СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме"Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.

Задачи:

- обучающие

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

  • объяснять сущность понятия «лишайники»;
  • объяснять роль различных  лишайников в природе;
  • различать и характеризовать лишайники;
  • характеризовать значение лишайников ;

-развивающие

  • продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

-воспитательные

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание культуры в организации учебного труда;
  • воспитание бережного отношения к  природе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме"Лишайники"»


Форма для методической разработки урока (технологическая карта)


Название методической разработки: технологическая карта урока

Автор разработки: Лященко Людмила Егоровна

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Биология

5

Лишайники



Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Биология. Бактерии, грибы, растения.

5

В.В. Пасечник

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


Учащиеся знакомятся со строением лишайников, их произрастанием, значением для человека и в природе.

Узнают почему лишайники относятся к растениям -симбионтам, почему их называют индикаторами природы.






Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.


Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.


ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

ИД, компьютер, проектор, экран


Презентация, ресурсы сети интернет

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Содержание учебного материала.

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 минута


Цель этапа:

мотивация учащихсяк работе на уроке, создание ситуации успеха.


Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

СЛАЙД 1

Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!


Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Слайд 2 Ребята перед вами оценочный лист. Возьмите и подпишите его, и отметьте свое настроение рисунком.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

2 мин.

2. Актуализация

опорных знаний и умений, фиксация затруднений.


Цельэтапа:

активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).


Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: ориентируются в карте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи


Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да. Итак отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта МБОУ КСОШ №2 и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес» .)Посмотрите внимательно на экран.(Слайд 3)

-Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились?(природа северного леса).

-Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем?(черника, морошка растет, олени, хвойные растения).

Хорошо.А что вам показалось необычным ( Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.)

-А вы хотели бы узнать , что это за организмы? да


Активизирует знания обучающихся:

демонстрация видеоролика о лишайнике на слайде

Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы

5 мин.

3. Постановка учебной задачи.


Цель этапа:

вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения


Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи


Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока.

А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

Для этого сейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда».(Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

(СЛАЙД№5 ) – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

-Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне?

-Для этого поработаем с дополнительной литературой (на столах у вас лежит) найдите объяснение термину «Манна небесная».

Какую информацию вы узнали?

- Что же бросились собирать люди?( лишайники)


Постановка учебной задачи

Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока.

Запись учащимися числа, темы урока.




3 мин.


4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

Цель этапа:

обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

умения самостоятельно обнаруживать и формулиро-вать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.


ПРОБЛЕМА : Посмотрите : Перед вами находятся термины, которые характеризуют лишайники, и именно они помогут нам изучить эти организмы.

На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока.

Поставим основные задачи урока. (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)

СЛАЙД 6

1. Строение лишайников

2.Размножение, рост, лишайников

3. Питание лишайников, значение

Итак, вы уже догадались, что нам нужно еще много узнать на уроке.

Выдвигает проблему

Учащиеся конкретизируют цель урока

3 мин.

5.Открытие нового знания

18 минут

Цель этапа:

формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить

связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал



Познавательные:

могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(материала учебника, электронного приложения)

Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи


Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах.Работа в группах по заданию учителя.


1 группа – строение лишайника,

2 группа – питание лишайника, значение

3 группа – размножение и рост лишайника.



Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку


учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

читают, заполняют таблицу в тетради

Отчет представителей каждой группы.


18 мин


6. Физкультминут-ка


Цель этапа:

пауза релаксации

Слайд 7





1 мин.

7.Первичная проверка понимания

Цель этапа:

формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Познавательные УУД

формировать умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему ).


Заполнить таблицу в технологической карте урока.

Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте друг друга

Учитель координирует работу групп, проводит коррекцию




Находят необходимую информацию читают, заполняют

таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки,

отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение


3 мин.

8. Закрепление изученного материала


Цель этапа: применить знания в новой ситуации

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность


Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд8)

– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или  «–».

Верно ли суждение? (задание на слайде)

Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд  14)

1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6)    +

Поставьте себе оценку за выполненную работу:

если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Объявление своих результатов учащимися

Объясняет правила проверки задания

Самооценка знаний обучающихся . Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

5 мин.

9.Рефлексия деятельности.


Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Регулятивные УУД

умения в диалоге с учителем

обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Предметные УУД:

формировать умение объяснять, как строение лишайников связано с их жизнедеятельностью

Итак, урок подходит к концу

Достигли ли мы цели урока?

СЛАЙД 9

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________

3. Мне было бы интересно еще узнать_______________

4. Урок дал мне для жизни _______________________

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

3 мин.

10.Информация о домашнем задании


Цель этапа:

выбор учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей


Демонстрирует слайд №10 с дифференцированным домашним заданием.

Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД №11 ) Спасибо всем за внимание.


Предлагает домашнее задание на выбор

Выбирают задания из предложен-ных учителем с учётом индивидуальных возможностей

2 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!