СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Литература и её роль в духовной жизни человека.»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1

Учитель: Рагузина Г.И. , учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №3 г. Новокуйбышевска

Предмет: литература

Класс: 9

УМК: Литература. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев и др., 2008 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: вводный урок 1 час

Цель урока:

Развивающая: развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников.

Образовательная: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека. Воспитательная: воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей страны

Задачи:

Предметные

УУД (метапредметные)

Личностные:

определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, дать обзорную характеристику литературных направлений и провести краткий обзор курса литературы 9 класса

Познавательные:

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные:

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.



– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.



ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний

Методы: беседа, частично-поисковый

Формы: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты: осмысление того, что литература формирует ценностно-ориентационные критерии, является способом воспитания, общения.

Техническое обеспечение урока: словарь литературоведческих терминов, толковый словарь, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись



Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности класса к уроку






Приветствуют учителя, друг друга

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)



2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фронтальная беседа. (определение темы и цели урока). Работа с эпиграфом.

- Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его?

-Определите тему урока.

- Запишите ее в тетрадь.

- Определите цели урока.

Читают эпиграф: Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства.

И. А. Гончаров

Записывают тему в тетрадь.

Определяют цели.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Самоопределение (Л)

Слайд 1






Слайд 2

3. Актуализация знаний

Определение термина «литература»

- Здесь ИА Гончаров говорит об искусстве слова – литературе. Вспомним, что такое литература?



(Обратимся к словарю литературоведческих терминов.





- Почему литературу называют искусством слова?



- Отвечают на вопрос (слово пришло в русский язык в 18 в., заимствовано из латинского языка, «litera», т.е. «буква». Литература – искусство письменного слова.

- Ищут определение «художественной литературы» в словаре (Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии).

- записывают определение в тетрадь

- отвечают на вопрос (Литература – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово)


Познавательные:

– извлекать информацию, представленную в разных формах








Слайд 3

4. Первичное усвоение новых знаний

Работа в группах.

Координирует работу уч-ся























































- Какой можно сделать вывод?

Активной работы воображения читателя требует словесное описание. Наше воображение дорисовывает картину, хотя писатель рисует только отдельные черты. И конечно же, картины у всех людей разные.

Слово – неиссякаемый источник познания и уникальное средство для создания художественных образов. В языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Отчизны, мудрость веков. Слово богато и щедро, т.к. имеет различные оттенки. Оно может быть грубым и добрым, наводить страх и дарить веру. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить, 
Слово можно в разящий свинец перелить.

1 группа Работа по картине Левитана. Какими средствами автор передал свое настроение, чувства?

2 группа. Прослушайте пьесу ПИ Чайковского из цикла «Времена года». Как вы думаете, какое время года изобразил автор? Почему? «Октябрь. Осенняя песнь». Какое настроение создает музыка? Какие чувства вызывает?

3 группа. Работа со стихотворением И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

- Какова основная мысль стихотворения?

- Какие средства помогают автору создать картину осени?

Вывод: все изображают явления жизни. Поэт это делает с помощью слов, а живописец пишет предметы красками, композитор при помощи звуков, нот. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.


Коммуникативные:

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.






Репродукция картины (слайд 4)


Аудиозапись пьесы Чайковского



Раздаточный материал

5. Первичная проверка понимания

Путешествие в прошлое.

Мы с вами знаем, что литература возникла давно. Давайте совершим путешествие в прошлое и вспомним произведения, их авторов, героев.

- Литература возникла в глубокой древности. В какой форме она существовала вначале?

- Назовите жанры фольклора

- Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?

-Каков следующий период литературы?)

- Назовите представителей этого времени, их произведения

-Дальше идет Золотой век русской литературы. Почему он так называется?

- Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

- И последний этап – это литература 20 в. и наших дней. Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

- Все эти произведения можно назвать шедеврами русской литературы. Что обозначает слово «шедевр»? Обратимся к словарю. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.








Устное народное творчество

пословицы, загадки, сказки т.д.








Литература 18 века


Ломоносов, Карамзин и др.


Учащиеся называют представителей, произведения

















Толковый словарь русского языка. Шедевр [дэ], -а, м. (книжа). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера.









Слайд 5









Слайд 6
















Слайд 7






Слайд 8


6.Первичное закрепление

Выяснение роли литературы в духовной жизни человека.

- Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

- Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

- Что полезного может дать современному человеку чтение литературы?





Выявление читательского уровня уч-ся.

- Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

- Какие из них было трудно читать? Почему?

- Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

Обзор курса литературы 9 класса.

Литература — это школьный предмет, который остается с человеком на всю жизнь, так как нет человека, который бы, взрослея, не становился читателем.

- Знакомство с учебником, его структурой.

- Периодизация русской литературы:

Устное народное творчество до XI века

Древнерусская литература XI – XVIII в

Литература XVIII века

Литература XIX века

Литература ХХ века

Новая русская литература


Отвечают на вопросы









Вывод: литературы имеет большое значение в формировании личности. Она формирует ценностные ориентиры, и воспитывает, учит общаться, и дает эстетическое наслаждение, прививает вкус, позволяет пережить разные мгновения, испытать то, что не случилось  и,  наконец, спастись в переживаемом настоящем.



Отвечают на вопросы





































Рассматривают учебник, читают разделы.












7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении


Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

- (1 уровень) Прочитать по учебнику стр. 3, пересказать.

- (2 уровень) написать сочинение рассуждение по высказыванию (по выбору): (раздаточный материал)

Литература  это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.  М. Горький

Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев.

- Выставляет оценки за урок


Записывают дом. задание





























Подают дневники



Слайд 9










Раздаточный материал

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)


Составить синквейн. Например:

Литература

Русская литература

Учит, заставляет думать, вдохновляет (возвышает)

Русская литература обогащает человека


Составляют синквейн









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!