СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирика Афанасия Афанасьевича Фета

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лирика Афанасия Афанасьевича Фета»

«Русский язык» И. С. Тургенева Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!  1882 год О чём это стихотворение?

«Русский язык» И. С. Тургенева

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1882 год

О чём это стихотворение?

В 1887 году другой поэт А. А. Фет пишет стихотворение «Как беден наш язык» Почему язык, который Тургенев называет великим, могучий, правдивый и свободным, для другого известного поэта является бедным? В каких случаях нам бывает сложно выразить свои мысли?

В 1887 году другой поэт А. А. Фет пишет стихотворение «Как беден наш язык»

  • Почему язык, который Тургенев называет великим, могучий, правдивый и свободным, для другого известного поэта является бедным?
  • В каких случаях нам бывает сложно выразить свои мысли?
Стр. 259 «Как беден наш язык» О ком идёт речь в этом стихотворении? Кому отдаёт предпочтение автор? Почему поэт может выразить свои мысли и чувства, а мудрец нет? Какой язык присущ мудрец, а какой поэту? Почему в последней строфе «крылатый слова звук» сравнивается с орлом Юпитера?

Стр. 259 «Как беден наш язык»

О ком идёт речь в этом стихотворении?

Кому отдаёт предпочтение автор?

Почему поэт может выразить свои мысли и чувства, а мудрец нет?

Какой язык присущ мудрец, а какой поэту?

Почему в последней строфе «крылатый слова звук» сравнивается с орлом Юпитера?

Орёл – спутник Зевса (Юпитера), его «оруженосец». Считался священной птицей

Орёл – спутник Зевса (Юпитера), его «оруженосец». Считался священной птицей

Афанасий Фет  Поэт-музыкант  Поэт-художник

Афанасий Фет Поэт-музыкант Поэт-художник

Действительно, Фету мастерски удавалось передавать «и тёмный бред души и трав неясных запах» В этом мы убедимся, проанализировав стихотворение «Шёпот, робкое дыхание», написанное в 1850 году.

Действительно, Фету мастерски удавалось передавать «и тёмный бред души и трав неясных запах»

  • В этом мы убедимся, проанализировав стихотворение «Шёпот, робкое дыхание», написанное в 1850 году.
Мария Лазич

Мария Лазич

В первой редакции стихотворение выглядело так: Шёпот сердца, уст дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, Бледный блеск и пурпур розы, Речь – не говоря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Сопоставьте его со второй редакцией, приведённой в вашем учебнике. В чём разница?

В первой редакции стихотворение выглядело так:

Шёпот сердца, уст дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

Бледный блеск и пурпур розы,

Речь – не говоря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Сопоставьте его со второй редакцией, приведённой в вашем учебнике. В чём разница?

Ответим на вопросы О чем это стихотворение? Какие особенности его построения вы заметили? Сколько предложений в этом стихотворении? Почему? Назовите грамматические основы этого предложения? Что заметили? Почему при отсутствии глаголов создаётся впечатление, что картина не статичная, а динамичная? Определите стихотворный размер, способ рифмовки. Как он влияет на содержание стихотворения? Выпишите тропы. Звпишите в тетрадь 2 и 3 строфу, подчеркните повторяющиесяся звуки (аллитерацию), объясните, с какой целью автор её использует.

Ответим на вопросы

  • О чем это стихотворение?
  • Какие особенности его построения вы заметили?
  • Сколько предложений в этом стихотворении? Почему?
  • Назовите грамматические основы этого предложения? Что заметили?
  • Почему при отсутствии глаголов создаётся впечатление, что картина не статичная, а динамичная?
  • Определите стихотворный размер, способ рифмовки. Как он влияет на содержание стихотворения?
  • Выпишите тропы.
  • Звпишите в тетрадь 2 и 3 строфу, подчеркните повторяющиесяся звуки (аллитерацию), объясните, с какой целью автор её использует.
На стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» было создано большое количество пародий ещё при жизни А. А. Фета  Холод, грязные селенья,  Лужи и туман,  Крепостное разрушенье,  Говор поселян.  От дворовых нет поклона,  Шапки набекрень,  И работника Семена  Плутовство и лень.  На полях чужие гуси,  Дерзость гусенят, -  Посрамленье, гибель Руси,  И разврат, разврат!..  Солнце спряталось в тумане.  Там, в тиши долин,  Сладко спят мои крестьяне –  Я не сплю один.  Летний вечер догорает,  В избах огоньки,  Майский воздух холодает –  Спите, мужички!  Этой ночью благовонной,  Не смыкая глаз,  Я придумал штраф законный  Наложить на вас.  Если вдруг чужое стадо  Забредет ко мне,  Штраф платить вам будет надо…  Спите в тишине!  Если в поле встречу гуся,  То (и буду прав)  Я к закону обращуся  И возьму с вас штраф;  Буду с каждой я коровы  Брать четвертаки,  Чтоб стеречь свое добро вы  Стали, мужички… Автор Д. Д. Минаев

На стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» было создано большое количество пародий ещё при жизни А. А. Фета

Холод, грязные селенья,

Лужи и туман,

Крепостное разрушенье,

Говор поселян.

От дворовых нет поклона,

Шапки набекрень,

И работника Семена

Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

Дерзость гусенят, -

Посрамленье, гибель Руси,

И разврат, разврат!..

Солнце спряталось в тумане.

Там, в тиши долин,

Сладко спят мои крестьяне –

Я не сплю один.

Летний вечер догорает,

В избах огоньки,

Майский воздух холодает –

Спите, мужички!

Этой ночью благовонной,

Не смыкая глаз,

Я придумал штраф законный

Наложить на вас.

Если вдруг чужое стадо

Забредет ко мне,

Штраф платить вам будет надо…

Спите в тишине!

Если в поле встречу гуся,

То (и буду прав)

Я к закону обращуся

И возьму с вас штраф;

Буду с каждой я коровы

Брать четвертаки,

Чтоб стеречь свое добро вы

Стали, мужички…

Автор Д. Д. Минаев

Попробуйте и вы создать своё безглагольное стихотворение

Попробуйте и вы создать своё безглагольное стихотворение

Домашнее задание: выучить стихотворение «Шёпот, робкое дыханье»

Домашнее задание: выучить стихотворение «Шёпот, робкое дыханье»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!