«Литература должна быть насущным хлебом»
В наше богатое информационными технологиями время, к сожалению, падает интерес к художественной литературе как источнику знаний, накопления жизненного опыта и приобщения к прекрасному. Русский человек должен знать русский язык, русскую историю и русскую литературу. А такие психологические понятия, как память, анализ и синтез явлений, установление причинно-следственных связей, напрямую связаны с умением ориентироваться в произведении и постигать замысел автора. Я удивляюсь, когда ученик 10-ого класса честно признается в том, что прочитал произведение, но ничего не запомнил и ничего не понял. Кто и когда опустил руки в развитии таких детей? Не заставил их трудиться над собой? Не смог перешагнуть барьер их психологического развития?
Как много детей сейчас испытывают трудности во время сдачи устного собеседования в 9-ом классе! Казалось бы, чего проще: прочитал текст, пересказал его, составил монолог из десяти предложений, ответил на три вопроса… Да нет, связный текст, логическое построение высказывания вызывают большие трудности. Те же девятиклассники, сдавая экзамен по русскому языку, не могут вычленить в изложении главные мысли и ненужные подробности – и теряют баллы сразу по двум критериям.
Ужасом стало для учителей-филологов декабрьское сочинение в 11-ом классе. Для нечитающих детей, которые где-то в ноябре, меньше чем за месяц до экзамена, есть только одно спасение: запомнить то, что «вбивает» в их память учитель. Только не зная текста в целом, очень трудно избежать фактических ошибок. А если их несколько, то аргумент не засчитывается. И не получится у Пугачёва из романа Достоевского «Капитанская дочка» (я запомнила этот «аргумент» навсегда и рассказываю о нем детям) взять Брестскую крепость! Обидно и за Достоевского, и за Пушкина и, наверное, за Бориса Васильева.
У малочитающих детей возникают трудности и с написанием сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ. Самостоятельно определить проблему, поставленную в тексте, привести два примера-иллюстрации и дать пояснения к ним, установить и доказать связь между ними – такая задача посильна только для развитых, начитанных и поэтому уверенных в себе детей. Такие обычно в качестве своего жизненного опыта приводят литературные аргументы, понимая, что рассказ о переведённой через дорогу бабушке и подобранном на даче котёнке как-то несерьёзен для выпускника 11-ого класса и 18-летнего человека.
Не будем, однако, обесценивать целое поколение. Конечно, тех, кто видит в книге источник наслаждения, для кого чтение – приятная форма проведения досуга, не так много, как нам хотелось бы. Но они есть, и они часто в качестве предмета по выбору обращаются к литературе. Я называю их «избранными»: они умеют читать между строк; они постоянно задают вопросы, и часто спорные; они никогда не напишут в сочинении «герою всё равно на» и «по итогу» и тем более не выразят недоумения по поводу того, а что здесь, собственно, неправильно; они умеют слушать и мгновенно впитывают информацию, и, наконец, именно с ними я делюсь впечатлениями от новых книг и часто даю их читать. Такие дети знают себе цену и уважают себя. Когда мы создаём чаты готовящихся сдавать один из самых сложных предметов, сами дети дают им названия: «Господа литераторы», «Безумные литераторы» (такое название появилось в предыдущем году, когда мы увидели новую шкалу оценивания), «На прорыв!». Да и аватарки под стать названиям, например летящая на метле Маргарита.
Какие трудности испытывают те, кто собирается сдавать литературу? Я попросила написать об этом самих детей: «Труднее всего запоминать лирику. Иногда трудно определить размер»; «Есть произведения, которых мы боимся, потому что их трудно запоминать: «Слово о полку Игореве», «Кому на Руси жить хорошо»; «Много произведений, которых нет в школьной программе, но которые есть в кодификаторе. На дополнительных занятиях мы не разбираем их так подробно»; «Огромное количество информации, в которой страшно запутаться»; «Разные мнения по поводу одного произведения»; «Большое количество деталей, которые приходится запоминать».
Добавление в кодификатор зарубежной лирики и прозы усугубило ситуацию. С одной стороны, замечательно, что мы знакомимся с английской, немецкой, французской, американской литературой. С другой - действительно страшно, что на экзамене попадётся стихотворение Рильке – какая это эпоха, какое направление, течение? И если мы на практикуме не коснулись австрийского модернизма XX века, не помогут ни действительно богатые знания, ни удача.
Для меня как учителя-филолога самой трудоёмкой и самой нервной из всех форм экзаменов в 9-ом и 11-ом классах является именно подготовка к ЕГЭ по литературе. Желаю «избранным» в первую очередь удачи на экзаменах, так как задания часто бывают несопоставимыми: в одном варианте любовная лирика, в другом – любовь к старым вещам в поэзии. Успехов тем, кто любит и знает литературу! Победы тем, для кого, как говорил А.А.Блок, человек, понимающий роль культуры и борющийся за неё до последнего вздоха, литература стала «хлебом насущным».