличие или отсутствие абзацев (картин), их смысловая соотнесённость.
- количество строф, их построение, размер.
6. Произвести анализ каждой строфы по плану:
- фонетическая организация и её особенности (аллитерация, ассонанс, значение звука)
- морфологическая структура строфы (частое употребление какой-либо части речи, её роль)
- синтаксическая организация строфы (предложения и их виды)
- образный речевой строй (значение образа)
- особенности языка автора (просторечные слова, диалектные слова, наличие фразеологизмов, неологизмы, устаревшие слова и т.д.)
7. Тип речи, использованный в произведении.
8. Формы речи (диалог, монолог).
9. Характеристика изобразительно-выразительных средств.
10. Моё отношение к прочитанному.
Опорные слова и выражения при анализе.
- Я вижу…(слышу, полагаю, думаю)
- Перед моими глазами встаёт…
- Часто наблюдается…
- На мой взгляд…
- Можно заметить…
- Люблю перечитывать…
- Не знаю лучше…
- Хотелось бы думать…
Изображает (описывает, воссоздаёт); повествует (говорит, рассказывает); раскрывает (отмечает, выделяет); воспроизводит (рисует, даёт набросок); воспевает (прославляет, поднимает); высмеивает (иронизирует); знает (понимает, догадывается); видит (замечает, выделяет); вдохновляет (утверждает, воодушевляет); мыслит (думает, размышляет); чувствует (радуется, волнуется).
СИНОНИМИЯ: А.С. Пушкин, он, автор, художник слова, поэт, писатель, классик, мастер слова, любимец народа, творец, друг декабристов.