СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая  карта урока биологии в 5 классе

Предмет                                           биология

Тема урока                                    Лишайники

Тип занятия                                 Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты             

Предметные:

 Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножения.    

Метапредметные:

 Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные :

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы. 

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером,  интерактивной доской.

Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация для ИД.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"»


МКОУ «Чкаловская СОШ» Кетченеровского района Республики Калмыкия

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Учитель Хонинова Лидия Даваевна

Предмет биология

Класс 5 класс

Тема урока Лишайники

Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножения.

Метапредметные:

Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные :

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.

Основные понятия, изучаемые на занятии: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых ИКТ: работа с компьютером, интерактивной доской.

Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация для ИД.































Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Приветствие. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный весенний день, и, думаю, что мы с вами хорошо поработаем! Для этого нам нужно будет разделиться на группы (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Формируют группы.



Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками


2. Актуализация знаний.



Расшифруй головоломку.

1. Из чего состоит тело гриба?

2. Как называют тело водорослей?

3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?

Работа с ИД

Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы.

1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж

2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг

3. цжщегфукшсимбиозещргаитм


Познавательные УУД

Формирование умения применять полученные знания.



3. Постановка проблемы.








Составление плана решения проблемы.

Учитель показывает видеофрагмент и задает вопросы:

- Что необычного вы заметили?

- Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке?

Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску

Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос?

Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске)


- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.

Чем лишайники отличаются от растений?


- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа)

- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)

- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).



Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.


4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.


Учитель поясняет задачу каждой группе

Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников.

Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют.

Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. (Работа с компьютером)

Если задания понятны, можно приступать к работе.


Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать.

(Тексты см. в приложении)

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

5. Физкультминтука

Мы работаем усердно, 

Отдохнуть совсем не вредно!

1.Откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, отвести руки в стороны и потянуться

2. Стоя, ноги вместе, руки к плечам. Поднять руки вверх и потянуться.

3. Поставить ноги на ширину плеч, отвести руки в стороны. Повороты туловища: 1-2 – вправо, 3-4 – влево. 

4. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны: 1 – вправо, правая рука скользит вниз по бедру, левая – вверх по торсу; 2 – и.п.; 3 – влево со сменой движения рук.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжить работу.


6. Обсуждение результатов экспериментов.


Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)


Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.

- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?


Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы


Повторяют вопрос и отвечают на него.

- Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии).

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы.

Домашнее задание

§ 19,стр. 102-105, вопросы №1-7 стр. 105

Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы.


Записывают задание в тетрадь.


Рефлексия



Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?

Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.

Спасибо за внимание!

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.




Заполняют таблицу «Рефлексия»

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.




Информационно – методическое обеспечение урока:

1. Биология. 5 класс. Учебник. Под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Дрофа». 2015 год.

2. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=catalog&class=48&subject=29

3. Презентация в формате Power Point «Лишайники», конспект урока (собственная разработка)

4. Видеофрагмент о лишайниках, фотографии лишайников и натуральные объекты.







Приложение

Рабочий лист группы №1 ФИ учащегося_______________________ Дата _______

Строение и питание лишайников.

Цель: изучить ___________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 19 «Строение и питание лишайников» стр. 104 -105

2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: строение» (находится в папке Лишайники»

3. Рассмотрите рис. в учебнике и подпишите части лишайника

1_________________________

2_________________________

3_________________________

4_________________________









4. Как питаются лишайники? ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В чем роль водоросли? Какую пользу приносит гриб? Какие особенности строения и питания позволяют лишайникам поселяться на камнях, скалах.

Питание лишайника

лишайника

Составьте схему «Питание лишайника»





Гриб

Водоросли

(цианобактерии)










Вывод: лишайники – это ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист группы №2 ФИ учащегося_______________________ Дата _______

Жизненные формы лишайников. Размножение лишайников.

Цель: изучить ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 19 «Жизненные формы и размножение лишайников» стр. 103-105

2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: формы» (находится в папке Лишайники»).

3. Рассмотрите фотографии и натуральные лишайники, определите формы слоевищ лишайников. По каким признакам они отличаются?

4. Составьте схему «Жизненные формы лишайников», напишите представителей.

Формы лишайников
















____________________ _______________________ _______________________

____________________ ________________________ _______________________

_____________________ ________________________ _______________________

5. Как размножаются лишайники?

Размножение лишайников:

  1. ____________________________________________________



  1. ____________________________________________________



Вывод: слоевище лишайников бывает _____ видов ____________________

________________________________________________________________.

Размножаются лишайники с помощью _________________ или _________

_________________________________________________________________



Рабочий лист группы №3 ФИ учащегося_______________________ Дата _______

Значение лишайников в природе и жизни человека.

Цель: выяснить роль ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 19 «Значение лишайников» стр. 105

2. Найдите в сети Интернет области применения лишайников, используя ссылки (находятся в папке «Лишайники»). Какую роль играют лишайники в природе? Какие экологические группы лишайников существуют?

Найдите фотографии наиболее распространенных лишайников и сохраните их в папке «Лишайники», подпишите названия файлов биологическими названиями, например, Фисция звездчатая.

3. Подготовьте сообщение об интересных фактах про лишайники.

4. Составьте схему «Значение лишайников», назовите не менее 3-х представителей.



Значение

в природе

Применение

лишайников





















Представители лишайников_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Экологические группы лишайников:

1.________________________обитают на _______________________________________

2. _______________________ обитают на________________________________________

3. _______________________ обитают на _______________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!