Урок литературного чтения в 4 « а» классе
Стихи живые сами говорят…
Тема урока: «А.С.Пушкин « Зимнее утро». Лингвистический анализ.
Цель урока:
Обобщить и углубить знания учащихся о произведении, помочь в постижении тайн поэзии, воздействовать на духовный мир учащихся.
Формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать.
Воспитывать любовь к художественному слову, к природе,к окружающему миру.
Учить комментировать, выражать свои мысли, оценивать свои ответы и ответы товарищей, приводить доказательства по предмету обсуждения.
Развивать самоконтроль.
Оборудование:
Карточки с текстами.
Задания для практической работы.
Репродукции картин на тему зимы.
Карточки для тестов.
Выставка книг А.С.Пушкина.
Компьютерная графика.
Слайды к уроку.
Музыкальное сопровождение.
Аудиозаписи: «Зимнее утро», читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский (Смоктунович ).
Видеозаставка «Зимняя ночь» .
Срок проведения : февраль.
Ход урока.
Организационный момент
(звучит музыка П.И.. Чайковского «Зимнее утро» . Дети стоя встречают гостей)
Учитель: Сегодня у нас гости на уроке, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте! Мы рады Вам!
Учитель: А теперь тихо садитесь и посмотрите на доску и скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего урока? ( ответы детей). Прочтите эпиграф к уроку.
« Лирика – это пейзаж души»
В.Жуковский.
Учитель: Как вы объясните эти слова?
Дети: Лирические произведения изображают внутренний мир человека, его впечатления, раздумья, переживан7ия, настроения, мысли , чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни.
Постановка задачи уроки.
Учитель: Дети, а вы любите стихи? ( ответы детей) вот и займемся сегодня любимым делом: лингвистическим анализом стихов. Чем больше мы работаем над этим, тем мудрее, чище душой, нравственнее мы становимся.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Посмотрите на эти иллюстрации… Что скажете?
Дети:
- К нам пришла зима. Кругом лежит глубокий снег, можно в сугробах увязнуть. Вьги бушуют, метели метут, пурга заметает следы…
-Мороз колючий бодрит.
- Снежок , прихваченный морозом, скрипит, наверное, под ногами.
- Снежинки кружатся , танцуют вальс.
Учитель: Да , правильно сказала Саида, наверное. Посмотрите за окно. У нас всё совсем по- другому. А вызнаете стихи о зиме? Прочтите , пожалуйста.
( дети читают стихи , подготовили их дома. К. Бальмонт «Снежинка», А.С.Пушкин « Зимний вечер», и т. д )
Учитель: Спасибо! Замечательно!
Актуализация темы урока.
Учитель: Друзья мои, посмотрите на доску и скажите, вы кого-нибудь узнаете здесь?
Дети: Конечно же, узнали! Это Пушкин!
Учитель: Да, мы сегодня продолжим разговор с этим великим мастером слова.
( на доску выставляются другие портреты Пушкина, разных авторов)
Работа по теме урока.
А) Рассказ о Пушкине. ( сообщения детей)
1 ученик. А.С.Пушкин – поэт, прозаик, драматург. Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве. Его родители – отец Пушкин Сергей Львович и мать Надежда Осиповна Ганнибал – принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам. Отец Пушкина был душой общества, не чуждый литературным интересам.
2 ученик. Мать происходила из семьи Ганнибалов, выходцев из Эфиопии, возвысившихся благодаря Петру1. Грамоте Пушкина обучила бабушка – Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернёры.
3 ученик. Воспитывала и прививала любовь к фольклору крепостная няня Арина Родионовна. В 12 лет Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей. Там он написал свои первые стихи.
4 ученик. Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга, в селе Павловском по дороге из Москвы в Петербург. Там он сочинил стихотворение « Зимнее утро».
Учитель: Вот это произведение мы сегодня и будем анализировать. Но это будет чуть позже,а пока мы проведем маленький экзамен.
Б) Тест по билетам.
( на листочках написаны разные вопросы, дети подходят , берут билетик , по своему выбору , читают вопрос вслух и отвечают на него)
Вопросы:
Кто создал первую « Российскую грамматику», провёл реформу стихосложения? (М.В.Ломоносов)
Синоним преувеличения. ( гипербола)
На сколько родов делится литература? ( на три : эпос, лирика, драма)
На какой слог падает ударение в дактиле? ( на первый)
Что такое « эзопов язык» ? (иносказание,аллегория)
Как воздействует язык поэзии на людей? ( идея- на ум, чувство – на душу, образ – на воображение,музыка – на уши)
Что делает рифма в стихотворении? ( возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, все строки содержащие одну мысль держит вместе)
Какой волшебный посредник между нами и лирическими героями властвует? (воображение и волнение)
Что такое лингвистический анализ? ( характеристика речевых средств языка)
Почему так важны для анализа словесные элементы текста? ( они являются образно – творческими)
Для чего задаётся риторический вопрос? (чтобы привлечь внимание слушателя, читателя)
Что является ритмообразующим элементом стихов? (пять стопов: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)
Какие типы рифмовки вы знаете? ( перекрёстная ( АБАБ); парная ( смежная) ВВГГ; кольцевая ( опоясывающая) ДЕЕД).
Какие ритмические паузы вы знаете? ( межстиховые, цезуры, леймы,…)
Что делает цезура? ( расчленяет стихотворную строку на две части)
Учитель: И вот, наконец, Пушкин « Зимнее утро». Досконально вы его будете изучать в 6 классе, а пока то, что мы успеем. Наряду со всеми великолепными произведениями Пушкина стоит роман « Евгений Онегин». Его вы будете изучать в 9 классе, но я очень хочу, чтобы вы сейчас чуть-чуть с ним познакомились. Это вам не повредит?
Дети: Нет! Нам интересно!
Учитель: Я просто хочу, чтобы вы обратили внимание на рифмовку этого произведения и обозначили её.
В) Работа в паре.
( на экране текст и перед детьми текст на карточках, дети самостоятельно определяют тип рифмовки одной строфы)
Гонимы вешними лучами, А
С окрестных гор уже снега Б перекрёстная
Сбежали мутными ручьями А
На потопленные луга Б
Улыбкой ясною природа В
Сквозь сон встречает утро года, В парная ( смежная)
Синея блещут небеса Г
Ещё прозрачные , леса Г
Как будто пухом зеленеют. Д
Пчела за данью полевой Е
Летит из кельи восковой. Е кольцевая ( опоясывающая)
Долины сохнут и пестреют, Д
Стада шумят, и соловей Ж
Уж пел в безмолвии ночей. Ж парная
УЧИТЕЛЬ: Вас ничто не удивляет?
Дети: Строфа из 14 строк и все типы рифмовки.
Учитель: Да, друзья, вот такой особой строфой написан весь роман.
Работа над новым материалом.
Учитель: Перед вами листочки с текстом произведения «Зимнее утро». Вы сможете его прочитать?
Дети: Конечно , сможем!
Учитель: А вы знаете, что по этому поводу сказал когда – то профессор Г. К. Бочаров, когда он увидел это произведение и ему предложили его прочитать?
( на слайде, дети читают с экрана)
« Передо мной текст стихотворения, который я ещё не умею читать.
Перечитывая стихотворение один и другой раз, начинаю его продумывать».
Г. К. Бочаров.
Учитель: Попробуем и мы?! Прочитаем его? ...
( дети читают)
А) Чтение текста учащимися.
Б) Словарная работа.
Учитель: Там встречаются устаревшие и диалектные слова, какие?
НЕГА – наслаждение ( устар.);
ВЗОР – взгляд, но в тексте глаза ( устар.);
ВЕЧОР – вчера (диал.) ;
НЫНЧЕ – сейчас (устар.);
ОЗАРЕНА – освещена ( устар.) ;
ВЕЛЕТЬ – приказать ( устар.) ;
ЗАПРЕЧЬ – запрячь, запрягать ( диал.) ;
ПРЕДАДИМСЯ - отдадимся ( устар.) ;
СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА – Венера .
Г) Практическая работа ( в группе)
( текст работы на карточках , дети отмечают правильный ответ)
Заголовок произведения отражает: |
а) тему; б) идею. |
2.Основной прием стихотворения: |
а) олицетворение; |
б)аллегория; |
в) антитеза; |
3.Какие изобразительные средства вы заметили? |
а) аллитерация; |
б) оксюморон; |
в)анафора; |
г) риторический вопрос; |
д) эпитет; |
е) метафора. |
( антитеза : противопоставление: радость и грусть - хмурый вечер радостному утру) аллитерация : в 1 строфе раскатистый «р», сонорные , носовые «л», «н»; анафора : «и ель… и речка…»
УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы послушаем стихотворение « Зимний вечер» в исполнении актера И.Смоктуновского.
Д) Аудиозаписи: «Зимнее утро», читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский.
Е) Чтение стихотворения учителем .
Ё) Чтение учениками, соревнование .
( дети выбирают лучшего чтеца)
7. Закрепление и обобщение темы урока.
( Фронтальный опрос)
Примерный перечень вопросов и ответы в идеале.
Какими цветами описывается русская зима? ( голубой, черный, зеленый, золотисто – коричневый)
Какое чувство передано в этом стихотворении? Какое настроение?
Какие однокоренные слова заметили? Для чего, с какой целью автор их употребил? ((блестя, блестит, блеском)
Какие слова высокого стиля вы заметили? ( Аврора, прелестный, озарена,…)
В какой форме написано стихотворение? ( диалога) Для чего? (Интонация непринуждённого разговора)
Какие эмоционально – оценочные определения вы заметили? (день чудесный, друг прелестный, ковры великолепные, друг милый, берег милый)
Какова идея произведения? ( «жизнь прекрасна» - хочет сказать поэт)
Каким размером написано стихотворение? ( ямбом)
Почему именно этот размер использует поэт? ( быстрый, мажорный, выразительный, живописный)
Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие бы цвета преобладали? (белый, жёлтый…)
Что описывает автор? (небо, снег, лес,…)
8.Рефлексия.
Учитель: Как вы себя чувствовали на уроке? Каким бы цветом вы это выразили? Оцените свою работу. Спасибо вам за работу!