СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 11 класса рассчитана на 102 ч. Программа включает в себя произведения, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, роль и значение книги и т.д. Главной идеей курса является значение литературы в духовной жизни человека, изучаются шедевры русской и зарубежной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 11 класса»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

(ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»)




СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

Протокол № 1 от 29.08.2019г

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» № 1

от 29.08.2019









Рабочая программа

по учебному курсу «Литература»

12 класс


разработчик: Артюшкина Екатерина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория










г. Абакан


Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа по литературе для 12 класса составлена на основе:


  1. Федерального Закона № 273 - ФЗ от 29. 12. 2012 г. «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями).


  1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 № 1089).


  1. Положения о рабочей программе ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», утвержденного приказом директора от 27.12.2013 №276-ОД.



  1. Учебно-методического комплекта (УМК), утвержденного приказом директора (из федерального перечня) от 25.04.2019 г. № 127-ОД «Об утверждении перечня учебников на 2019-2020 учебный год».


Место предмета в учебном плане адаптированной основной образовательной̆ программы школы-интерната

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 96 часов за учебный год.

Содержание школьного литературного образования концентрично. Оно включает в себя 2 больших концентра (5-10 и 11-12 классы). Учащиеся 7-10 классов владеют техникой чтения и более подготовлены к анализу прочитанного.  Поэтому на уроках в 11-12 классах изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Главной идеей курса литературы 12 класса является значение литературы в духовной жизни человека, изучаются шедевры русской и зарубежной литературы. Программа 12 класса включает в себя произведения, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

Настоящая рабочая программа курса литературы 12 класса составлена на основе Программы ОУ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, 2012 г. Она ориентирована на УМК под редакцией В.П.Журавлева (Литература, 11 класс. – М.: «Просвещение», 2013 г.) 

УМК, на основе которого ведется преподавание:

  • Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина/ под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2013 г.



Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными

направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать \ понимать:

    • образную природу словесного искусства;

    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века;

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

      • воспроизводить содержание литературного произведения;

      • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

      • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

      • определять род и жанр произведения;

      • сопоставлять литературные произведения;

      • выявлять авторскую позицию;

      • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

      • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

      • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Основное содержание


Введение (1 ч)

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Изучение языка художественной литературы (1 ч)

Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка.

Из мировой литературы (1 ч)
Недолгое прощание с XIX веком. Поэзия Т.-С. Элиота: «Люди 14 года» Э.-М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»: «потерянное поколение» Ф. Кафка. «Превращение»: абсурд бытия.

Проза XX века (1 ч)

Уникальность литературы Русского зарубежья. Литературные центры, издательства, газеты и журналы, в которых печатались произведения писателей-эмигрантов.

Иван Алексеевич Бунин (4 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн (5 ч)

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). По этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Леонид Николаевич Андреев (1 ч)

Леонид Николаевич Андреев. Жизнь и творчество. Раннее творчество. На перепутьях реализма и модернизма. Л. Андреев и символизм. Писатель-экспрессионист. Художественное своеобразие произведений писателя.

Иван Сергеевич Шмелёв (1 ч)

Иван Сергеевич Шмелёв. Жизнь и творчество писателя. Трагедия отца. «Солнце мёртвых», «Богомолье», «Лето Господне». Язык произведений Шмелёва. Неравноценность творчества.

Борис Константинович Зайцев (1 ч)

Борис Константинович Зайцев. Жизнь и творчество. Память о России. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский». Серия беллетризованных биографий.

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1 ч)

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Жизнь и творчество. Журнал «Сатирикон». Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. «Дюжина ножей в спину революции».

Теффи (1 ч)

Теффи. Художественный мир Теффи. Юмористические образы рассказов Теффи. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками.

Владимир Владимирович Набоков (2 ч)

Владимир Владимирович Набоков. Начало творчества. Классические традиции в романах писателя. Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность.

Особенности поэзии начала XX века (1 ч)

Особенности поэзии начала XX века. Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века.

Символизм (4 ч)

Истоки русского символизма. В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников). Жизнь и творчество (обзор). Темы и образы поэзии.

А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

Акмеизм (2 ч)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (4 ч)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. И.Ф.Анненский. Жизнь и творчество (обзор). Творческие искания. «Кипарисовый ларец». И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. В. Ф. Ходасевич. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастливый домик». Книга «Путем Зерна».Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь».

Максим Горький (6 ч)

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Александр Александрович Блок (4 ч)

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор) (1 ч)

Новокрестьянская поэзия начала XX века. Отличие новокрестьянской поэзии от крестьянской поэзии XIX века. Трагическая судьба новокрестьянских поэтов.

Николай Алексеевич Клюев (1 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин (5 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Владимир Владимирович Маяковский (4 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 20-х годов XX века (6 ч)

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева, «Железный поток» А. Серафимовича ). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы). Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова). Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Литература 30-х годов XX века (Обзор) (1 ч)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

Андрей Платонович Платонов (2 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Сокровенный человек». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Характерные черты времени в повести "Котлован". Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Михаил Афанасьевич Булгаков (6 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Марина Ивановна Цветаева (2 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Осип Эмильевич Мандельштам (1 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Алексей Николаевич Толстой (1 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Автобиографическая повесть «Детство Никиты». Память детства и чувство Родины. Роман-эпопея «Хождение по мукам» Работа над романом. Историзм и злободневность. Композиция романа. Образ Петра Первого. Становление личности.

Михаил Михайлович Пришвин (1 ч)

Жизнь и творчество. Путевые очерки. «Черный араб». Особенности художественного мироощущения Пришвина. Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень». Сказки о Правде. «Кладовая солнца». Дневник как дело жизни.

Борис Леонидович Пастернак (2 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Анна Андреевна Ахматова (4 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Николай Алексеевич Заболоцкий (1 ч)

Жизнь и творчество. Первые поэтические публикации. Сборник «Столбцы». Философский характер произведений писателя. Человек и природа в поэзии Н. А.Заболоцкого.

Михаил Александрович Шолохов (6 ч)

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Из мировой литературы 30-х годов (1 ч)

О. Хаксли «О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч)

Жизнь и творчество. Личность. Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью — даль», «Тёркин на том свете», «По праву памяти».

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Литература периода     Великой Отечественной войны (1ч)

Писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Поэзия, проза и драматургия военного времени.

Александр Исаевич Солженицын (4 ч)

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Лагерные университеты» Солженицына – путь к главной теме. Романы «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) и «В круге первом» (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Из мировой литературы (1 ч)

А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э.Хемингуэй: «человек выстоит. «Старик и море».

Полвека русской поэзии (1 ч)

Время «поэтического бума». Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. Сохранение классических традиций в 1970-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм.

Русская проза в 50—90-е годы (1 ч)

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Повести о войне 1940—1970 гг. Виктор Платонович Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда» «Оттепель»— начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. «Деревенская проза». Проза Валентина Распутина. Характеры и сюжеты Василия Шукшина. Крест бесконечный Виктора Петровича Астафьева. Фёдор Александрович Абрамов.

Итого: 96 ч.

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, практикумы, работа с художественным текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ литературного материала, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, литературоведческие анализы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, сочинение на литературную тему, тест, мозговой штурм.

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления знаний;

  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок проверки, оценки и контроля знаний;

  • урок коррекции знаний;

  • комбинированный урок;

  • урок применения знаний;

  • урок развития речи.


Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

  • традиционное обучение;

  • активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

  • интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы контроля достижений учащихся:

  • терминологический диктант;

  • тестовые задания;

  • проверочная работа;

  • сочинение;

  • работа с раздаточным материалом.

Итоговый контроль:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

- защита проектов.

Календарно-тематическое планирование

п/п


Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт


День знаний


2.09



Введение



1

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия

1

4.09



Изучение языка художественной литературы



2

Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка

1

5.09



Из мировой литературы. Недолгое прощание с XIX веком



3

Поэзия Т.-С. Элиота «Люди 14 года», Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Превращение» Ф. Кафка

1

9.09



Проза XXвека



4

Уникальность литературы Русского зарубежья

1

11.09



Иван Алексеевич Бунин



5

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. Её философичность, лаконизм и изысканность

1

12.09


6

«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа

1

16.09


7

Тема любви в рассказах И.А. Бунина. «Чистый понедельник», «Солнечный удар»

1

18.09


8

И.А. Бунин. «Чистый понедельник», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1

19.09



Александр Иванович Куприн



9

А.И.Куприн. Судьба и творчество. Трагизм любовной темы в повести «Олеся»

1

23.09


10

Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»

1

25.09


11

Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа

1

26.09


12-13

Классное сочинение по творчеству И. А. Бунина, А. И. Куприна


2

30.09

2.10



Л. Н. Андреев



14

Жизнь и творчество (обзор). От реализма к модернизму. Писатель экспрессионист. Художественное своеобразие творчества. «Большой шлем», «Царь-голод».

1

3.10



И. С. Шмелев



15

Жизнь и творчество (обзор). Эпопея «Солнце мертвых», «Богомолье», «Лето Господне»

1

7.10



Б.К. Зайцев



16

Жизнь и творчество (обзор). «Преподобный Сергий Радонежский»; беллетризованные биографии В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова

1

9.10



А. Т. Аверченко



17

Жизнь и творчество (обзор). А. Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Темы и мотивы сатирической новеллистики

1

10.10



Тэффи



18

Художественный мир. Юмористические образы рассказов. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками

1

14.10



В. В. Набоков



19

Жизнь и творчество (обзор). Классические традиции в романах писателя. Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность

1

16.10


20

Проверочная работа по теме «Проза XX века»

1

17.10



Особенности поэзии начала XX века



21

Особенности поэзии начала XX века. Модернизм. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Разнообразие творческих индивидуальностей

1

21.10



Символизм



22

Истоки русского символизма. В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Культ формы в лирике Брюсова

1

23.10


23

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей

1

24.10


24

Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников). Жизнь и творчество (обзор). Темы и образы поэзии.

1

6.11


25

А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Тема родины, боль и тревога за судьбы России

1

7.11



Акмеизм



26

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм".

1

11.11


27

Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

1

13.11



Футуризм



28

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. И.Ф.Анненский. Жизнь и творчество (обзор). «Кипарисовый ларец»

1

14.11


29

И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность его словотворчества.

1

18.11


30

В. Ф. Ходасевич. Жизнь и творчество (обзор). Сборник «Счастливый домик». Книга «Путем Зерна». Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь»

1

20.11


31

Проверочная работа по теме «Поэзия начала XX в.»

1

21.11



М.Горький



32

Жизнь и творчество М.Горького (обзор). Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».

1

25.11


33

Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия. Система образов

1

27.11


34

Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы «На дне»

1

28.11


35

Три правды в пьесе «На дне» и их драматическое столкновение. Проблема счастья в пьесе

1

2.12


36-37

Классное сочинение по творчеству М. Горького

2

4.12

5.12



А.Блок



38

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме»

1

9.12


39

Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе

1

11.12


40

Тема Родины в лирике А. Блока. Ритмы и интонации лирики Блока

1

12.12


41

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира

1

16.12



Новокрестьянская поэзия



42

Новокрестьянская поэзия начала XX века. Отличие от крестьянской поэзии XIX века. Трагическая судьба поэтов

1

18.12



Н. А. Клюев.



43

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии

1

19.12



С. А. Есенин



44

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина

1

23.12


45

Тема России в лирике С.А. Есенина

1

25.12


46

Любовная тема в лирике С.А. Есенина

1

26.12


47

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни

1

13.01


48

Проверочная работа по творчеству С. Есенина

1

15.01



Владимир Владимирович Маяковский



49

Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Сатирические образы. «Прозаседавшиеся»

1

16.01


50

Тема поэта и поэзии, особенности любовной лирики. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Послушайте!», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой»

1

20.01


51

В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

1

22.01


52

Вн. чт. Пьесы «Клоп» и «Баня». Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес

1

23.01



Литература 20-х годов XX века



53

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов. Литературные группировки

1

27.01


54

А. Ремизов: жанр плачей и молитв. Д. Фурманов «Чапаев». А. Серафимович «Железный поток». (Обзорная лекция)

1

29.01


55

А. А. Фадеев. Жизнь и творчество. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция. Проблема гуманизма в романе

1

30.01


56

И. Э. Бабель. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Книга новелл «Конармия» как правда о гражданской войне

1

3.02


57

Е. И. Замятин, М. М. Зощенко. Жизнь и творчество. Роман-антиутопия «Мы». Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова»

1

5.02


58

Проверочная работа по теме «Литература 20-х годов XX века»

1

6.02



Литература 30-х годов XX века



59

Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов

1

10.02



А.П. Платонов



60

А.П.Платонов. Жизнь и творчества. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек». Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован»

1

12.02


61

Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора.

1

13.02



М.А.Булгаков



62

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

1

17.02


63

История создания, публикации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр, композиция, эпиграф, проблемы и герои романа

1

19.02


64

Сатирическое начало в романе «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. Воланд и его свита

1

20.02


65

Библейские мотивы и образы в романе «Мастер и Маргарита». Человеческое и божественное в образе Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести

1

26.02


66

Роман «Мастер и Маргарита». Проблема нравственного выбора, творчества и судьбы художника. Изображение любви как высшей духовной ценности

1

27.02


67

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству

М. А. Булгакова

1

2.03



М.И.Цветаева



68

Жизнь и творчество М.И.Цветаевой (обзор). Основные темы творчества Цветаевой

1

4.03


69

Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы. Своеобразие поэтического стиля. «Идешь, на меня похожий», «Куст»

1

5.03



О.Э.Мандельштам



70

Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама (обзор). Основные мотивы лирики Мандельштама

1

11.03



А.Н.Толстой



71

А. Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Детство Никиты», роман-эпопея «Хождение по мукам»

1

12.03



М. М. Пришвин



72

М. М. Пришвин. Жизнь и творчество. Путевые очерки. «Черный араб», «Жень-шень», «Сказки о Правде». Дневник как дело жизни

1

16.03



Б. Л. Пастернак



73

Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака (обзор). Основные мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы

1

18.03



74

Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе

2

19.03

1.04



А. А. Ахматова



75

А.А.Ахматова. Основные вехи жизненного и творческого пути. Поэзия женской души

1

2.04


76

Тема любви в ранней лирике Ахматовой. Средства выражения глубины человеческих переживаний в стихах

1

6.04


77

Родина в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием»

1

8.04


78

Проверочная работа по творчеству А. А. Ахматовой

1

9.04



Н. А. Заболоцкий



79

Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Человек и природа в поэзии Н. А.Заболоцкого

1

13.04



М.А. Шолохов



80

М.А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы»

1

15.04


81

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Особенности жанра и художественная форма романа. Проблемы и герои романа. Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

1

16.04


82

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

1

20.04


83

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

1

22.04



84-85

Классное сочинение по роману «Тихий Дон»

2

23.04

27.04



Из мировой литературы 30-х годов



86

О. Хаксли «О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин

1

29.04



А. Т. Твардовский



87

Жизнь и творчество Твардовского (обзор). Исповедальный характер лирики. Служение народу как ведущий мотив творчества

1

30.04



Литература периода Великой Отечественной войны



88

Писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Поэзия, проза и драматургия военного времени

1

6.05



А. И. Солженицын



89

Жизнь и творчество Солженицына (обзор). «Лагерные университеты» Солженицына – путь к главной теме. Романы «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) и «В круге первом» (обзор)

1

7.05


90

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Проблема русского национального характера

1

13.05


91-92

Классное сочинение по творчеству А. И. Солженицына.

2

14.05

18.05



Из мировой литературы



93

А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э.Хемингуэй «Старик и море»

1

20.05



Полвека русской поэзии



94

Время «поэтического бума». Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. Авторская песня. Постмодернизм

1

22.05



Русская проза в 1950-2000-е годы



95

Сороковые годы как этап осмысления ВОВ. Литература периода «оттепели».

1

















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Ю. В. Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Базовый и профильный уровни. - М.: Просвещение, 2012.

  • Литература. 10 класс. Электронное приложение к учебнику Ю. В. Лебедева.

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

  • Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.

  • Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

  • В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2010. СПб.

  • Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!