СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература, 8 класс. Урок-экскурсия «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок-экскурсия «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО  И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» входит в серию уроков по теме "Древнерусская литература", соответствует программе «Литература. 5-9 кл.»/ Под. ред.В.Я. Коровиной,  – М.: Просвещение). Данная разработка может быть использована в качестве внеклассного мероприятия по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Литература, 8 класс. Урок-экскурсия «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»»

Урок-экскурсия. Литература, 8 класс.

Урок № __ Дата: _______ Учитель: Зинченко А.Н.

ТЕМА. «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

Цели урока: познакомить учащихся с «Повестью о житии... Александра Невского»; показать, как в русской литературе в период монголо-татарского завоевания возникло стремление пробудить патриотические чувства читателей; учить узнавать прочитанные произведения и определять их жанры; работать над умением отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир.

Оборудование: учебник, фонохрестоматия.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания в течение урока.

(Домашнее задание по группам)

3.Актуализация знаний учащихся.

– Как начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки.

– Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее.

– Как надо читать произведения Древней Руси? В чем неповторимость их интонаций, лексики, художественных образов? Какие слова, обороты остались в памяти?

4. Формулировка темы урока. Совместное планирование учебной деятельности.

- Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен?

- Как вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси? Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие? (Жанры – группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Жанры духовной литературы: молитва, притча, житие, поучение, повесть, летопись.)


5. Изучение новой темы. Слово учителя

В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдет сегодня речь на уроке.

Повесть о великом князе владимирском Александре Невском (ок. 1220–1263) сложилась как дружинно-воинское произведение под пером одного из придворных князя, но дошла она до нас в обработке в виде «Жития» святого. «Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Самсону, Соломону, Давиду, римскому императору Веспасиану. Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского» (Балтийского) и даже до «великого Рима». Был «грозен глас его, яко труба звенящи, и бысть Александр [...] непобедим, яко един Акрита» (византийский герой «Девгениева деяния»). «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами со шведами на Неве (1240 г.) и немцами на Чудском озере (1242 г.). библейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию». подчеркивается доблесть князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на лице острымь своимь копиемь». Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («сил вся слышахом, – пишет автор, – от господина своего Александра»). Но перед этими фольклорно-богатырскими эпизодами развертывается картина традиционно-литературного «видения», когда в воздухе появляются святые Борис и Глеб, чтобы помочь Александру – «сроднику» своему. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».

6. Выступление учащихся. Защита проектов.

1 группа. Исторические факты из жизни Александра Невского.

Интересные факты из жизни Александра Невского

  • Будущий великий князь родился 13 мая 1221 году. Это знаменательное событие произошло в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича и его жены – торопецкой княжны Ростиславы Мстиславовны. Александр появился на свет вторым из десяти детей.

  • Когда Александру Невскому исполнилось 4 года, в Спасо-Преображенском соборе его провели через обряд посвящения в воины, и он стал княжичем. В возрасте семи лет он и его старший брат Фёдор переехали в Великий Новгород и стали наместниками края. Однако ровно через три года Фёдор умер, и будущий великий полководец стал главным наследником княжества. Так, пятнадцатилетний княжич начал самостоятельно управлять новгородскими землями.

  • В жизни Александра Невского много интересных фактов биографии. К примеру, знаменитый разгром шведов и немцев на Неве – это первая большая победа князя. Она его обессмертила, подарила новое имя – Невский, и надолго оградила северо-западные границы Руси от новых покушений.

  • Победа, одержанная Александром Невским в Ледовом побоище, имела не менее решающее историческое значение для всего русского народа. С радостью и ликованием встречал народ князя, возвращающегося с поля боя. Его называли не иначе как отцом и спасителем. С крестами встречало его и всё духовенство Пскова.

  • Войну можно выиграть и дипломатическим путем. Мудрость Александра Невского как раз и заключалась в том, что он придерживался и этой тактики тоже. На западных границах он действовал как решительный полководец, а на восточных – как искусный дипломат.

  • За всю свою жизнь князь четыре раза посещал Орду с одной единственной целью – мирные переговоры с татаро-монголами. Четвертый раз оказался последним: обратная дорога домой забрала его жизнь.

  • После смерти Александра Невского Русская православная церковь канонизировала его в лике благоверного князя. Это не говорит о том, что он был безгрешным человеком. Нет, как и все живущие на Земле не без греха. Однако, он всегда был правителем, который в принятии сложных решений руководствовался исключительно милосердием и человеколюбием. Христианская добродетель – вот главный принцип в его управлении государством, но не жажда власти и корысть.


2 группа. Жизнь Александра Невского в живописи и скульптуре (демонстрация репродукций)

О. С. Маслов. 
«Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский».

Николай Константинович Рерих. 
«Александр Невский побеждает ярла Биргера».

«Князь Александр Невский в битве на Чудском озере». 
Миниатюра из «Лицевого летописного свода».

Валентин Александрович Серов. 
«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».


3 группа. Жизнь Александра Невского в киноискусстве.

Образ Александра Невского в советском кино

Отражен образ Александра Невского и в кинематографе. Широкую известность получил советский художественный фильм «Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна и сценариста П.А. Павленко, посвященный победе в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Музыку к фильму написал композитор С.С. Прокофьев. Фильм появился в кинотеатрах в 1938 г. и имел огромный успех. Режиссер получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. С началом Великой Отечественной войны актуальность фильма в силу его антинемецкого патриотического звучания резко возросла. Картина пережила второе рождение. В 1942 г., в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И.В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Режиссер собрал первоклассный актерский состав. Главную роль исполнил актер Н.К. Черкасов. Консультантами фильма были профессиональные ученые историки и археологи: А.В. Арциховский, Ю.В. Готье, Н.П. Грацианский, А.А. Савич, Е.Е. Сыроечковский, М.Н. Тихомиров.

Фильм открывает сцена рыбной ловли на Плещеевом озере и диалог князя Александра с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине князя — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

Съемки центральной сцены фильма — битвы на Чудском озере (Ледового побоища) — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого на Мосфильме была создана декорация. Асфальт посыпали мелом, солью, залили жидким стеклом. Использовались деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.

Первый вариант сценария под названием «Русь» подвергся критике со стороны историков. М. Н. Тихомиров в рецензии «Издевка над историей» (1938) отметил, что «Авторы сценария… сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.». С.М. Эйзенштейн дважды перерабатывал сценарий с учетом критики.

На излете советской эпохи был снят фильм о последних днях жизни Александра Невского под названием «Житие Александра Невского» (1991), поставленный свердловским режиссером Г.М. Кузнецовым. По сюжету князь возвращается из Орды во Владимир. В пути Александру Невскому становится плохо. Временами к нему возвращается сознание, и прошлое не дает покоя. Фильм предлагает сугубо православное видение исторических фигур и событий. Роль князя сыграл актер А.С. Горгуль.

Александр Невский в кино XXI века

В новой России Александр Невский стал героем фильма «Александр. Невская битва» (2008) режиссера И.Е. Каленова. Действие фильма происходит в 1238-1240 гг. в начале правления молодого князя Александра Ярославича в Новгороде. Александр женится на дочери полоцкого князя Александре, борется с мятежными боярами, а в финале фильма разбивает шведов в сражении, вошедшем в историю как Невская битва. Роль Александра Ярославича сыграл актер А.Г. Пампушный. По словам режиссера, «сравнений с гениальной картиной «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика».

Образ Александра Невского из-за его героико-патриотического звучания является одним из центральных в культурной памяти народов России, в силу этого он регулярно привлекает внимание историков, сценаристов и писателей.

7. Комментированное чтение «Повести о житии... Александра Невского» Беседа.

– Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?

– Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

– Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает?

– Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?

– Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?

– каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

– Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? (с. 26, от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

Домашнее задание: составить небольшой словарик характерных для этого текста слов, тех, которые могут использоваться сегодня, и тех, которые «ушли в прошлое»; подготовить выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!