Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. 3. Постановка темы и целей урока. 1. Беседа по материалу учебника. 2. Запись эпиграфа к уроку в тетрадях учащихся: Ты волен и плавен, Как Волга и Ладога, Как наши равнины, широк и велик, Живой, как родник, Многоцветный, как радуга, Звучащий, как музыка, русский язык. (К. Алтайский) 3. Работа с эпиграфом. - Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога? (Волга – это река-кормилица, символ самой России, а Ладога – это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда). - Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами? - Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен? - Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова? Выводы (записываем на доске и в тетрадях): благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём; благодаря языку мы общаемся друг с другом. | Обсуждают поставленный вопрос. Обозначают тему и ставят цели урока. |
Изучение нового материала. | 1. Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых учащимися в начальной школе. Запись в тетради: Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения. Постановка учебной задачи: найти в материалах данного параграфа подтверждение записанной выше мысли. | Обсуждают. |
Рефлексия. | Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Что на уроке показалось сложным? - Какие материалы параграфа подтверждают мысль о том, что язык – система знаков и обозначений? - Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа? | Продолжают предложения. Отвечают на вопросы. |