ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 89 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Лингвистический квилт»
(номинация: разработка учебного занятия по родному языку;)
Авдеева Наталья Петровна
Учитель русского языка и литературы
Донецк – 2020
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КВИЛТ
Цели и задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
организовать деятельность обучающихся по повторению материала;
стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности.
совершенствовать речевые умения.
повышать интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
осуществление системно-деятельностного подхода;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
Тип урока: урок-игра
Форма работы: работа в группах.
Оборудование: сигнальные карточки, кроссворды, раздаточный материал.
Ход игры
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
3. Сообщение темы, цели.
Сегодня я Вам предлагаю поиграть в «Лингвистический квилт».
Но для начала давайте вспомним что такое «квилт». Это изделие, выполненное с применением техники пэчворк (сшивания небольших кусочков ткани). Сегодня мы будем сшивать кусочки своих знаний и в конце урока получим кусочек нашего одеяла в стиле квилт. Итак, начнем.
ФОНЕТИКА.
1 Прочитайте слово лён по звукам справа налево (Ноль)
2 Сколько звуков [о] в слове молокозавод? (одна - малаказавод)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
1 Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
2 Какое окончание в наречиях: направо, налево, вглубь, вниз, наотмашь? (У наречий нет окончания)
МОРФОЛОГИЯ.
1 Дорогая моя иваси. Иваси – какого рода?
Женского рода, происходит это слово от японского (иваси - селедка)
2 Определите род существительного зубрила? (Общего)
3 Какая змея может быть наречием? (уж)
4 Найди четвертый лишний.
Золото, бриллиант, молоко, болото
бриллиант – м.р., остальные – ср.р.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Определи по лексическому значению фразеологизм.
1 По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм (Водить за нос)
2 По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм (Делать из мухи слона)
3 По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм. (На два фронта)
4 По лексическому значению “не обращать никакого внимания, не замечать” назовите фразеологизм (В ус не дуть)
5 По лексическому значению “ничем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм (Ни рыба ни мясо)
«СПРЯТАННЫЕ СЛОВА»
Этот конкурс состоит из двух этапов.
1 этап: Задача учащихся – образовать от данных глаголов нужные причастия.
1. Закопать – прошедшее время.
2. Засорить – прошедшее время.
3. Хранить – страдательное, настоящее время.
4. Скакать – настоящее время.
5. Сделать – прошедшее время.
6. Срастись – прошедшее время.
7. Спрятать – прошедшее время.
8. Нестись – прошедшее время.
9. Делать – страдательное, прошедшее время.
з | а | к | о | п | а | н | н | ы | й |
з | а | с | о | р | ё | н | н | ы | й |
х | р | а | н | и | м | ы | й | | |
| с | к | а | ч | у | щ | и | й | |
с | д | е | л | а | н | н | ы | й | |
| с | р | о | с | ш | и | й | с | я |
с | п | р | я | т | а | н | н | ы | й |
н | ё | с | ш | и | й | с | я | | |
д | е | л | а | е | м | ы | й | | |
2 этап: Задача учащихся – образовать имена прилагательные от глаголов.
1. Коптить – копчёный
2. Жарить – жареный
3. Пилить – пиленый
4. Вялить – вяленый
5. Красить – крашеный
6. Стегать (прошивать стёжкой) – стёганый
7. Калить (прожаривать) – калёный
8. Плести – плетёный
9. Печь – печёный
10. Солить – солёный
11. Гранить - гранёный
12. Мочить (квасить) – мочёный
13. Клеить (пропитывать клеем) – клееный
| к | о | п | ч | ё | н | ы | й |
| ж | а | р | е | н | ы | й | |
| | п | и | л | е | н | ы | й |
| в | я | л | е | н | ы | й | |
| к | р | а | ш | е | н | ы | й |
с | т | ё | г | а | н | ы | й | |
| | к | а | л | ё | н | ы | й |
п | л | е | т | ё | н | ы | й | |
| | п | е | ч | ё | н | ы | й |
| с | о | л | ё | н | ы | й | |
| | | ь | | | | | |
г | р | а | н | ё | н | ы | й | |
| | м | о | ч | ё | н | ы | й |
| к | л | е | е | н | ы | й | |
ИСПРАВЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМ
«Молчать как рыба о лед»
-молчать, как рыба
- биться, как рыба о лед
«ПРИБАВЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Учитель читает учащимся по очереди слова существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. Задача учащихся: написать подходящее по смыслу и согласованное в роде прилагательное.
1. Магистраль – широкая, прямая
2. Вестибюль – просторный, уютный
3. Бандероль – заказная
4. Кабель – телефонный
5. Гроздь – спелая, виноградная
6. Рояль – новый, черный
7. Озимь – зелёная, молодая
8. Полынь – сухая, степная
9. Лазурь – небесная
10. Мозоль – болезненная
11. Тюль – прозрачный, красивый
12. Вуаль – легкая, шелковая
13. Китель – военный, синий
14. Шинель – солдатская, теплая
15. Фланель – теплая, цветная
16. Штемпель – почтовый
17. Эмаль – голубая, белая
18. Цоколь – гранитный, красивый
«ОБРАЗУЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
На карточках представлены имена прилагательные. Задача учащихся – назвать соответствующие имена существительные, указав суффикс.
1. Смелый - смельчак
2. Сильный - силач
3. Весёлый – весельчак
4. Ленивый – ленивец, лентяй
5. Завистливый – завистник
6. Гордый – гордец
7. Лживый – лжец
8. Мудрый – мудрец
9. Глупый – глупец
10. Богатый – богач
11. Бедный – бедняк
12. Грубый – грубиян
13. Хвастливый – хвастун
14. Толстый – толстяк
15. Крепкий – крепыш
16. Бесстыдный – бесстыдник
«СПРЯТАННОЕ СЛОВО»
Задача учащихся – заполнить клетки именами прилагательными, образованными от слов:
1. Скрипеть - скрипучий
2. Январь - январский
3. Вчера - вчерашний
4. Синий - синеватый
5. Перрон - перронный
6. Группа - групповой
7. Кость - костяной
8. Техас - техасский
9. Глаз - глазастый
10. Яблоня – яблоневый
11. Глубина - глубинный
12. Греция – греческий
«ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ»
1. Какие три местоимения самые чистые? (Вымыты)
2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Ямы)
3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: всегда говорит о себе, последнее в алфавите)
5. Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый)
«ОДНИМ СЛОВОМ»
Вниманию учащихся представлены сочетания слов. Задача: выразить каждое сочетание одним возвратным глаголом.
1. Приветствовать друг друга при встрече – здороваться.
2. Достигать поставленной цели путем усилий, стараний – добиваться.
3. Испытывать неуверенность, нетвердо верить во что-нибудь – сомневаться.
4. Быть в тревожном состоянии – волноваться.
5. Брать под свою защиту – вступаться.
6. Приходить в негодование – возмущаться.
7. Чувствовать обиду – обижаться.
8. Допускать ошибку – ошибаться.
9. Вести переписку – переписываться.
10. Проявлять интерес к чему-либо – интересоваться.
11. Излишне расхваливать собственные заслуги – хвастаться.
12. Собирать вещи – укладываться.
ФИЗМИНУТКА. «ПЕРЕВОДЧИК»
Выполняется стоя.
1 Переведите на современный язык устаревшие слова.
Покажите потылицу - затылок
2 Переведите на современный язык устаревшие слова.
Покажите длани - ладони
3 Выполните действие.
Левую руку положите на правое рамо, а правую – на левое рамо. (рамо - плечо)
4 Выполните задание.
Помашите десницей. - правая рука.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
1. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: “? ” Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? “!”
2. Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета? @ (А)
ВОЛШЕБНАЯ БУКВА
Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву!
буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи ).
ПОСЛОВИЦА
Найдите соответствующую пословицу в русском языке
Болгарская “ Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу”
Когда рак на горе свистнет.
ПЕРЕВЕРТЫШИ
Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?
Кредит дармовщиной бел – Долг платежом красен.
Ненависть до последнего вздоха – Любовь с первого взгляда.
Вывести на чистую воду – Завести на грязную сушу.
Волков бояться в лес не ходить – Собак страшиться.
На воре шапка горит – На полицейском валенки мокнут.
РЕФЛЕКСИЯ «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
В конце урока вопрос учащимся:
- За что бы вы себя могли похвалить?
Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются.
1 АОБООУАДА
2 ИПЬРТПЕИР
3 ЭПВФЭСФПЕ
4 ВЮЛГВДЛАЮ
5 ЖЗСУУЧЖАЗ
6 ОАСАОТАЛО
7 ГЦИДВГЦЫД!
(будьте счастливы!)