СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лит. чтение - В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лит. чтение - В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»»

Класс: 4 «А»

Предмет: литературное чтение

Учебник, авторы: УМК «Школа России», литературное чтение 4 класс (2 часть) Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Тема урока: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тип урока: открытия новых знаний

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева и произведением «Стрижонок Скрип»  

дидактические: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с содержанием сказки В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; учить читать правильно, бегло, сознательно и выразительно

развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, речи, наблюдательности, эмоционального восприятия мира, развивать умение делать выводы на основе проведенной работы

воспитательные: воспитывать любовь к книге и к чтению, уважительное отношение друг к другу

Ресурсы: интерактивная доска, классная доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии








Характеристика этапов урока


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

Орг.

момент

Определить уровень готовности обучающихся к уроку.

Словесный метод: беседа.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в работу.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в учебный процесс.

Ф, И


1 мин


РУУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.


Мотивация к учебной деятельности

Создать условия необходимые для мотивации обучающихся к активной работе.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: презентация.

Предлагает обучающимся прочитать девиз и подумать, что оно означает.

Читают девиз и высказывают свое мнение.


Ф

Интерактивная доска.

1 мин



ЛУУД: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними.

Проверка домашнего задания

Создать условия для повторения пройденного материала.

Словесный метод: беседа.


Задает вопросы по теме прошлого урока.

Отвечают на вопросы.

Ф

Учебник.



КУУД: формулировать ответы на вопросы учителя.

ПУУД: уметь понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.


Актуализация знаний

Организовать проверку ранее полученных знаний, которые будут способствовать усвоению новой темы урока.

Словесный метод: беседа, разъяснение.


Задает наводящие вопросы к теме урока и предлагает соединить произведения с авторами.

Обучающиеся отвечают на вопросы.


Ф


3 мин

Научится подтверждать правильность и неверность предположений и выводов, пользуясь информацией текста учебника.

РУУД: определение и осознание усвоенного и еще подлежащего усвоению.

ПУУД: структурирование знаний.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация.

Целеполагание

Сформулировать в совместной деятельности с обучающимися, цель урока.

Словесный метод: беседа.


Учитель подводит обучающихся к теме урока, выводит их на цель урока.

Определяют тему урока.

В совместной деятельности с учителем ставят цель урока и задачи.


Ф


2 мин


РУУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.


Подготовка к первичному восприятию текста

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение материала.


Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение.

Наглядный метод: презентация, демонстрация.

Рассказывает обучающимся про В.П. Астафьева и проводит словарную работу.

Обучающиеся слушают учителя.

Ф

Интерактивная доска.


3 мин


ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения главной информации.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация.

Первичное чтение произведения

Создать условия для знакомства с произведением «Стрижонок Скрип». Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение материала.

Практический метод: прослушивание произведения.

Предлагает обучающимся прослушать произведение.

Слушают произведение.

Ф

Интерактивная доска.


5 мин


ПУУД: понимать информацию, представленную в виде текста.

КУУД: использование речевых средств, для выражения своих мыслей.

ЛУУД:

Нравственно-этическая ориентация.

Проверка первичного чтения произведения

Проверить, как дети восприняли содержание произведения В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение.

Задает обучающимся вопросы по теме произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Учебник.

3

мин

Научатся понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному, а также выразительно читать произведение.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения главной информации.


Вторичное чтение и анализ произведения: выборочное чтение

Проанализировать конкретное содержание текста.

Практический метод: чтение рассказа.

Словесный метод: беседа.

Предлагает обучающимся прочитать произведение и ответить на вопросы.

Читают произведение и отвечают на вопросы учителя.

Ф, И

Учебник.

8 мин

Читать осознанно и выразительно произведение; работать со словом, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Динамическая пауза

Снять напряжение с мышц шеи, лица, рук, ног, спины.

Практический метод: выполнение упражнений.

Читает стихотворение и показывает движения для выполнения упражнений.

Повторяют движения (упражнения) за учителем.

Ф


1 мин


РУУД: умение регулировать свои действия.


Обобщение прочитанного

Обобщить прочитанное произведение и выделить у них главную мысль.

Словесный метод: беседа.

Задает вопросы обучающимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Учебник.

5 мин


КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Творческое задание

Применение полученных знаний, приобретенных умений, навыков на практике.

Практический метод: выполнение задания.

Раздает обучающимся задание.

Выполняют творческое задание задания.

П

Карточки с заданием.


4 мин

Знать основные понятия и уметь применять их на практике.

РУУД: оценка,

контроль и коррекция.


ЛУУД: создание ситуации успеха.

Подведение итогов урока

Соотнести поставленную цель и задачи с полученным в ходе урока результатом и зафиксировать степень ее соответствия.

Словесный метод: беседа.

Обращает внимание обучающихся на поставленные вначале урока цель и задачи. Предлагает повторить пройденный материал.

Проговаривают цель и задачи урока, а также результат ее достижения.

Повторяют пройденный материал на уроке.

Ф


2 мин

Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение.

ПУУД: структурирование знаний.


Рефлексия учебной деятельности

Оценить результат своей деятельности на уроке.

Практический метод: заполнение таблицы.

Предлагает заполнить таблицу и оценить свою работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

И

Карточки для рефлексии.

1 мин


РУУД: оценка результатов работы.

ЛУУД: формирование адекватной самооценки.

Домашнее задание

Закрепить усвоение знаний обучающихся по теме урока дома.

Словесный метод: объяснение.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

Ф, И

Дневник

1 мин






Конспект урока


Этап урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся


Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Влада Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?

- Садитесь.

Приветствуют учителя


- Да.

Мотивация к учебной деятельности

- Я предлагаю вам урок, но необычный!

Читать и думать – пусть войдёт у вас в привычку!

Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

- Ребята, прочитайте девиз, который написан на доске.

- Как вы думаете, что он означает?

- Правильно. И я надеюсь, что этот девиз будет сопутствовать вам на протяжении всего урока.




- Всегда, везде и всюду – хочу, могу и буду.

- Что наши достижения зависят от нас.

Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке вы познакомились произведением Е.И. Чарушина «Кабан»

- Давайте вспомним его, отвечаю на вопросы учебника.

- Прочитайте сво тексты, которые вы составили дома.



Отвечают на вопросы из учебника

Читают тексты

Актуализация знаний

- Вы познакомились с таким разделом как «Природа и мы».

- В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. 

Д.Н.Мамин-Сибиряк         «Барбос и Жулька»

А.И. Куприн «Приёмыш»

Е.И.Чарушин         « Выскочка»

М.М.Пришвин                    «Кабан»


Целеполагание

- Тема нашего урока зашифрована в загадке:

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Вы знаете другие виды ласточек?

- Как называют таких ласточек?

- Кто вы думаете какая тема урока?

- Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

- Какую цель мы можем поставить ?


- А какие задачи мы можем поставить?








- Ласточка.



- Береговушка.

- Стрижи.

- Стрижонок Скрип.


- Познакомиться с произведением В.П Астафьева «Стрижонок Скрип»

- Научиться выразительно читать, находить главную мысль и анализировать.

Подготовка к первичному восприятию текста

- Сейчас посмотрите на экран и давайте познакомимся с биографией автора.

- Родился Виктор 1 мая 1924 года в селе Овсянка.

Еще когда Виктор был ребенком, потерял родителей. Родители у него рано умерли. Сначала он жил с бабушкой, а затем попал в детский дом. Ещё в детском доме он начал писать стихи небольшие рассказы. Много читал, брал книги у товарищей и даже иногда воровал, не считая это большим грехом.

В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. На фронте он был шофером, связистом, обычным рядовым солдатом. Астафьев был награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился и поселился в городе Чусовой. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. В свободное время много читал.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты». Повести: «Стародуб», «Последний поклон», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба» и т.д.

- Сейчас я предлагаю вам прочитать произведение «Стрижонок Скрип».

- Но для начало разберем незнакомые слова:

- Мерцало- слабо светило, колеблющимся светом.

Бесцеремонно- грубо, невежливо.

Боязно- страшно.

Проворный- быстрый, скорый.

Осиротевшие- те кто остался без родителей.

Устье – Место куда впадает река (море).

Гогот – крик птиц.

Взмыл – взлетел.

Спикировал – снизиться, спуститься.

- А выделенное слово Яру, прочитайте сами из словаря учебника.









Смотрят презентацию





























- Яр – глубокий, заросший овраг.

Первичное чтение произведения

- Ребята, предлагаю вам посмотреть на экран и послушать произведение В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».



Слушают произведение.

Проверка первичного чтения произведения

- Понравилось ли вам произведение?

- Чем?

- Что вы можете сказать об этом произведении?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение?

- Почему вы так решили?


- Да.


- Произведение интересное и поучительное.


- Сказка о животных (птицах).

- Потому что все события нереальные, животные разговаривают и т.д.

Вторичное чтение и анализ произведения: выборочное чтение

- Начинаем читать произведение. Откройте учебник на странице 100-109. Читать будем громко, четко, выразительно, чтобы передать то настроение, которое испытывал автор при написании текста. Один начинает читать, все остальные внимательно следят.

- Где родился стрижонок?

- Что мама принесла птенцам? (капельку дождя, мошку)

- Как вели себя стрижата?

- Чему важному хотела научить стрижат мама?

- Почему Скрипу очень хотелось выглянуть из норки?

- Какой переполох произошёл с птицами?

- Что случилось с мамой-Стрижихой?

- Что стало происходить со стрижатами?

- Кто пришел им на помощь?

- Что автор хотел этим показать?

- Как стрижонок-Скрип научился летать?


- Что стал делать стрижонок, когда научился летать?

- Почему Скрип оказался в руках у ребят?


- Какой вывод сделал стрижонок?


- Почему стрижи начали беспокоится?

- Что уносят за собой стрижи?



Читают рассказ



- В норе.

- Капельку дождя, мошку.

- Кричали, звали маму.

- Она хотела показать им, что они дружные птицы.

- Хотел увидеть, что за свет мерцает.

- На них напал сокол.

- Ее унес сокол.

- Они были испуганы, хотели есть.

- Их соседи и вожак птиц Белое-брюшко.

- Что стрижи, очень дружелюбные.

- Вожак стаи вытолкнул Скрипа из норки и все стрижи подталкивали Скрипа и помогали ему не упасть.

- Начал строить себе норку.

- Он устал и сделал маленькую норку и ребята смогли его достать.

- Что норку надо делать глубокую. Он много трудился и построил норку.

- Они начали собираться в теплые края.

- Лето.

Динамическая пауза

- Давайте немного отдохнем. Встаньте. Посмотрите на экран и повторяйте движения за мальчиком.


Выполняют упражнения


Обобщение прочитанного: анализ произведений

- Какая главная мысль произведения?


- Чему учит произведение?

- Это любовь к родному дому, краю, где все счастливы.

- Автор с любовью пишет о природе, единство человека и природы-это главное, что поможет сохранить родной край.

- Родная стая, дом, край-это то, что мы любим и куда стремимся всю жизнь. Стрижа научили соблюдать законы стаи и он понял, что выжить можно только дружной семьёй и всем вместе, помогая друг другу.

Творческое задание

- Итак, мы с вами познакомились с произведением и проанализировали его.

- И сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. - Вам необходимо составить синквейн.

- Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Составление синквейна:

1. На первой строчке пишется существительное – Стрижонок- Скрип.

2. На второй строчке пишутся 2 прилагательных к этому слову – маленький, наблюдательный.

3. На третьей строчке пишутся 3 глагола к этому слову – родился, радуется, вырос.

4. Четвертая строка это предложение из 4 слов – стрижи очень дружные птицы.

5. Пятая строка это ваше мнение, ваша ассоциация с этим существительным – гордость.










Выполняют задание

Подведение итогов

- Итак, ребята, с произведением какого автора мы сегодня познакомились на уроке?


- Как он называются?

- Какая была цель сегодня на уроке?

- Достигли ли мы ее?

- Какие задачи мы ставили в начале урока?


- Достигли ли вы их?


- С произведением Виктора Петровича Астафьева.


- «Стрижонок Скрип».

- Познакомиться с автором и его произведением.

- Да.

- Научиться выразительно читать, находить главную мысль рассказа, анализировать рассказ.

- Да.

Рефлексия учебной деятельности

- У вас на столах лежат карточки. На карточках написано 5 вопросов. Вам необходимо оценить свою работу на уроке. Выбранный ответ необходимо подчеркнуть.


Смог ли ты достичь цель урока?

смог / не смог

На уроке я работал

активно / пассивно

Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Трудно ли тебе было выполнять работу самостоятельно?

трудно / не трудно

Доволен ли ты результатами своей работы?

доволен / не доволен






Смог ли ты достичь цель урока?

смог / не смог

На уроке я работал

активно / пассивно

Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Трудно ли тебе было выполнять работу самостоятельно?

трудно / не трудно

Доволен ли ты результатами своей работы?

доволен / не доволен


Домашнее задание

- Ребята, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Ответите на вопросы на страницах 109-110.


- Всем спасибо за урок, до свидания!

Открывают дневники. Записывают домашнее задание.


- До свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!