СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический марафон «Следствие ведут знатоки»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие проводится в форме соревнования между двумя командами. Задания на знание теории русского языка, а так же на логику.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический марафон «Следствие ведут знатоки»»



Лингвистический марафон

«Следствие ведут знатоки»

- Здравствуйте, ребята и гости! Давайте наш марафон начнем с пожелания добра друг другу. Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем друг другу добра. Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится сегодня со всеми трудностями.

- Ребята, трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

А давайте послушаем сами себя: какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

На столе у вас лежат тучка и солнышко. Определите какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите карточку настроения и капитан команды поднимет ее. И у меня сегодня хорошее настроение.

Смотрим на доску.

Найдя значение этих выражений, мы сможем узнать с чем связано наше мероприятие. Ну что работаем.

320: 8 = 40 (У) 80 : 4 = 20 (А)

20 * 3 = 60 (К) 400 * 2 = 800 (А)

600 : 200 = 3 (Н)

Расположите полученные результаты в порядке возрастания. И посмотрим что у нас получилось?

3 20 40 60 800

Н А У К А

С чем будет связан наш марафон? А как вы думаете, что такое наука?

(Ответы детей). Слайд 1

- Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация…

А как связана наука с русским языком?

Слайд 2.

Наука о русском языке.

Наука о русском языке называется русистикой. Она изучает как современное состояние языка, так и его историю. Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.

Виднейшие ученые-русисты.

Основателем современной науки о русском языке считается М. В. Ломоносов, он написал «Российскую грамматику», первое развернутое описание строя русского языка, разработал теорию «штилей».

Еще одним видным ученым-русистом был В. И. Даль, создавший четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1883-1866), в котором он отразил не только литературный язык, но и многие диалекты.

Большой вклад в изучение русского языка внесли Ушаков, Щерба, Потебня, Ожегов и др.

Ребята, а сколько хороших слов сказано о русском языке!

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил:

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно бойкий и живой».

А сейчас отгадайте загадки:

В нем красота звучанья слов,

И глубина многообразия,

Живет в нем русская душа,

Певучесть, гибкость, уникальность!

(Русский язык).

Он красив и почитаем,

Богат, многообразен,

Пушкин, Лермонтов, Тургенев

На нем писали, говорили!

(Русский язык).

Глубина его бездонна,

Он велик и бесподобен,

Гибок, ловок и послушен,

И в России всем он нужен!

(Русский язык).

Так о чем же сегодня будет идти речь? (О русском языке)

Чтение стихов учащимися.

Щедрое народное наследство-

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Жизнь идет, словарь опережая.

Сколько новых дел, событий, чувств!

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и в душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком-

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Сегодня у нас не просто мероприятие, а турнир между командами .

«РАДУГА» и «СОЛНЫШКО»

«Жить делами яркими, как радуга,

И светить, как семь её цветов!»

«Солнышко лучистое, мы – твои лучи.

Быть людьми хорошими ты нас научи!»

Правила игры: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Команда, набравшая больше жетонов, становится победителем.

Начнем с разминки (устно). Отвечаем хором.

Разминка.

Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога - …(ноги) Рука - … (руки) Дуга – …(дуги)

Мука - …(сущ. мука не имеет множ. числа) Ведро - …(ведра)

Бедро - …(бедра) Метро - …(сущ. метро не имеет множ. числа)

День - …(дни) Пень- … (пни) Лень - …(сущ. лень не имеет множ. числа) Цыпленок - …(цыплята) Козленок - … (козлята)

Бочонок - …(бочонки)

Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.

1 конкурс «Угадай слова»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну-

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну!

Все они сбежали.

1. вринт, вариант2. днтист, дантист 3. гдюк, гадюка

4. бклжн, баклажан 5. кдр, кадр 6. мтерик, материк

7. схр, сахар 8. кнв, канава

Конкурс для болельщиков «Переставьте буквы».

Нужно образовать новые слова, переставляя буквы.

1.Тапир – пират 2. Чурка – ручка 3. Роман – норма

4. Ропот – топор 5. Атлас – салат 6. Терка – актер

7. Барон – набор 8. Товар – автор

2. Конкурс «Пословицы и поговорки».

Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Задание по очереди для каждой команды. Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.

1 команде:

1. В гостях хорошо,…(а дома лучше)

2. Один за всех…(все за одного)

3. Не имей сто рублей…(а имей сто друзей)

Конкурс «Вопрос – ответ».

1.У кого глаза велики? (у страха)

2. Чем горю не поможешь? (слезами)

3. Кого по осени считают? (цыплят)

4. Чем соловья не кормят? (баснями)

5. В какие сани не следует садиться? (не в свои)

6. Что надо беречь смолоду? (честь)

7. Без чего не вынешь рыбку из пруда? (без труда)

8. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)

«Назови пару».

К существительным мужского рода ученики по очереди называют существительные женского рода.

Козел – коза Бобер – бобриха Медведь – медведица

Осел – ослица Оса – оса Стрекоза – стрекоза

Ворон – ворона Волк – волчица

Курица – петух Баран – овца Муха – муха

Обезьяна – обезьяна Слон – слониха Кот – кошка Корова – бык

Конкурс «Слова-матрешки».

В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова.

Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.

Победа________________

Бусы__________________

Тапочки_______________

Тумбочка______________

Удочка________________

Рыбак_________________

Осадки________________

Машина_______________

Черемуха______________

Господин______________

Дрожь_________________

Атом__________________

Трубил________________

Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться,

Вопросы-шутки

1. В каком слове сорок гласных?
2. В каких словах по сто согласных?
3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?
8. В каком числительном содержится приказ?
9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?
10. В каком слове 100 отрицаний.
Вопросы посерьёзнее

11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?
12. Каково происхождение слова столица?
13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?
14. Каково происхождение слова мешок?
15. Слово среда имеет два значения: "день недели" и "то, что находится вокруг, окружение". В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?
16. Определите разряд прилагательного заячий.
17. Что такое звательный падеж?
18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов.
19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин?
20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.
21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.
22. Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?
23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Ответ поясните.
24. Как образовались наречия сегодня и завтра?
25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?
26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?
27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность
28. В каком существительном 7 букв о?
29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а - мероприятие.
30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть, Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать, Терпеть, обидеть, гнать.

Подведение итогов.

Учитель:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

С какой любовью к русскому языку написано стихотворение! Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно.

Как вы считаете достигли ли мы поставленной цели?

Интересное ли было мероприятие? Что вам запомнилось?

А теперь еще раз покажите карточку настроения.

Всем большое спасибо!


Ответы

Вопросы-шутки
1. Сорока. 2. Стол, стон, стог, стоп. 3. Залп.4. Станет.
5. Азбука. 6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).
7. Он - но. 8. Три. 9. Нос. 10. Стонет.
Вопросы посерьёзнее
11. Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.
12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.
13. Приуменьшить - немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить - очень уменьшить (пре- = очень).
14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.
15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ду - поместить в щелочную среду́.
16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост - (какой?) заячий тулуп.
17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!
18. Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время. 19. Ничья.
20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п. 21. Сказать, поймать, взять.
22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны".
23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.
24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.
25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить.
26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.
27. Бог, мягкий.
28. Обороноспособность.
29. Компания - кампания.
30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!