М.В.Ломоносов – учёный, теоретик литературы, поэт
ЦЕЛИ
- сформировать представления о неповторимой, уникальной личности М.В.Ломоносова
- познакомить с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова
- воспитывать интерес к личности и творчеству М.В.Ломоносова
Чтение вслух вступительной статьи учебника к разделу «Из русской литературы XVIII века», заполнение таблицы
События в общественной жизни
События в литературной жизни
Чтение статьи учебника, посвящённой М.В.Ломоносову, составление плана первой части статьи
- Величественный Север – родина М.В.Ломоносова.
- Отец поэта – помор–промышленник.
- К морскому делу отца Михайло начал приучаться лет с девяти.
- Русский Север – это место удивительной самобытной культуры.
- Учиться Михайло начал рано.
- Ломоносов решил уйти из дому навсегда.
- Ломоносов получил образование в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии.
- Талант Ломоносова был огромен.
«Годы учения М.В.Ломоносова
В самом начале 1730 г. на трон возведена Анна Иоановна, племянница Петра Великого. Новая императрица родилась в Курляндии, с воцарением её на престоле безмерно усилилось немецкое влияние. Это одно из самых мрачных реакционных десятилетий вошло в историю России под названием «бироновой» эпохи.
По прибытии в Москву в 1731 г. Ломоносов оказался в трудном положении, но всё же решил подать прошение в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Но и там возникли препятствия. Ещё в 1723 г. указом Синода предписывалось крепостных и крестьянских детей от учения «отрешить». Тогда он решил объявить себя сыном холмогорского дворянина. Позже в академии узнали о действительном его происхождении, но к тому времени успехи Ломоносова в учёбе были поразительны.
За первый год обучения он закончил три класса и овладел латынью настолько, что свободно мог писать на этом языке стихи. На втором году обучения он изучил греческий язык и свободно читал в оригинале труды античных авторов. Одновременно занимался отечественной и классической историей, географией, тщательно проштудировал теорию стихосложения, овладел основами ораторского искусства, познал законы грамматики.
В 1724 г. по распоряжению Петра Первого в Петербурге была учреждена по образцу многих европейских стран Академия наук.
Ломоносов прибыл в Петербург 1 января 1736 г. Он посещал лекции по экспериментальной физике, с большим прилежанием занимался математикой, философией, иностранными языками. В Петербурге же зародилась и новая страсть – интерес к поэзии, к технике стихосложения.
Его редкая работоспособность была замечена в Петербургской академии. Ломоносова посылают за границу для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, чтобы потом самостоятельно развивать отечественное производство, передавать полученные знания, новейшие достижения. Питомцев академии отправили сначала в Марбургский университет (Германия), богатый научными традициями.
Когда Ломоносов ехал в Марбург, его обманным путём завербовали в гвардию прусского короля Фридриха Вильгельма I, и он оказался в крепости.
Пришлось продумывать план побега. Однажды, далеко за полночь, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл ров и скрылся в поле. Однако радость освобождения не надолго рассеяла заботы: надо было связаться с Петербургской Академией наук, разрешить недоразумения, возникшие в результате самовольного ухода из Фрейберга, заручиться деньгами и разрешением на возвращение в любезную отчизну. Наконец всё благополучно состоялось, и Ломоносов морским путём отправился на родину, с которой находился в разлуке больше четырёх лет.
Работа с учебником. Составление плана второй части статьи, посвящённой Ломоносову
- Поэзия Ломоносова пронизана естественно—научными мотивами.
- Трудности в жизни Ломоносова.
- Борьба за сохранение российской науки.
- Творческое наследие Ломоносова (оды, поэтические отклики, идиллии, лирические стихотворения).
- Переводы Ломоносова.
Художники, изобразившие М.В.Ломоносова
Леонтий Семёнович Митропольский (1759-1819) – живописец-портретист, один из талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти XIX века. Обучался в классе портретной живописи под руководством Д.Г.Левицкого.
В русской скульптуре XVIII в. творчество Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, занимает особое место. Закончив академию с золотой медалью, Шубин уезжает за границу, где учится скульптурному мастерству. Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Скульптор создал образ, лишённый всякой официальности и парадности; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств.
Бюст Ломоносова был создан в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
На четверг: подготовиться к контрольной работе (учить определения и теорию).
На понедельник: читать Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…».
На вторник: учить отрывок «Утреннее размышление о Божием величестве» от слов «Когда бы смертным толь высоко…» до слов «Что Ты творить нам повелел!».