СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая квест-игра «ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистическая игра "Знатоки слова" представляет собой внеклассное мероприятие, направленное на развитие интереса к изучению русского языка. Все задания имеют занимательный характер и позволяют учащимся активизировать свои познавательные способности. Это внеклассное мероприятие проводится в рамках недели русского языка

 

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая квест-игра «ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»»

Сценарий лингвистической квест-игры

«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Форма проведения мероприятия: квест- игра - путешествие по станциям

Участники: ученики 7 классов

Продолжительность квеста: 1 час

Место проведения: учебные кабинеты, территория школы

Авторы: Королёва М.В., Дутова Е.С., учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ №1 «Школа- Сколков-Тамбов»

Обучающие цели:

  • Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).

  • Формировать умения применять полученные знания на практике.

  • Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

  • Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

Развивающие цели:

  • Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

  • Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

  • Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка. Интернет, оборудование для мультимедиа.

















Ход мероприятия:

«Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли».

Глаголы русских мудрецов

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!

Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.

Ведущий 1. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.

Ведущий 2. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.

Ведущий 1. Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы ( в него входят 47 стран) Годом языка…

Ведущий 2. А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.

Ведущий 1. Нам повезло!

Ведущий 2. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).

Ведущий 1. Это ли не повод, чтобы гордиться…

ВИДЕО «ПЕСНЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ» сл.Г.Гладкова

Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье — 
Говорить на русском языке!

Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли 
Говорим на русском языке.

Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.

Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.

Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке, 
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.

Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
Говорил на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.

В Риме, Вашингтоне и в России, 
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.

У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, Москва беречь готова
Все на свете русские слова.

Ведущий 2: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту.









Отборочный тур

Ведущий 1: Для того чтобы получить ключ, который поможет вам в путешествии по тайнам русского языка, вам необходимо ответить на вопросы:

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)

  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)

  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)

  6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)

  7. Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)

  8. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)

  9. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)

  10. Чем в старину занимался «стряпчий»: кулинарией, юриспруденцией, торговлей? (Юриспруденцией)



Ведущий 1: Итак, у нас 5 команд. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка. (Идёт вручение ключей).

Вы видите, на них указана 1-я маршрутная станция. По мере вашего движения вы будете получать всё новые ключи, которые укажут ваш дальнейший путь. Каждая остановка – не более 5 минут. Напоминаю, что

за каждый правильный ответ команда будет получать баллы. У кого их будет больше к концу игры, та команда и станет победителем. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!

















1 этап Станция «В мире слов»

- Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?

Ответ: ( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)

2 задание: объясните значения устаревших слов.

Тать

Вор

Вепрь

Кабан

Ланита

Щека

Агнец

Ягнёнок

Рамо

Плечо

Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеница

Зрачок

Стезя

Путь

Лихо

горе

3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?

Волнователь

Агитатор

Глазоём

Горизонт

Ловкосилие

Гимнастика

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Дальнеразговорня

Телефон

Путевик

маршрут


4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение.

Тинейджер

Англ. «человек в возрасте от 10 до 19 лет»

Тайфун

Китайск. «большой ветер»

Фол

Английск. «нечестный, подлый»

Карате

Японск. «голыми руками»

Шабаш

Еврейск. «суббота»



2 этап «Станция Волшебная шкатулка»

- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.



1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)



- Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…


-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)

-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)

-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)

-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)

-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)

-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)

-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)

-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)

-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)


3 этап Станция «Фольклорная»


Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.


- Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:

  • Пыль труда лучше шафрана бездействия. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

  • В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)

  • В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)

  • Орлы не ловят мух (Не царское это дело)

  • Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)

  • Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)

  • Сын леопарда – тоже леопард (Яблоко от яблони недалеко падает)

  • На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)

  • Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)

  • Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).

  • На море много черного, но не все это тюлени (Не все то золото, что блестит).

  • Полученный уксус лучше обещанной халвы (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).

  • Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (После драки кулаками не машут).

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (У семи нянек дитя без глазу).


  • О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)


4 этап станция «Корректорская»


- Рассмотрите несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом и деепричастным оборотом», и исправьте их.


  1. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
    Правильный ответ:

Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

  1. В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
    Правильный ответ:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой
3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны..

Правильный ответ: осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
4. Находясь в пути, всегда вспоминается дом

Правильный ответ:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

5. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Правильный ответ:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

6. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Правильный ответ:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались.

Правильный ответ:

Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку , красиво переливались

8. Книга лежала на столе, прочитанная до конца.

Ответ: Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.

9. Проработав полгода, рабочего перевели в цех.

Ответ: Проработав полгода, рабочий перевелся в цех.

  1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

Правильный ответ: Когда мы подъезжали к городу , начался сильный ветер.

11. Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес.

Ответ. Статья , опубликованная в газете, вызвала большой интерес.

Опубликованная в газете статья вызвала большой интерес.

12. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.

Ответ: Когда он увидел Татьяну, в нём вспыхнули чувства.

13. Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.

Ответ: Лес , состоящий из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

14. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки.

Ответ: Читая статью и отмечая нужный материал, я делаю выписки.

Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки.

15. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

Ответ. Его охватило волнение , когда он получил письмо от родителей.


5 этап Станция «Профориентационная»

Задание: назовите профессии, тесно связанные с изучением русского языка и литературы, объясните, чем заняты люди, работающие в этой сфере.

  1. Учитель - образование

  2. Учёный-лингвист –образование, наука

  3. Журналист – средства массовой информации

  4. Писатель – культура

  5. Редактор - средства массовой информации

  6. Библиотекарь - культура

  7. Корректор - средства массовой информации

  8. Диктор - средства массовой информации

  9. Археолог - наука


Подведение итогов:

Ведущий: «Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны родного языка, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык! И закончить нашу игру хочется словами Миры Бриг:



ВИДЕО «О, Русский мой, родной язык»

О, русский мой родной язык Мира Бриг

О, Русский мой, родной язык! 
Безмерной силой ты Велик.
Владыка мудрости умов,
Дыхания истории, и поступи веков.

Ты кладезь знаний, истина творца, 
И музыка поэта и певца.
Ты, в красоте своей, душой владеешь Мира!
Тебя веками прославляет Лира!

В тебе России мощь и Русская душа!
Твоих сказаний суть так хороша,
В них всех эмоций чувственная поступь,
Пословиц , прибауток, сказок россыпь.

Горда тобой Великая земля!
Горды тобой луга, леса, поля!
В тебе и реки наши, и моря,
Березы русские, и тополя.

О, Русский мой, родной язык!  
Ты столь красив, речист, велик -
Единая божественная сила,
В тебе есть все, что сердцу мило!

Ты многогранен, ты велеречив,
Ты  есть родной! С пеленок говорим.
С тобою наш народ непобедим,
Россия Мать всегда гордилась им!

О, Русский мой, родной язык
В тысячелетиях проживший жизни миг,
В сердцах впечатал росчерком пера,
Понятие - Чести, Родины, Добра.

В Историю, в скрижаль, в анналы картотек, 
На бересту и в фолианты библиотек,
Сусальным золотом писал из века в век,
С заглавной буквы - "Русский человек!"





10