СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лишайники - урок биологии в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 7 классе " Лишайники"

Просмотр содержимого документа
«Лишайники - урок биологии в 7 классе»

Тема. Лишайники

Цель:

познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности

лишайников; сформировать представление о роли грибов и водорослей ворганизме лишайников;

развивать умение сравнивать биологические объекты и делать выводы по результатам сравнения;

воспитывать бережное отношение к природе, понимание единства всех звеньев

биогеоценоза.

Оборудование и материалы: таблица, иллюстрации (виды лишайников), гербарные экземпляры, карточки, мультимедийная презентация, компьютер.

Базовые понятия и термины: лишайники, лихенология, симбиоз, накипные,

листоватые, кустистые лишайники, воздушное питания, ксантория, уснея, индикаторы.

Тип урока: изучение нового материала.

Проблема урока: место лишайников в органическом мире: грибы, водоросли,

или организмы-симбионты?


Ход урока

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

(Опережающее задание)

Отгадайте загадку:

Гриб и водоросль дружили,

Вместе ели, вместе пили,

Чтобы я и дальше хорошо рос

Мне важен симбиоз (лишайник)

Вопросы для беседы:

1.Назовите особенности строения грибов

2. Какие отделы водорослей вы знаете?

3. Дайте определение симбиоза.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Заполните первый пункт таблицы:

Заполнить таблицу 1 (первая колонка):


Признак

Я знаю

Узнал на уроке


Лишайники - древние организмы




Лишайники состоят из ....



Тело лишайников называется




Лихенология - это ...




Форма слоевища лишайников



Особенности роста, питания, размножения



примеры лишайников




значение лишайников






3. Вступительное слово учителя.

Рассказ учителя с иллюстрацией гербарных экземпляров, таблицы, фото на доске, слайдов мультимедийной презентации и записи основных понятий в тетради):

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать

В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке. Поэтому целью нашего урока станет изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников.

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом ее возникновения принято считать 1803год. Ученые долго не могли понять загадочности лишайников и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке.














Основной теоретический материал:


Лишайники - удивительные организмы, которые отличаются от ранее изученных по своему строению. Они сочетают в себе два организма - гриб и водоросль. Именно поэтому они имеют своеобразную форму, цвет слоевища, питание, рост и розмноження.наука, которая их изучает называется лихенология.

1. Строение лишайников.


Тело лишайника называется слоевище или таллом. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? В чем особенности слоевища? (Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей; не разделено на органы и ткани). Вот и тело лишайников не подразделяется на органы. Посмотрим на слайд. (ролик “Строение лишайников”, рассматривание микропрепарата строение слоевища). Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водорослей. Но обратите внимание, самый верхний слой образован плотно переплетенными нитями гриба и называется корой. Как вы думаете, какова его функция? (Защитная). Верно. Защита от повреждений и высыхания. Кроме того, нити гриба по-глощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Следующий слой – водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и сине-зелёные водо¬росли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водорос¬ли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и мно-гоклеточные. Итак, как вы думаете, какую роль могут играть водоросли? (Фотосинтезируют, образуют органические вещества). Молодцы! Совершенно верно. Центральна часть – это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами. Считают, что у лишайников она выполняет запасающую функцию, а так же проводит воздух к клеткам водорослей. И последний слой это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят органы прикрепления – ризоиды, образованные гифами гриба.


А теперь давайте, выполним подписи к рисунку № 1 в рабочих тетрадях и не забудем про функции каждого из слоев.


1 2


3




4




5



6








Таблица №1 Строение лишайников


№ п/п

Название слоев



Функции

1




2




3




4




5




6






Итак, обобщим. Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли. Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы – создают “каркас” слоевища, т.е. предоставляют водоросли убежище от неблагоприятных условий и обеспечивают ее водой и минеральными веществами, которые они поглощают из окружающей среды. Запишите это в табл. № 1 в своих рабочих листках.

Интересно, что водоросли входящие в состав лишайников встречаются в природе самостоятельно, а грибы нет. И если лишить их водорослей – симбионтов, то они погибают.

Некоторые ученые считают, что эти взаимовыгодные отношения выросли из паразитических. Считается, что в начале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль.

2. Среда обитания

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Лишайники состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»

К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

3. Размножение лишайников. Разнообразие.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями - сороедиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей. Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф (слайд 11). Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые .


А. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.






Б. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.



В. Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.




4. Значение лишайников:

1. Значение в природе:

  • - Пионеры растительности;

  • - Первичное почвообразование;

  • - Важные компоненты экосистем;

  • - Основная кормовая база в тундре (ягель - кустистый лишайник)

2. Значение для человека:

• Являются кормом для одомашненных копытных на севере (север¬ный олень).

• Некоторые виды используются в пищу человеком.

• Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса) – демонстрация опыта с лакмусом.

• Служат для получения различных природных красителей.

• Используют в медицине.

• Используют в парфюмерной промышленности.

• Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

• Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).


IV. Закрепление материала

  1. Используя материал учебника, заполните таблицу


Тип лишайника

Примеры

Особенности строения



Листоватые



Накипные




Кустистые







V. Оценка результатов изучения

Тестирование с самопроверкой:

1. Лишайники крепятся к почве:

а / корнями; б / ризоидами; в / вовсе не прикрепляются.

2. Какой из перечисленных групп лишайников не существует:

а / накипные; б / листоватые /; в / травянистые; г / кустистые.

3. Какие организмы входят в состав лишайника:

а / споровые растения; б / водоросли; в / покрытосеменные; г / грибы.

4. Как называется тело лишайника:

а / слоевище; б / стебель; в / таллом; г / листья.

5. Взаимоотношения гриба и водоросли в лишайнике:

а / симбиоз; б / паразитизм; в / сапротрофами; г / Квартиранство.

6. К кустистым лишайникам относится:

а / эверния, б / ксантория; в / уснея; г / ягель.

Критерии оценки: каждый правильный ответ - 2 балла


VI. Рефлексия.

1. Составьте по данной теме сенкан

Лишайники

Странные, необычные

Растут медленно, симбионты

Бывают накипные, листоватые, кустистые

Пионеры.

2. Окончательное заполнения таблицы 1 (в начале урока)

VII. Итог урока

Домашнее задание: изучить параграф учебника

Ответить на вопросы.

Составьте сравнительную таблицу строения, жизнедеятельности лишайников, грибов и водорослей:



лишайники


Как грибы

как водоросли













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!