Тема. Лишайники
Цель:
познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности
лишайников; сформировать представление о роли грибов и водорослей ворганизме лишайников;
развивать умение сравнивать биологические объекты и делать выводы по результатам сравнения;
воспитывать бережное отношение к природе, понимание единства всех звеньев
биогеоценоза.
Оборудование и материалы: таблица, иллюстрации (виды лишайников), гербарные экземпляры, карточки, мультимедийная презентация, компьютер.
Базовые понятия и термины: лишайники, лихенология, симбиоз, накипные,
листоватые, кустистые лишайники, воздушное питания, ксантория, уснея, индикаторы.
Тип урока: изучение нового материала.
Проблема урока: место лишайников в органическом мире: грибы, водоросли,
или организмы-симбионты?
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
(Опережающее задание)
Отгадайте загадку:
Гриб и водоросль дружили,
Вместе ели, вместе пили,
Чтобы я и дальше хорошо рос
Мне важен симбиоз (лишайник)
Вопросы для беседы:
1.Назовите особенности строения грибов
2. Какие отделы водорослей вы знаете?
3. Дайте определение симбиоза.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Заполните первый пункт таблицы:
Заполнить таблицу 1 (первая колонка):
Признак | Я знаю | Узнал на уроке |
Лишайники - древние организмы | | |
Лишайники состоят из .... | | |
Тело лишайников называется | | |
Лихенология - это ... | | |
Форма слоевища лишайников | | |
Особенности роста, питания, размножения | | |
примеры лишайников | | |
значение лишайников | | |
3. Вступительное слово учителя.
Рассказ учителя с иллюстрацией гербарных экземпляров, таблицы, фото на доске, слайдов мультимедийной презентации и записи основных понятий в тетради):
Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать
В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.
Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!
Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”.
Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке. Поэтому целью нашего урока станет изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников.
Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.
Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом ее возникновения принято считать 1803год. Ученые долго не могли понять загадочности лишайников и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке.
Основной теоретический материал:
Лишайники - удивительные организмы, которые отличаются от ранее изученных по своему строению. Они сочетают в себе два организма - гриб и водоросль. Именно поэтому они имеют своеобразную форму, цвет слоевища, питание, рост и розмноження.наука, которая их изучает называется лихенология.
1. Строение лишайников.
Тело лишайника называется слоевище или таллом. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? В чем особенности слоевища? (Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей; не разделено на органы и ткани). Вот и тело лишайников не подразделяется на органы. Посмотрим на слайд. (ролик “Строение лишайников”, рассматривание микропрепарата строение слоевища). Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водорослей. Но обратите внимание, самый верхний слой образован плотно переплетенными нитями гриба и называется корой. Как вы думаете, какова его функция? (Защитная). Верно. Защита от повреждений и высыхания. Кроме того, нити гриба по-глощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Следующий слой – водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и сине-зелёные водо¬росли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водорос¬ли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и мно-гоклеточные. Итак, как вы думаете, какую роль могут играть водоросли? (Фотосинтезируют, образуют органические вещества). Молодцы! Совершенно верно. Центральна часть – это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами. Считают, что у лишайников она выполняет запасающую функцию, а так же проводит воздух к клеткам водорослей. И последний слой это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят органы прикрепления – ризоиды, образованные гифами гриба.
А теперь давайте, выполним подписи к рисунку № 1 в рабочих тетрадях и не забудем про функции каждого из слоев.
1 2
3
4
5
6
Таблица №1 Строение лишайников
№ п/п | Название слоев | Функции |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Итак, обобщим. Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли. Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы – создают “каркас” слоевища, т.е. предоставляют водоросли убежище от неблагоприятных условий и обеспечивают ее водой и минеральными веществами, которые они поглощают из окружающей среды. Запишите это в табл. № 1 в своих рабочих листках.
Интересно, что водоросли входящие в состав лишайников встречаются в природе самостоятельно, а грибы нет. И если лишить их водорослей – симбионтов, то они погибают.
Некоторые ученые считают, что эти взаимовыгодные отношения выросли из паразитических. Считается, что в начале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль.
2. Среда обитания
На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Лишайники состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.
Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.
Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»
К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.
3. Размножение лишайников. Разнообразие.
Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями - сороедиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей. Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф (слайд 11). Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые .
А. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.
Б. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.
В. Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.
4. Значение лишайников:
1. Значение в природе:
- Пионеры растительности;
- Первичное почвообразование;
- Важные компоненты экосистем;
- Основная кормовая база в тундре (ягель - кустистый лишайник)
2. Значение для человека:
• Являются кормом для одомашненных копытных на севере (север¬ный олень).
• Некоторые виды используются в пищу человеком.
• Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса) – демонстрация опыта с лакмусом.
• Служат для получения различных природных красителей.
• Используют в медицине.
• Используют в парфюмерной промышленности.
• Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).
• Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).
IV. Закрепление материала
Используя материал учебника, заполните таблицу
Тип лишайника | Примеры | Особенности строения |
Листоватые | | |
Накипные | | |
Кустистые | | |
V. Оценка результатов изучения
Тестирование с самопроверкой:
1. Лишайники крепятся к почве:
а / корнями; б / ризоидами; в / вовсе не прикрепляются.
2. Какой из перечисленных групп лишайников не существует:
а / накипные; б / листоватые /; в / травянистые; г / кустистые.
3. Какие организмы входят в состав лишайника:
а / споровые растения; б / водоросли; в / покрытосеменные; г / грибы.
4. Как называется тело лишайника:
а / слоевище; б / стебель; в / таллом; г / листья.
5. Взаимоотношения гриба и водоросли в лишайнике:
а / симбиоз; б / паразитизм; в / сапротрофами; г / Квартиранство.
6. К кустистым лишайникам относится:
а / эверния, б / ксантория; в / уснея; г / ягель.
Критерии оценки: каждый правильный ответ - 2 балла
VI. Рефлексия.
1. Составьте по данной теме сенкан
Лишайники
Странные, необычные
Растут медленно, симбионты
Бывают накипные, листоватые, кустистые
Пионеры.
2. Окончательное заполнения таблицы 1 (в начале урока)
VII. Итог урока
Домашнее задание: изучить параграф учебника
Ответить на вопросы.
Составьте сравнительную таблицу строения, жизнедеятельности лишайников, грибов и водорослей:
лишайники |
Как грибы | как водоросли |