СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический квилт

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • организовать деятельность обучающихся по повторению материала;
  • стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности.
  • совершенствовать речевые умения.
  • повышать интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
  • формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
  • формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический квилт»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 89 ГОРОДА ДОНЕЦКА»










«Лингвистический квилт»


(номинация: разработка учебного занятия по родному языку;)









Авдеева Наталья Петровна

Учитель русского языка и литературы

















Донецк – 2020

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КВИЛТ

Цели и задачи:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;

  • организовать деятельность обучающихся по повторению материала;

  • стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности.

  • совершенствовать речевые умения.

  • повышать интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

  • формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

  • формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Тип урока: урок-игра

Форма работы: работа в группах.

Оборудование: сигнальные карточки, кроссворды, раздаточный материал.

Ход игры

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

3. Сообщение темы, цели.

Сегодня я Вам предлагаю поиграть в «Лингвистический квилт».

Но для начала давайте вспомним что такое «квилт». Это изделие, выполненное с применением техники пэчворк (сшивания небольших кусочков ткани). Сегодня мы будем сшивать кусочки своих знаний и в конце урока получим кусочек нашего одеяла в стиле квилт. Итак, начнем.

ФОНЕТИКА.

1 Прочитайте слово лён по звукам справа налево (Ноль)

2 Сколько звуков [о] в слове молокозавод?  (одна - малаказавод)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

1 Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

2 Какое окончание в наречиях: направо, налево, вглубь, вниз, наотмашь? (У наречий нет окончания)

МОРФОЛОГИЯ.

1 Дорогая моя иваси. Иваси – какого рода?

Женского рода, происходит это слово от японского (иваси - селедка)

2 Определите род существительного зубрила? (Общего)

3 Какая змея может быть наречием? (уж)

4 Найди четвертый лишний.

Золото, бриллиант, молоко, болото

бриллиант – м.р., остальные – ср.р.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Определи по лексическому значению фразеологизм.

1 По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм (Водить за нос)

2 По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм (Делать из мухи слона)

3 По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм. (На два фронта)

4 По лексическому значению “не обращать никакого внимания, не замечать” назовите фразеологизм (В ус не дуть)

5 По лексическому значению “ничем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм (Ни рыба ни мясо)

«СПРЯТАННЫЕ СЛОВА»

Этот конкурс состоит из двух этапов.

1 этап: Задача учащихся – образовать от данных глаголов нужные причастия.

1. Закопать – прошедшее время.

2. Засорить – прошедшее время.

3. Хранить – страдательное, настоящее время.

4. Скакать – настоящее время.

5. Сделать – прошедшее время.

6. Срастись – прошедшее время.

7. Спрятать – прошедшее время.

8. Нестись – прошедшее время.

9. Делать – страдательное, прошедшее время.

з

а

к

о

п

а

н

н

ы

й

з

а

с

о

р

ё

н

н

ы

й

х

р

а

н

и

м

ы

й




с

к

а

ч

у

щ

и

й


с

д

е

л

а

н

н

ы

й



с

р

о

с

ш

и

й

с

я

с

п

р

я

т

а

н

н

ы

й

н

ё

с

ш

и

й

с

я



д

е

л

а

е

м

ы

й



2 этап: Задача учащихся – образовать имена прилагательные от глаголов.

1. Коптить – копчёный

2. Жарить – жареный

3. Пилить – пиленый

4. Вялить – вяленый

5. Красить – крашеный

6. Стегать (прошивать стёжкой) – стёганый

7. Калить (прожаривать) – калёный

8. Плести – плетёный

9. Печь – печёный

10. Солить – солёный

11. Гранить - гранёный

12. Мочить (квасить) – мочёный

13. Клеить (пропитывать клеем) – клееный


к

о

п

ч

ё

н

ы

й


ж

а

р

е

н

ы

й




п

и

л

е

н

ы

й


в

я

л

е

н

ы

й



к

р

а

ш

е

н

ы

й

с

т

ё

г

а

н

ы

й




к

а

л

ё

н

ы

й

п

л

е

т

ё

н

ы

й




п

е

ч

ё

н

ы

й


с

о

л

ё

н

ы

й





ь






г

р

а

н

ё

н

ы

й




м

о

ч

ё

н

ы

й


к

л

е

е

н

ы

й



ИСПРАВЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

«Молчать как рыба о лед»

-молчать, как рыба

- биться, как рыба о лед

«ПРИБАВЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Учитель читает учащимся по очереди слова существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. Задача учащихся: написать подходящее по смыслу и согласованное в роде прилагательное.

1. Магистраль – широкая, прямая

2. Вестибюль – просторный, уютный

3. Бандероль – заказная

4. Кабель – телефонный

5. Гроздь – спелая, виноградная

6. Рояль – новый, черный

7. Озимь – зелёная, молодая

8. Полынь – сухая, степная

9. Лазурь – небесная

10. Мозоль – болезненная

11. Тюль – прозрачный, красивый

12. Вуаль – легкая, шелковая

13. Китель – военный, синий

14. Шинель – солдатская, теплая

15. Фланель – теплая, цветная

16. Штемпель – почтовый

17. Эмаль – голубая, белая

18. Цоколь – гранитный, красивый

«ОБРАЗУЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

На карточках представлены имена прилагательные. Задача учащихся – назвать соответствующие имена существительные, указав суффикс.

1. Смелый - смельчак

2. Сильный - силач

3. Весёлый – весельчак

4. Ленивый – ленивец, лентяй

5. Завистливый – завистник

6. Гордый – гордец

7. Лживый – лжец

8. Мудрый – мудрец

9. Глупый – глупец

10. Богатый – богач

11. Бедный – бедняк

12. Грубый – грубиян

13. Хвастливый – хвастун

14. Толстый – толстяк

15. Крепкий – крепыш

16. Бесстыдный – бесстыдник

«СПРЯТАННОЕ СЛОВО»

Задача учащихся – заполнить клетки именами прилагательными, образованными от слов:

1. Скрипеть - скрипучий

2. Январь - январский

3. Вчера - вчерашний

4. Синий - синеватый

5. Перрон - перронный

6. Группа - групповой

7. Кость - костяной

8. Техас - техасский

9. Глаз - глазастый

10. Яблоня – яблоневый

11. Глубина - глубинный

12. Греция – греческий

«ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ»

1. Какие три местоимения самые чистые? (Вымыты)

2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Ямы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: всегда говорит о себе, последнее в алфавите)

5. Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый)

«ОДНИМ СЛОВОМ»

Вниманию учащихся представлены сочетания слов. Задача: выразить каждое сочетание одним возвратным глаголом.

1. Приветствовать друг друга при встрече – здороваться.

2. Достигать поставленной цели путем усилий, стараний – добиваться.

3. Испытывать неуверенность, нетвердо верить во что-нибудь – сомневаться.

4. Быть в тревожном состоянии – волноваться.

5. Брать под свою защиту – вступаться.

6. Приходить в негодование – возмущаться.

7. Чувствовать обиду – обижаться.

8. Допускать ошибку – ошибаться.

9. Вести переписку – переписываться.

10. Проявлять интерес к чему-либо – интересоваться.

11. Излишне расхваливать собственные заслуги – хвастаться.

12. Собирать вещи – укладываться.

ФИЗМИНУТКА. «ПЕРЕВОДЧИК»

Выполняется стоя.

1 Переведите на современный язык устаревшие слова.

Покажите потылицу - затылок

2 Переведите на современный язык устаревшие слова.

Покажите длани - ладони

3 Выполните действие.

Левую руку положите на правое рамо, а правую – на левое рамо.  (рамо - плечо)

4 Выполните задание.

  Помашите десницей.  - правая рука.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

1. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: “? ” Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? “!”

2. Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета? @ (А)

ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву!

буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи ).

ПОСЛОВИЦА

Найдите соответствующую пословицу в русском языке

Болгарская “ Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу”

Когда рак на горе свистнет.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?

Кредит дармовщиной белДолг платежом красен.

Ненависть до последнего вздохаЛюбовь с первого взгляда.

Вывести на чистую воду – Завести на грязную сушу.

Волков бояться в лес не ходить – Собак страшиться.

На воре шапка горит – На полицейском валенки мокнут.

РЕФЛЕКСИЯ «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются.

1 АОБООУАДА

2 ИПЬРТПЕИР

3 ЭПВФЭСФПЕ

4 ВЮЛГВДЛАЮ

5 ЖЗСУУЧЖАЗ

6 ОАСАОТАЛО

7 ГЦИДВГЦЫД!

(будьте счастливы!)