СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок разработан и проведён мной , чтобы показать значимость  и целесообразность углубленного изучения  литературы со всех ракурсов.  Только через познание всей ткани художественного слова  можно привить любовь и интерес к чтению художественной литературы, как к источнику всестороннего развития человека. 

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.»



Урок литературного чтения в 4 « а» классе

Стихи живые сами говорят…

Тема урока: «А.С.Пушкин « Зимнее утро». Лингвистический анализ.

Цель урока:

  1. Обобщить и углубить знания учащихся о произведении, помочь в постижении тайн поэзии, воздействовать на духовный мир учащихся.

  2. Формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать.

  3. Воспитывать любовь к художественному слову, к природе,к окружающему миру.

  4. Учить комментировать, выражать свои мысли, оценивать свои ответы и ответы товарищей, приводить доказательства по предмету обсуждения.

  5. Развивать самоконтроль.

Оборудование:

  1. Карточки с текстами.

  2. Задания для практической работы.

  3. Репродукции картин на тему зимы.

  4. Карточки для тестов.

  5. Выставка книг А.С.Пушкина.

  6. Компьютерная графика.

  7. Слайды к уроку.

  8. Музыкальное сопровождение.

  9. Аудиозаписи: «Зимнее утро», читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский (Смоктунович ).

  10. Видеозаставка «Зимняя ночь» .

Срок проведения : февраль.

Ход урока.

  1. Организационный момент

(звучит музыка П.И.. Чайковского «Зимнее утро» . Дети стоя встречают гостей)

Учитель: Сегодня у нас гости на уроке, поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте! Мы рады Вам!

Учитель: А теперь тихо садитесь и посмотрите на доску и скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего урока? ( ответы детей). Прочтите эпиграф к уроку.

« Лирика – это пейзаж души»

В.Жуковский.

Учитель: Как вы объясните эти слова?

Дети: Лирические произведения изображают внутренний мир человека, его впечатления, раздумья, переживан7ия, настроения, мысли , чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни.

  1. Постановка задачи уроки.

Учитель: Дети, а вы любите стихи? ( ответы детей) вот и займемся сегодня любимым делом: лингвистическим анализом стихов. Чем больше мы работаем над этим, тем мудрее, чище душой, нравственнее мы становимся.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Посмотрите на эти иллюстрации… Что скажете?

Дети:

- К нам пришла зима. Кругом лежит глубокий снег, можно в сугробах увязнуть. Вьги бушуют, метели метут, пурга заметает следы…

-Мороз колючий бодрит.

- Снежок , прихваченный морозом, скрипит, наверное, под ногами.

- Снежинки кружатся , танцуют вальс.

Учитель: Да , правильно сказала Саида, наверное. Посмотрите за окно. У нас всё совсем по- другому. А вызнаете стихи о зиме? Прочтите , пожалуйста.

( дети читают стихи , подготовили их дома. К. Бальмонт «Снежинка», А.С.Пушкин « Зимний вечер», и т. д )

Учитель: Спасибо! Замечательно!

  1. Актуализация темы урока.

Учитель: Друзья мои, посмотрите на доску и скажите, вы кого-нибудь узнаете здесь?

Дети: Конечно же, узнали! Это Пушкин!

Учитель: Да, мы сегодня продолжим разговор с этим великим мастером слова.

( на доску выставляются другие портреты Пушкина, разных авторов)

  1. Работа по теме урока.

А) Рассказ о Пушкине. ( сообщения детей)

1 ученик. А.С.Пушкин – поэт, прозаик, драматург. Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве. Его родители – отец Пушкин Сергей Львович и мать Надежда Осиповна Ганнибал – принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам. Отец Пушкина был душой общества, не чуждый литературным интересам.

2 ученик. Мать происходила из семьи Ганнибалов, выходцев из Эфиопии, возвысившихся благодаря Петру1. Грамоте Пушкина обучила бабушка – Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернёры.

3 ученик. Воспитывала и прививала любовь к фольклору крепостная няня Арина Родионовна. В 12 лет Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей. Там он написал свои первые стихи.

4 ученик. Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга, в селе Павловском по дороге из Москвы в Петербург. Там он сочинил стихотворение « Зимнее утро».

Учитель: Вот это произведение мы сегодня и будем анализировать. Но это будет чуть позже,а пока мы проведем маленький экзамен.

Б) Тест по билетам.

( на листочках написаны разные вопросы, дети подходят , берут билетик , по своему выбору , читают вопрос вслух и отвечают на него)

Вопросы:

  1. Кто создал первую « Российскую грамматику», провёл реформу стихосложения? (М.В.Ломоносов)

  2. Синоним преувеличения. ( гипербола)

  3. На сколько родов делится литература? ( на три : эпос, лирика, драма)

  4. На какой слог падает ударение в дактиле? ( на первый)

  5. Что такое « эзопов язык» ? (иносказание,аллегория)

  6. Как воздействует язык поэзии на людей? ( идея- на ум, чувство – на душу, образ – на воображение,музыка – на уши)

  7. Что делает рифма в стихотворении? ( возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, все строки содержащие одну мысль держит вместе)

  8. Какой волшебный посредник между нами и лирическими героями властвует? (воображение и волнение)

  9. Что такое лингвистический анализ? ( характеристика речевых средств языка)

  10. Почему так важны для анализа словесные элементы текста? ( они являются образно – творческими)

  11. Для чего задаётся риторический вопрос? (чтобы привлечь внимание слушателя, читателя)

  12. Что является ритмообразующим элементом стихов? (пять стопов: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)

  13. Какие типы рифмовки вы знаете? ( перекрёстная ( АБАБ); парная ( смежная) ВВГГ; кольцевая ( опоясывающая) ДЕЕД).

  14. Какие ритмические паузы вы знаете? ( межстиховые, цезуры, леймы,…)

  15. Что делает цезура? ( расчленяет стихотворную строку на две части)



Учитель: И вот, наконец, Пушкин « Зимнее утро». Досконально вы его будете изучать в 6 классе, а пока то, что мы успеем. Наряду со всеми великолепными произведениями Пушкина стоит роман « Евгений Онегин». Его вы будете изучать в 9 классе, но я очень хочу, чтобы вы сейчас чуть-чуть с ним познакомились. Это вам не повредит?

Дети: Нет! Нам интересно!

Учитель: Я просто хочу, чтобы вы обратили внимание на рифмовку этого произведения и обозначили её.

В) Работа в паре.

( на экране текст и перед детьми текст на карточках, дети самостоятельно определяют тип рифмовки одной строфы)

Гонимы вешними лучами, А

С окрестных гор уже снега Б перекрёстная

Сбежали мутными ручьями А

На потопленные луга Б

Улыбкой ясною природа В

Сквозь сон встречает утро года, В парная ( смежная)

Синея блещут небеса Г

Ещё прозрачные , леса Г

Как будто пухом зеленеют. Д

Пчела за данью полевой Е

Летит из кельи восковой. Е кольцевая ( опоясывающая)

Долины сохнут и пестреют, Д

Стада шумят, и соловей Ж

Уж пел в безмолвии ночей. Ж парная

УЧИТЕЛЬ: Вас ничто не удивляет?

Дети: Строфа из 14 строк и все типы рифмовки.

Учитель: Да, друзья, вот такой особой строфой написан весь роман.

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Перед вами листочки с текстом произведения «Зимнее утро». Вы сможете его прочитать?

Дети: Конечно , сможем!

Учитель: А вы знаете, что по этому поводу сказал когда – то профессор Г. К. Бочаров, когда он увидел это произведение и ему предложили его прочитать?

( на слайде, дети читают с экрана)

« Передо мной текст стихотворения, который я ещё не умею читать.

Перечитывая стихотворение один и другой раз, начинаю его продумывать».

Г. К. Бочаров.

Учитель: Попробуем и мы?! Прочитаем его? ...

( дети читают)

А) Чтение текста учащимися.

Б) Словарная работа.

Учитель: Там встречаются устаревшие и диалектные слова, какие?

НЕГА – наслаждение ( устар.);

ВЗОР – взгляд, но в тексте глаза ( устар.);

ВЕЧОР – вчера (диал.) ;

НЫНЧЕ – сейчас (устар.);

ОЗАРЕНА – освещена ( устар.) ;

ВЕЛЕТЬ – приказать ( устар.) ;

ЗАПРЕЧЬ – запрячь, запрягать ( диал.) ;

ПРЕДАДИМСЯ - отдадимся ( устар.) ;

СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА – Венера .

Г) Практическая работа ( в группе)

( текст работы на карточках , дети отмечают правильный ответ)



  1. Заголовок произведения отражает:

а) тему; б) идею.

2.Основной прием стихотворения:

а) олицетворение;

б)аллегория;

в) антитеза;

3.Какие изобразительные средства вы заметили?

а) аллитерация;

б) оксюморон;

в)анафора;

г) риторический вопрос;

д) эпитет;

е) метафора.

( антитеза : противопоставление: радость и грусть - хмурый вечер радостному утру) аллитерация : в 1 строфе раскатистый «р», сонорные , носовые «л», «н»; анафора : «и ель… и речка…»

УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы послушаем стихотворение « Зимний вечер» в исполнении актера И.Смоктуновского.

Д) Аудиозаписи: «Зимнее утро», читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский.

Е) Чтение стихотворения учителем .

Ё) Чтение учениками, соревнование .

( дети выбирают лучшего чтеца)

7. Закрепление и обобщение темы урока.

( Фронтальный опрос)

Примерный перечень вопросов и ответы в идеале.

  1. Какими цветами описывается русская зима? ( голубой, черный, зеленый, золотисто – коричневый)

  2. Какое чувство передано в этом стихотворении? Какое настроение?

  3. Какие однокоренные слова заметили? Для чего, с какой целью автор их употребил? ((блестя, блестит, блеском)

  4. Какие слова высокого стиля вы заметили? ( Аврора, прелестный, озарена,…)

  5. В какой форме написано стихотворение? ( диалога) Для чего? (Интонация непринуждённого разговора)

  6. Какие эмоционально – оценочные определения вы заметили? (день чудесный, друг прелестный, ковры великолепные, друг милый, берег милый)

  7. Какова идея произведения? ( «жизнь прекрасна» - хочет сказать поэт)

  8. Каким размером написано стихотворение? ( ямбом)

  9. Почему именно этот размер использует поэт? ( быстрый, мажорный, выразительный, живописный)

  10. Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие бы цвета преобладали? (белый, жёлтый…)

  11. Что описывает автор? (небо, снег, лес,…)

8.Рефлексия.

Учитель: Как вы себя чувствовали на уроке? Каким бы цветом вы это выразили? Оцените свою работу. Спасибо вам за работу!