СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическое путешествие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный игровой урок позволяет активизировать творческие способности учащихся, увеличить словарный запас, развивает умение связно излагать свои мысли

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическое путешествие»

Осипова Екатерина Ивановна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ» пст. Якуньёль

Класс: 5,6,7




Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Лингвистическое путешествие»


Цели:

- стимулировать интерес к изучению русского языка;

- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.


Задачи:

- познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;

- активизировать творческие силы учащихся, их способности;

- увеличить словарный запас учеников;

- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;

- развить умение учащихся работать в группах.


Предварительная работа: деление учащихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные маршрутные листы.


Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор;

презентация Microsoft Power Point.



Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию. Здесь заканчивается текст первого слайда

(Слайд 2) Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык ( от латинского слова «лингва», что означает язык»). Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед вами как арена веселых и неожиданных приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями страны Лингвинии. Здесь заканчивается текст второго слайда(Слайд 3)

На пути следования нас ждут следующие станции: фонетическая, орфоэпическая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная.

Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд).

Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри).

Здесь заканчивается текст третьего слайда(Слайд 4)

А теперь проведем лингвистическую разминку.

Лингвистическая разминка.

  1. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?

  2. Чем похожи существительные ножницы,брюки,чернила?

  3. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?

  4. Как большой дом превратить в маленький?

  5. В каких словах по сто согласных?

  6. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?

  7. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?

  8. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

  9. Здесь заканчивается текст четвертого слайда(Слайд 5)

Итак, отправимся в путь, капитаны команд, получите ваши маршрутные листы .

Здесь заканчивается текст пятого слайда(Слайд 6)

1. Станция «Фонетическая»

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

1)из слова ЛЁН – цифру,

2) из слова ЛЕЙ – название дерева

3) из слова ЛОБ – название настила

4) из слова ЛЮК – большой мешок,

5) из слова ТОК – домашнее животное,

6) из слова ШЕЛ – неправду,

7) из слова ШЕЙ – просьбу,

8) из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,

9) из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,

10) из слова ЛЁД – материал для крыши.

Здесь заканчивается текст шестого слайда(Слайд 7)

2. Станция «Орфоэпическая»

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.

  1. Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.

Здесь заканчивается текст седьмого слайда(Слайд 8)

3. Станция «Орфографическая»

Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.

Здесь заканчивается текст восьмого слайда(Слайд 9)

4.Станция «Словообразовательная»

Ребята, какую часть слова можно в земле найти? Правильно, корень.А вы попробуйте найти корень в следующих словах:

БЕСЕДКА, БЕСТОЛОЧЬ,БЕЗДЕЛКА,БЕЗДНА,БЕСЁНОК,БЕСКОЗЫРКА,БЕСТИЯ

Здесь заканчивается текст де слайд девятого слайда (Слайд 10)

5.Станция «Лексическая»

Слово красный в древнерусском имело значение «красивый, нарядный, парадный, добрый, ласковый» Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях:

А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

Здесь заканчивается текст десятого слайда(Слайд 11)

6. Станция «Фразеологическая»

1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означает фразеологизмы: а)делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу,кошку съел.

2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:

Куры денег не клюют

Язык чешется

Галопом по Европе

Делать из мухи слона

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда(Слайд 12)

7.Станция «Морфологическая»

Вы читали сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.

БАРМАГЛОТ

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкали зелюки,

Как мюмзики в мове.

О, войся Бармаглота,сын!

Он так свиреп и дик,

А в глуще рымит исполин –

Злопастый Брандашмыг!

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда(Слайд 13)

8.Станция «Синтаксическая»

Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:

1 команда К

2 команда Л

Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда(Слайд 14)

9. Станция «Пунктуационная»

О каких знаках препинания идет речь?

1.Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак)

2.Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак)

3.Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(Многоточие)

Стихи С.Пивоварова

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда(Слайд 15)

2.Расставьте недостающие запятые.

Очень-очень странный вид:

Речка под окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет,улетая:

- Вот что значит запятая!

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда(Слайд 16)

Вот и подошло к концу наше путешествие. До новых встреч, друзья!










Список использованных источников.

  1. Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988

  2. .Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., «Просвещение»,1989

  3. Предметные недели в школе: русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008

  4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.М.:Просвещение,1994



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!