СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистика как наука о языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистика как наука о языке»

Лингвистика как наука о языке

Цели урока:

1) дать понятие, что язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения;

2) развивать умение анализировать текст, добывать необходимую информацию, выразительно читать, развивать орфографические и пунктуационные навыки;

3) воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: осознание языка как системы знаков и обозначений и средства человеческого общения.

Уметь: умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, выразительно читать и анализировать текст; развитие познавательного интереса к русскому языку и к его изучению, развитие орфографических и пунктуационных навыков.

Метапредметные:

Личностные УУД. Проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию;. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

Этапы урока

Д – ть учителя

Д –ть ученика

Организационный этап.

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

3. Постановка темы и целей урока.

1. Беседа по материалу учебника.

2. Запись эпиграфа к уроку в тетрадях учащихся:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

(К. Алтайский)

3. Работа с эпиграфом.

- Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога? (Волга – это река-кормилица, символ самой России, а Ладога – это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда).

- Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

- Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

- Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?

Выводы (записываем на доске и в тетрадях):

 благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук,
объём;

 благодаря языку мы общаемся друг с другом.

Обсуждают поставленный вопрос.

Обозначают тему и ставят цели урока.

Изучение нового материала.

1. Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых
учащимися в начальной школе.

Запись в тетради: Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

Постановка учебной задачи: найти в материалах данного параграфа подтверждение записанной выше мысли.

Обсуждают.

Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Упр. 2.

Работают с упр.

Проблемное задание.

Привести примеры к упр. 2.

Работают самостоятельно.

Рефлексия.

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

- Что на уроке показалось сложным?

- Какие материалы параграфа подтверждают мысль о том, что язык – система знаков и обозначений?

- Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа?

Продолжают предложения.


Отвечают на вопросы.

Д/з

1. Подготовить рассказ о том, что такое языкознание.

2. Привести примеры, помогающие дополнить материал схемы упражнения 2.

Записывают д/з.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!