МКОУ «Чкаловская СОШ» Кетченеровского района Республики Калмыкия
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
Учитель Хонинова Лидия Даваевна
Предмет биология
Класс 5 класс
Тема урока Лишайники
Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножения.
Метапредметные:
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.
Личностные :
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Основные понятия, изучаемые на занятии: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.
Вид используемых ИКТ: работа с компьютером, интерактивной доской.
Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация для ИД.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Приветствие. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный весенний день, и, думаю, что мы с вами хорошо поработаем! Для этого нам нужно будет разделиться на группы (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части) | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Формируют группы. | Коммуникативные УУД. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками |
2. Актуализация знаний. | Расшифруй головоломку. 1. Из чего состоит тело гриба? 2. Как называют тело водорослей? 3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов? Работа с ИД | Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы. 1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж 2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг 3. цжщегфукшсимбиозещргаитм | Познавательные УУД Формирование умения применять полученные знания. |
3. Постановка проблемы. Составление плана решения проблемы. | Учитель показывает видеофрагмент и задает вопросы: - Что необычного вы заметили? - Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке? Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос? Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске) | - Лишайники похожи на растения, но не растения. - Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах. Чем лишайники отличаются от растений? - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа) - Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа) - Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа) | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. |
4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах. | Учитель поясняет задачу каждой группе Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников. Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют. Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. (Работа с компьютером) Если задания понятны, можно приступать к работе. | Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать. (Тексты см. в приложении) | Познавательные УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений. Коммуникативные УУД. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Регулятивные УУД Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы. |
5. Физкультминтука | Мы работаем усердно, Отдохнуть совсем не вредно! 1.Откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, отвести руки в стороны и потянуться 2. Стоя, ноги вместе, руки к плечам. Поднять руки вверх и потянуться. 3. Поставить ноги на ширину плеч, отвести руки в стороны. Повороты туловища: 1-2 – вправо, 3-4 – влево. 4. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны: 1 – вправо, правая рука скользит вниз по бедру, левая – вверх по торсу; 2 – и.п.; 3 – влево со сменой движения рук. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжить работу. | |
6. Обсуждение результатов экспериментов. | Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта. - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема? | Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения. Зачитывают выводы Повторяют вопрос и отвечают на него. - Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). | Коммуникативные УУД. Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Регулятивные УУД Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы. |
Домашнее задание | § 19,стр. 102-105, вопросы №1-7 стр. 105 Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы. | Записывают задание в тетрадь. | |
Рефлексия | Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным? Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу. Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Спасибо за внимание! | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Заполняют таблицу «Рефлексия» | Регулятивные УУД В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Информационно – методическое обеспечение урока:
1. Биология. 5 класс. Учебник. Под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Дрофа». 2015 год.
2. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=catalog&class=48&subject=29
3. Презентация в формате Power Point «Лишайники», конспект урока (собственная разработка)
4. Видеофрагмент о лишайниках, фотографии лишайников и натуральные объекты.
Приложение
Рабочий лист группы №1 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Строение и питание лишайников.
Цель: изучить ___________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 19 «Строение и питание лишайников» стр. 104 -105
2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: строение» (находится в папке Лишайники»
3. Рассмотрите рис. в учебнике и подпишите части лишайника
1_________________________
2_________________________
3_________________________
4_________________________
4. Как питаются лишайники? ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В чем роль водоросли? Какую пользу приносит гриб? Какие особенности строения и питания позволяют лишайникам поселяться на камнях, скалах.
Питание лишайника
лишайника
Составьте схему «Питание лишайника»
Гриб
Водоросли
(цианобактерии)
Вывод: лишайники – это ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист группы №2 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Жизненные формы лишайников. Размножение лишайников.
Цель: изучить ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 19 «Жизненные формы и размножение лишайников» стр. 103-105
2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: формы» (находится в папке Лишайники»).
3. Рассмотрите фотографии и натуральные лишайники, определите формы слоевищ лишайников. По каким признакам они отличаются?
4. Составьте схему «Жизненные формы лишайников», напишите представителей.
Формы лишайников
____________________ _______________________ _______________________
____________________ ________________________ _______________________
_____________________ ________________________ _______________________
5. Как размножаются лишайники?
Размножение лишайников:
____________________________________________________
____________________________________________________
Вывод: слоевище лишайников бывает _____ видов ____________________
________________________________________________________________.
Размножаются лишайники с помощью _________________ или _________
_________________________________________________________________
Рабочий лист группы №3 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Значение лишайников в природе и жизни человека.
Цель: выяснить роль ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 19 «Значение лишайников» стр. 105
2. Найдите в сети Интернет области применения лишайников, используя ссылки (находятся в папке «Лишайники»). Какую роль играют лишайники в природе? Какие экологические группы лишайников существуют?
Найдите фотографии наиболее распространенных лишайников и сохраните их в папке «Лишайники», подпишите названия файлов биологическими названиями, например, Фисция звездчатая.
3. Подготовьте сообщение об интересных фактах про лишайники.
4. Составьте схему «Значение лишайников», назовите не менее 3-х представителей.
Значение
в природе
Применение
лишайников
Представители лишайников_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Экологические группы лишайников:
1.________________________обитают на _______________________________________
2. _______________________ обитают на________________________________________
3. _______________________ обитают на _______________________________________