Лингвистические игры на факультативных занятиях по русскому языку
Занятия в игровой форме способны «расшевелить» даже ленивого ученика.
В моей «игротеке» есть игры, которые тренируют память, обогащают словарный запас и помогают вовремя найти нужное слово.
Эти игры проверены педагогической практикой и предназначены для учеников 5-8 классов.
«Глаголики»
Мы назвали эту серию лингвистических игр «Глаголики» от древнерусского слова глаголить – «говорить».
Игра!
Если рядом нет глаголов…
Учитель предлагает детям прослушать стихотворение А.А.Фета «Чудная картина…»:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
Потом учитель спрашивает мнение детей. Им стихотворение понравилось: «Красивое, необычное…» «А в чём его необычность?» К сожалению, никто из детей не заметил, что в стихотворении нет ни одного глагола. Во второй раз ученики слушают стихотворение внимательнее и удивляются: как может быть понятен текст без использования глаголов? Что это – случайность или автор нарочно решил поиграть словами?
Задание
Придумайте свои предложения или маленький рассказ без использования глаголов. Предложения должны быть такие, чтобы вас поняли.
Вариант учителя
Солнечное утро. На фоне зелёной листвы – разноцветные астры и гладиолусы, а где-то – строгие белые хризантемы… Что это - конец лета или начало осени? Не очень понятно, нужно какое-то дополнение.
Например, Первое сентября и торжественная линейка на территории школы. Значит, это всё –таки начало осени и начало учебного года.
С праздником, школа!
Варианты детей
В начале учебного года много нового: тетрадки, учебники и некоторые учителя,… Что ещё нужно для новых знаний школьников.
Кроме интересных уроков, в нашей школе ещё аппетитные завтраки и обеды, весёлые викторины, праздники и экскурсии.
Игра 2
Упрямые глаголы
Задание
Придумайте предложения или маленький рассказ, используя только глаголы и союзы. Предложения должны быть такие, чтобы вас поняли.
Вариант учителя
Попробуй повторить, переглаголить и удивить! Звенит – предупреждает.… Спешу.… Иду и слышу – шумят! Останавливаюсь, сосредотачиваюсь и вхожу. Увидели и притихли. Встали, поздоровались, сели. Смотрят – ждут.… Начинаю рассказывать, стараюсь объяснить, читаю, вижу- слушают, заинтересовалась. Решила проверить – а поняли? Спрашиваю – задумались – отвечают – поняли. Радуюсь, оцениваю, хвалю – улыбаются, перешептываются.
Зазвенел – объявил!
Успели!
Дети поняли, что это один урок из рабочего дня учителя. Естественно, такое задание требует времени для выполнения, поэтому лучше предложить его в качестве домашнего, а на следующем занятии послушать и обсудить уже готовые сочинения. Здесь тоже важно, чтобы придуманный текст был понятен. Неплохо, даже если текст будет состоять хотя бы из двух строчек.
Ученических работ было немало – молодцы, постарались!
Особенно нам понравился такой «ответ» на рассказ учителя (заметим, в рассказе ученика глагол звенит относиться к будильнику, а не к школьному звонку): Звенит.… Просыпаюсь.… Думаю: вставать или не вставать? Идти учиться или прогулять? Устал.… Не выспался.… Но встаю, настраиваюсь, иду…
Всем понятно, что так начинается утро школьника…
Игра 3
Главная буква
Задание
Придумайте предложение или рассказ, где все слова будут начинаться с одной и той же буквы, например, с буквы «П» или «Н». Можно использовать союзы, которые начинаются с другой буквы. Мы постарались такие союзы использовать.
Вариант учителя на букву «П»
Парамонов Павел Петрович – педагог по призванию, поэтому Павел Петрович перспективный, принципиальный. Первый принцип Павла Петровича – приносить пользу подрастающему поколению… и т.д.
Вариант учителя на букву «Н»
Непросто нарисовать несколько нежных нарциссов. Нужны некоторые навыки и настроение.
Варианты детей на букву «П»
Пингвинёнок попробовал пряник, потому что проголодался. Пряник пингвинёнку понравился.
Варианты детей на букву «Н»
Нам необходимы новые наклейки. Неужели нигде нет?
По одному предложению придумали все дети, по 2 -3 - пока получилось не у каждого. А ещё дети, заметили, что составлять предложения со словами на букву «П» легче, чем со словами на другие буквы.
Игра 4
Дружные слова
Эта игра составлена на основе известной игры «В города». Первый игрок называет любой город, второй вспоминает город, начинающийся с последней буквы предыдущего названия и т.д.
Заметим, что игра «В города» рассчитана на знание географии. Мы немного поменяем условия.
Задание
Постройте предложение, в котором каждое следующее слово будет начинаться с последней буквы предыдущего слова. Например: чебурашка.
Варианты учителя
Чебурашка – А – аккуратно – О – очищал – Л – лимоны.
Чебурашка аккуратно очищал лимоны.
Чебурашка – А – активно – О – организует – Т – театральный – И – институт.
Чебурашка активно организует театральный институт.
В некоторых случаях можно изменить время глагола:
Чебурашка – А – аккуратно – О – очищает - Т – томаты.
Чебурашка аккуратно очищает томаты.
Варианты детей
Летом – М – можно – О – отдыхать.
Летом можно отдыхать.
Много - О – одуванчиков – В – весной.
Много одуванчиков весной.
Этот – Т – телевизор – Р – работает – Т – тихо.
Этот телевизор работает тихо.