СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический конкурс-викторина "Язык разум открывает"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический конкурс-викторина "Язык разум открывает"»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


тематического воспитательного мероприятия


по теме: «Язык разум открывает»


для специальности: 31.02.02 Акушерское дело,

II курса





Разработал: Феоктистова О.В., преподаватель







Симферополь, 2025

Рассмотрена и одобрена педагогом-организатором


________________ /А.В. Бакунова

(подпись)

Утверждена на заседании ЦМК по социально-гуманитарному циклу


протокол № ____ от «____» ________ 2025 г.


Председатель ЦМК __________/О.В. Феоктистова




Автор-разработчик:

Феоктистова О.В. – преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

































Содержание



1. Пояснительная записка …………………………………………….4


2. Подготовительный этап…………………………………………....6


3. Ход воспитательного мероприятия…………………………….…7


4. Сценарий воспитательного мероприятия…………………………8


5. Список использованной литературы…………………………….17


6. Приложения ………………………………………………………18



































Пояснительная записка


Актуальность воспитательного мероприятия: викторина по дисциплине СГ.08. Культура речи является важным инструментом для повышения языковой грамотности, развития критического мышления и обогащения культурного контекста. Она способствуют активному обучению. Для участия в мероприятии требуется от участников умение анализировать вопросы и выбирать правильные ответы, что развивает критическое мышление и способствует более глубокому осмыслению языка и его использования.


Цель воспитательного мероприятия: привлечение внимания студентов как будущих медицинских работников к культуре собственной речи; формирование представления о русском языке как о духовной, нравственной, культурной ценности народа через богатство пословиц.


Задачи воспитательного мероприятия:


Образовательные:

1. Повышение языковой грамотности.

2. Развитие навыков критического мышления.

3. Обогащение словарного запаса акушеров.


Развивающие:

  1. Формирование культурной осведомленности.

  2. Стимулирование интереса к современному русскому языку.

  3. Развитие навыков выступления, умения вести дискуссии, работать в группе.

  4. Расширение кругозора в области этики и культуры общения.


Воспитательные:

  1. Развитие навыков командной работы.

  2. Формирование нравственной культуры.

  3. Совершенствование и расширение знаний культуры общения.

  4. Воспитание любви к современному русскому языку.

  5. Улучшение коммуникационных навыков будущих акушеров.



Личностные результаты: ЛР 3, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9.


Форма проведения: лингвистический конкурс-викторина


Участники: студенты II курса, 21 аб группы, 2 подгруппа.


Место проведения: кабинет русского языка и литературы.


Время проведения: 28.03.2025 г., 10 ч. 00 мин.


Продолжительность: 40 минут.


Оборудование: фотоаппарат, ноутбук, мультимедийный проектор, учебная доска.







































Подготовительный этап


  1. Определить цели и задачи лингвистического конкурса-викторины.

  2. Поиск и отработка информации, составление сценария.

  3. Сохранение информационных объектов на внешние носители.

  4. Распределение заданий для студентов.

  5. Подготовка презентации для мероприятия.







































Ход воспитательного мероприятия


п/п

Этап

Время, мин


Организационный момент (приветствие, проверка подготовки рабочего места, внешний вид, отсутствующие)

3


Основная часть мероприятия (вступительное слово преподавателя, беседа о появлении языка, славянской письменности, первой книги и правилах поведения и общения; проведение конкурса-викторины в 3 этапа. 1 этап — орфографический диктант, светское общение, «коммуникативные барьеры», манеры поведения современного человека, 2 этап — игра «Цепочка», 3 этап — решение ситуационных задач, тестирование)  

30


Подведение итогов мероприятия (подсчёт баллов, объявление команды-победителя, рефлексия)


7

























Сценарий воспитательного мероприятия

Преподаватель: согласны ли вы со мнением, что язык ассоциируется с правильной речью. А пословицы и поговорки о языке призывают общество следить за своей речью, думать, о чем говорить так, чтобы никого не обидеть.

Как вы думаете, насколько давно существует русский язык? (ответы обучающихся). Учёные считают, что славянская письменность была создана в 9 веке, примерно в 863 году. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.


- Почему возникла славянская письменность? (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?

- Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?

- Можно ли из тех книг получить знания о правилах поведения и общения?


Преподаватель: сегодня у нас обобщающее занятие, где мы с вами будем применять полученные знания по культуре речи. Выбор слов, стиля речи трансформируется с течением времени, одновременно завися и влияя на эпоху и характеры людей. Но многие пословицы о нюансах речевого этикета актуальны и сегодня, поскольку запечатлены как универсальная народная мудрость, полезная в любом веке. Важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках. Поэтому контроль конечного уровня знаний будет проходить в форме викторины «Язык разум открывает», состоящей из III этапов, включающих работу с пословицами. Для этого нам нужно, чтобы вы поделились на две команды и выполнили задания. Во время работы у нас будет независимый эксперт – староста, которая будет внимательно следить за ответами участников и оформлять ваши результаты в оценочный лист.


I этап


Орфографический диктант



Капитаны команд выходят к доске и записывают слова, соблюдая орфографическую норму. Максимальный балл – 10. Все слова написаны правильно – 10 баллов, 9 – 7 слов – 9 баллов, 6 – 5 слов – 7 баллов.

Плацента, первородящая, патронаж, инъекция, токсикоз, гестационный диабет, эклампсия, диурез, гипертония, фетоскопия, кардиология, билирубин, биопсия, акушер-гинеколог, гипотония, экстрагенитальная патология, лапароскопия, перкуссия, доношенность плода, аускультация.



Светское общение


Преподаватель задаёт вопросы, участники команд отвечают максимально раскрыто. За каждый правильный ответ 2 балла.


  1. О чем не следует говорить в светской беседе?


Не следует «выворачивать душу наизнанку», откровенничать, злословить, критиковать общих знакомых, родственников, сослуживцев, начальство, распространяться о своих болезнях и проблемах, говорить о людях, не известных собеседнику, рассказывать фривольные анекдоты, повествовать о катастрофах, чрезвычайных происшествиях.


  1. Можно ли давать советы?


Будьте осторожны! Не торопитесь давать советы, если вас не просят об этом. Сказать знакомому «Тебе не идет этот галстук!» или «Я не советую тебе встречаться с ним (с ней)!» - в то время как вас даже не спрашивали об этом - величайшая бестактность!


  1.   Допускается ли в беседе спор?


Вполне. Человек должен уметь защищать свою точку зрения, но важно делать это тактично, корректно, аргументировано, без лишних эмоций.


  1. Часто можно услышать такой комплимент: «Вы сегодня прекрасно выглядите!». Верен ли он?


 Если вы хотите сделать настоящий комплимент, никогда так не говорите. Во-первых, это банально. Что, собственно, означает «прекрасно выглядеть»? А во-вторых, слово «сегодня» как бы говорит о том, что в другие дни этот человек выглядит плохо.


  1.   Как принято реагировать на неуместную шутку?


Ничто в таких случаях не действует лучше, чем минута общего молчания, которая воцаряется после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему. Если шутник без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которые заставляют краснеть присутствующих, следует его остановить, сказав что-то вроде: «Кажется вы сегодня не в ударе».


«Коммуникативные барьеры»


Попробуйте сейчас перенестись в кабинет акушера-гинеколога на своё рабочее место. Подготовьте 3 – 4 предложения для ответа.


Задача № 1: пациентка – женщина 38 лет, первые роды, срок 38 недель. Выражает недовольство о кесарево. В беседе с пациенткой возникла пауза, она замкнулась. Найдите фразы, подходящие для возвращения интереса пациентки к беседе и её убеждения.


Задача № 2: у Вас на приёме пациентка пожилого возраста, которая убеждена в низком качестве медицинских услуг, низкой квалификации врачей и говорит только об этом. Переведите беседу в нужную Вам область, касающуюся её лечения, сохранив принципы медицинской деонтологии и правила этики в коммуникации.



Манеры поведения современного человека


Условие ответа на поставленный вопрос – максимально лаконично ответить, т.е. ваш ответ – это 1 или 2 слова. Оценивается в 1 балл. Если же вы не можете сформулировать свой ответ, то получаете всего лишь 0,5 б.

  1. Принято ли выражать свою благодарность за мелкую услугу хорошо знакомому человеку?


Благодарить необходимо в любом случае. Благодарность не бывает излишней. Вы можете выразить ее, преподнеся в подарок что-либо, соответствующее интересам человека: книгу, словарь, справочник, картину, музыкальный диск, «толстый» журнал и т.д. Формой благодарности также может выступать и письмо с уведомлением, что услуга была полезной и важной.


  1. Кто такой брюзга?


Это человек, всегда вечно всем недовольный и сообщающий об этом окружающим. Общение с ним дело трудное и малоприятное. Но хуже всех приходится ему самому: люди избегают его, к тому же плохое настроение вредно для здоровья.


  1. Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»... Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать?  


Воспитанный человек жует жевательную резинку, только оставшись наедине с самим собой. Во время общения, пребывания на людях лучше отказаться от жвачки, если вы не хотите, чтобы ваши партнеры по общению запомнили вас только жующим.


  1. Что такое элегантность?


Существует множество взглядов на понятие элегантности. Элегантность - это манеры, их не получишь искусственным путем. Создать себе имидж элегантного человека - значит, быть безупречной во всем и всегда, даже когда отправляешься за хлебом. И дело не только в том, чтобы не навешивать на себя сразу все украшения, и даже не в тщательном подборе обуви, сумки - надо просто уметь расположить к себе окружающих. Вежливость и взаимоуважение - тоже своего рода элегантность».


  1.   Что называется «дежурной улыбкой»?


Обычно так говорят об улыбке неискренней, когда человек улыбается по обязанности, потому что «так надо». Однозначного решения здесь нет. Однако этикет предполагает, что лучше дежурная улыбка, чем искренние грубость и хамство.





II этап


Игра «Цепочка».


Преподаватель: вам необходимо вспомнить, подобрать как можно больше слов приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности. Побеждает та команда, которая представит наибольшее количество слов. Максимальный балл – 5 баллов.


Слова приветствия (добрый день, добрый вечер; здравствуйте, доброе утро);

Слова просьбы (будьте добры, будьте любезны; если вас не затруднит);

Слова прощания (до встречи, до свидания, прощайте);

Слова извинения (простите, извините, очень жаль).

Слова благодарности (спасибо, благодарю, очень признателен, пожалуйста).



Какие вы вежливые, вы знаете так много волшебных слов!




III этап


Решение ситуационных задач.  Задание на карточках.


Преподаватель: найдите ошибки, которые допущены в данной ситуации. Вам будет дано три минуты на обсуждение. Затем один представитель команды расскажет, какие именно ошибки в поведении и общении были допущены. Другая команда может дополнять ответ. Максимальный балл – 10.

      


«Приём гостей дома»

Ситуация 1.


Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Вручают коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.

Вскоре все сидят за столом.


Участники команды совещаются.


Ошибки:

  1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.

  2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.

  3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.



«Общение на улице»

Ситуация 2.  

 

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?


Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать. который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать.





Тестирование (для капитанов команд)


1. Какое утверждение соответствует действительности? Подготовка речи начинается…

  1. с определения темы;

  2. с нахождения цитаты;

  3. с составления плана;

  4. с набросок тезисов.


2. К какому принципу построения выступления относятся следующее определение: Организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу.

  1. принципу экономии;

  2. принципу органического единства;

  3. принципу усиления;

  4. принципу последовательности.


3. Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления:

  1. нарушение логической последовательности;

  2. большое количество затронутых вопросов;

  3. отсутствие доказательности;

  4. апелляция к событиям, известным оратору и аудитории.


4. Какие нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?

  1. нарушает чистоту речи;

  2. нарушает логичность речи;

  3. нарушает точность речи;

  4. нарушает частоту речи.


5. Чего не должен делать оратор в конце выступления?

  1. Повторять основные положения доклада.

  2. Извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были оповещены.

  3. Благодарить слушателей за внимание.

  4. Говорить аудитории комплименты.


6. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?

  1. чтение текста;

  2. воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов;

  3. воспроизведение по памяти заученного текста;

  4. импровизация.


7. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?

  1. характер;

  2. профессионализм;

  3. происхождение;

  4. принадлежность к определенной социальной группе.


8. Отметьте утверждение, не соответствующее действительности. Риторика – это…

  1. ораторское искусство;

  2. наука, изучающая ораторское искусство;

  3. теория красноречия;

  4. культура речи.


9. Какое утверждение соответствует действительности? Успех выступления прежде всего зависит…

  1. от наличия плана выступления;

  2. от наличия контакта с аудиторией;

  3. от внешнего вида оратора;

  4. от мимики и жестов оратора.


10. Какая речь требует особенно тщательной подготовки?

  1. Информационная речь;

  2. траурная речь;

  3. приветственная речь;

  4. научный доклад.



Критерии оценивания:



Количество правильных ответов

Оценка

10

5

8 – 9

4

6 – 7

3

0 – 5

2



Эталоны ответов:


1. 1

2. 4

3. 4

4. 1

5. 2

6. 4

7. 1

8. 4

9. 2

10. 4



Преподаватель: пока капитаны выполняют тестирование, у вас есть возможность принести команде дополнительные баллы. Вам необходимо вспомнить пословицы, в которых будут использоваться слова «язык», «слово». Например, слово не воробей – вылетит не поймаешь, язык до Киева доведёт.

Ответы:

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Без языка и колокол нем.

Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.

Будь своему слову господин.

Где слова редки, там они вес имеют.

Глупые речи — что пыль на ветру.

Говори по делу, живи по совести.

Говорит про тебя, забыв себя.

Доброе молчанье лучше худого ворчанья.

Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

Долго не говорит — ум копит, а вымолвит — слушать нечего.

Думай дважды, говори раз.

Жало остро, а язык — острей того.

Каков ум, такова и речь.

Какова речь, таков и склад.

Колокольный звон не молитва, крик не беседа.

Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Лучше недосказать, чем пересказать.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Лучше споткнуться ногою, нежели словом.

Мал язык, да всем телом владеет.


Преподаватель: лингвистическая конкурс-викторина «Язык разум открывает» подошла к концу. Обе команды показали себя достойно. Молодцы! Давайте теперь подсчитаем баллы и определим команду-победителя, участники которой сегодня получат оценку 5.

Но сначала проведем рефлексию.

- Понравилось ли вам мероприятие?

- Какой этап мероприятия был для вас самым интересным?

- Что вызвало трудности?

- Какие новые для вас знания вы приобрели в ходе мероприятия?




Помните:


Что бы вы ни делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.






«Коммуникативные барьеры»


Задача № 1: пациентка – женщина 38 лет, первые роды, срок 38 недель. Выражает недовольство о кесарево. В беседе с пациенткой возникла пауза, она замкнулась. Найдите фразы, подходящие для возвращения интереса пациентки к беседе и её убеждения.


_____________________________________________________________



«Коммуникативные барьеры»


Задача № 2: у Вас на приёме пациентка пожилого возраста, которая убеждена в низком качестве медицинских услуг, низкой квалификации врачей и говорит только об этом. Переведите беседу в нужную Вам область, касающуюся её лечения, сохранив принципы медицинской деонтологии и правила этики в коммуникации.


_________________________________________________________________
















Игра «Цепочка»


Необходимо вспомнить, подобрать как можно больше слов приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности.


Слова приветствия:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова просьбы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова прощания:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова извинения:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова благодарности:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Решение ситуационных задач


Найдите ошибки, которые допущены в данной ситуации. Вам будет дано три минуты на обсуждение. Затем один представитель команды расскажет, какие именно ошибки в поведении и общении были допущены. Другая команда может дополнять ответ.

      

«Приём гостей дома»

Ситуация 1.


Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Вручают коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.

Вскоре все сидят за столом.



_________________________________________________________________




Решение ситуационных задач


Найдите ошибки, которые допущены в данной ситуации. Вам будет дано три минуты на обсуждение. Затем один представитель команды расскажет, какие именно ошибки в поведении и общении были допущены. Другая команда может дополнять ответ.



«Общение на улице»

Ситуация 2.  

 

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?











Тестирование (для капитанов команд)


1. Какое утверждение соответствует действительности? Подготовка речи начинается…

  1. с определения темы;

  2. с нахождения цитаты;

  3. с составления плана;

  4. с набросок тезисов.


2. К какому принципу построения выступления относятся следующее определение: Организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу.

  1. принципу экономии;

  2. принципу органического единства;

  3. принципу усиления;

  4. принципу последовательности.


3. Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления:

  1. нарушение логической последовательности;

  2. большое количество затронутых вопросов;

  3. отсутствие доказательности;

  4. апелляция к событиям, известным оратору и аудитории.


4. Какие нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?

  1. нарушает чистоту речи;

  2. нарушает логичность речи;

  3. нарушает точность речи;

  4. нарушает частоту речи.


5. Чего не должен делать оратор в конце выступления?

  1. Повторять основные положения доклада.

  2. Извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были оповещены.

  3. Благодарить слушателей за внимание.

  4. Говорить аудитории комплименты.


6. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?

  1. чтение текста;

  2. воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов;

  3. воспроизведение по памяти заученного текста;

  4. импровизация.


7. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?

  1. характер;

  2. профессионализм;

  3. происхождение;

  4. принадлежность к определенной социальной группе.


8. Отметьте утверждение, не соответствующее действительности. Риторика – это…

  1. ораторское искусство;

  2. наука, изучающая ораторское искусство;

  3. теория красноречия;

  4. культура речи.


9. Какое утверждение соответствует действительности? Успех выступления прежде всего зависит…

  1. от наличия плана выступления;

  2. от наличия контакта с аудиторией;

  3. от внешнего вида оратора;

  4. от мимики и жестов оратора.


10. Какая речь требует особенно тщательной подготовки?

  1. Информационная речь;

  2. траурная речь;

  3. приветственная речь;

  4. научный доклад.





























Критерии оценивания тестирования капитанов команд:



Количество правильных ответов

Оценка

10

5

8 – 9

4

6 – 7

3

0 – 5

2



Эталоны ответов:


1. 1

2. 4

3. 4

4. 1

5. 2

6. 4

7. 1

8. 4

9. 2

10. 4