СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русской литературе для 9 класса на 2016-2017 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

АННОТАЦИЯ

 Рабочая программа по русской литературе для 9  класса  представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета.

3.  Содержание учебного предмета.

4. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

8. Тематическое планирование (КТП) с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

9. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

          Программа по литературе для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год);   авторской программой по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г. УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский]; под ред.  В.Я.Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016».     Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности.   На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается  99 часов  (3 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русской литературе для 9 класса на 2016-2017 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Улькунды

муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан




Рассмотрено Cогласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ

протокол № 1 от ________Л.Д.Валиахметова с.Улькунды

«28»_августа2016 г. «29» августа 2016 г. __________Р.Р.Рахимова

Руководитель ШМО Приказ № « 29»августа 2016 г.

___________И.М.Резяпова





Рабочая программа

по русской литературе для 9 класса

на 2016-2017 учебный год



Составила учитель русского языка Резяпова Индира Магасумовна


Учебно-методический комплект:


Учебник Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Авторы учебника: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский.

Год издания – 2016 год (по учебной линии класс занимается с 2016 г.)

Авторы программы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина



Автор методического пособия: Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.


Количество часов:

в год/в неделю 99 часов/ 3 часа, из них:

контрольных работ - 3

уроков развития речи - 7

уроков внеклассного чтения - 6





2016-2017 учебный год


Программа основного общего образования по русской литературе

(9 класс)

Базовый уровень

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по русской литературе для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета.

3. Содержание учебного предмета.

4. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

8. Тематическое планирование (КТП) с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

9. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа по литературе для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); авторской программой по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г. УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский]; под ред. В.Я.Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016». Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 99 часов (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской. Планирование уроков литературы в 9 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

Кроме того, на уроках литературы в 9 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям культуры региона, к лучшим чертам менталитета жителей края, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 272 –ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74);

- Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29.05.2015г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»;

- Закон республики Башкортостан «Об образовании в Республики Башкортостан» от 01.07.2013г. (в ред. Закона РБ от 26.12.2014 № 171-а);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказ Минобрнауки РФ от 08.06. 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МО и науки РФ от 31.03.2014г. № 253;

- Приказ МБОУ СОШ с.Улькунды от 29 августа 2016 г. № 121 «Об использовании учебников из федерального перечня учебниклв и учебных пособий содержащих материалов регионального компонента в образовательном процессе от 2016-2017 учебном году;

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Улькунды на 2016-2021 учебный год (Приказ № 119 «29» августа 2016 г.);

- Учебный план МБОУ СОШ с.Улькунды муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год. (Приказ № 118 от 29.08.2016г);

- Календарный учебный график учебного процесса на 2016-2017 учебный год МБОУ СОШ с.Улькунды (Приказ № 118 от 29.08.2016г.);

- Положение о рабочих программах по учебным предметам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Улькунды муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан. (Введено в действие: Приказ № 66 от 28 июня 2013 года).


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.



Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи учебной деятельности

Задачи изучения литературы в 9 классе:

- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Основные формы и виды организации учебного процесса


Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;

  2. исключение психотравмирующих факторов;

  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  4. развитие положительной мотивации к освоению программы;

  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.


Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

  2. Коллективная:

  3. фронтальная;

  4. парная;

  5. групповая


Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 


Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

В образовательном процессе используются как традиционные, так и современные образовательные технологии: игровая технология, технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, технология интенсификации обучения, ИКТ, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, учебное исследование, проблемно-поисковая технология, интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.


Формы учебных занятий


  1. Традиционные уроки

  2. Практикумы

  3. Мини – лекции

  4. Уроки контроля

  5. Самостоятельные работы

  6. Игры

  7. Диалоги и беседы

  8. Тесты

  9. Уроки развития речи

  10. Проектные работы 


Виды деятельности учащихся по освоению литературных произведений


  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение.

  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  5. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  6. Анализ и интерпретация произведений.

  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  8. Написание изложений с элементами сочинения.

  9. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  10. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  11. Работа с источниками, подготовка устных и письменных сообщений

  12. Творческие работы

  13. Защита презентаций

  14. Защита проектов

  15. Рефлексия


Виды контроля

  1. Вводный;

  2. Промежуточный;

  3. Текущий;

  4. Тематический;

  5. Итоговый.


Методы контроля

  1. Письменный

  2. Устный

  3. Компьютерный


Формы контроля

  1. Тесты

  2. Устный опрос

  3. Самостоятельные работы

  4. Творческие работы (сочинения, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода)

  5. Работа с учебником

  6. Пересказ (подробный, сжатый, выборочный)

  7. Выразительное чтение, комментирование

  8. Характеристика литературного героя

  9. Инсценирование


Оценка устных ответов учащихся


При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.


 Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
 

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
 

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

 Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка сочинений


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
 “5” ставится за сочинение:  
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
 
“4” ставится за сочинение:  
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
 
“3” ставится за сочинение, в котором:  
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
 
“2” ставится за сочинение, которое:  
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
 
 Оценка тестовых работ
 
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.


Оценка творческих работ
 
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.  

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:  
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;  
— полнота раскрытия тема;  
— правильность фактического материала;  
— последовательность изложения.  

При оценке речевого оформления учитываются:  
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;  
— стилевое единство и выразительность речи;  
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.  

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается:
-правильное оформление сносок;  
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;  

-реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;  
-широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;  
-целесообразность использования тех или иных источников.  

5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  
 
“4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  
 
“3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  
 
“2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  


Оценка дополнительных заданий
 
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:  
— “5” – если все задания выполнены;  
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.




Основное содержание программы

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 10 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 25 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 6 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Повторение - 2 ч.


 Учебно-тематическое планирование





п/п


Разделы


Кол-во часов

Р/р.


Вн.чт.

К/р.

Тест

Введение

1




Из древнерусской литературы

3

1



Из литературы XVIII века

10

1



Из русской литературы XIX века

52

5

4

1

Из русской литературы XX века

25


1

1

Из зарубежной литературы

6


1


Итоговые уроки

2



1


Итого:

99

7

6

3



Календарно-тематическое планирование по литературе


п/п




Тема урока

Кол-во часов

Дата

Этнокуль

турные особеннос

ти региона

Приме

чания

План

Факт

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.






2

Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.






3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.






4

Р/ р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»







5

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Литература XVIII века (общий обзор).






6

М.В. Ломоносов. Особенности содержания и формы произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».






7

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»






8

Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.






9

«Памятник». Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина.






10

А. Н. Радищев. Изображение российской действительности в "Путешествии из Петербурга в Москву" (главы).






11

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.






12

Н.М. Карамзин - писатель и историк. Понятие о сентиментализме.






13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутренней жизни человека.






14

Р/ р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).






15

Золотой век русской литературы.

Понятие о романтизме.






16

Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое».




Фольклор(Обычаи и традиции в РБ)


17

Особенности жанра баллады. Фольклорные мотивы баллады В.А. Жуковского «Светлана».






18

Вн. чт. Поэты пушкинской поры

( К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский)






19

А. С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии. Особенность композиции.






20

Комедия "Горе от ума". Чтение и анализ 1 действия. Знакомство с героями.






21

Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.






22

Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.






23

Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.






24

Р/р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.






25

А. С. Пушкин: жизнь и судьба.




Пушкин в Башкирии(поэм «Братья-разбойники», «И дикие сыны степей», книга «История Пугачёва»


26

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина






27

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина






28   

Адресаты любовной лирики Пушкина.






29    

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.






30      

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.






31     

«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.






32

Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.






33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.

Татьяна и Ольга.






34

Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина






35

Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа.






36

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.






37

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев






38

Вн. чт. «Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.






39

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».






40

М. Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.




Представи

тели рода Лермонтовых в Уфе; знакомство писателя с С.Т.Аксаковым


41

Образ поэта-пророка






42    

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы». «Родина»






43     

«Герой нашего времени». Композиция. Первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.






44   

«Бэла». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах






45     

«Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.






46

«Тамань». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.






47

«Княжна Мери». Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.






48

«Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».






49

Тестирование по творчеству Лермонтова.





Домашнее сочинение.

50

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.




Описание природы(лирический компонент). Беседа о природе РБ


51

Система образов поэмы «Мертвые души».






52

Р/р. Обучение анализу эпизода.






53

Образ города в поэме «Мертвые души»






54

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.






55

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора






56

Р/р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.






57

А.Н.Островский. «Бедность не порок». Слово о драматурге.






58

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Комедия как жанр драматургии.






59

Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. «Белые ночи».






60

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.






61

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести






62

Вн. чт. (По повести Л.Н. Толстого «Юность»).Личность Л.Н. Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни






63

Эпоха А.П. Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.




Чехов в Башкортостане(в Аксёново)1901. Санаторий им. А.П.Чехова


64

А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.






65

Р/р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

(на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)






66

Вн. чт. Лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.






67

Русская литература XX века.

Многообразие жанров и направлений.




Сопоставление РЛ и БЛ 20 века


68

И. Бунин. «Темные аллеи». Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.




Полное собрание сочинений в 13 темах

«Угасающая Башкирия»


69

Мастерство И. Бунина в рассказе «Темные аллеи».Лиризм повествования.






70

М. Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.






71

Поэтика повести М. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.






72

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.




Наши земляки в годы ВОв; Уфимский филиалФГБОУ ВПО МГГУ им М.А.Шолохова


73

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.






74

А.И. Солженицын. «Матренин двор». Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.




Наше село после ВОв


75

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.




Тема умирающей деревни в РБ в наши дни


76

Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков.






77

«Серебряный век» русской поэзии. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др.




Картины башкирских художников о весне


78

«О доблестях, подвигах, о славе…»






79

С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др.




Стихотворения башкирских поэтов о весне; народный музей С.А.Есенина


80

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».






81

Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.




Памятник поэту в Уфе в сквере имени В.Маяковского. Книга дочери «Моё открытие Башкортостана»


82

М.И. Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.




Лето 1911вБелебеевском р-не в Усень-Ивановском литературно-художес

твенный музей с 25 сентября 1993 года


83

Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой

Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.




Башкирские поэты о ВОв


84

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. Философский характер лирики Заболоцкого.




Р/р.Природа родного края


85

«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.






86

Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.






87

Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.




Природа РБ


88

А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе. Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».




Наши земляки в тылу во время ВОв


89      

«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.




ВОв; наши ветераны


90 

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.






91 

Тестирование по русской поэзии ХХ века.






92

Зарубежная литература. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.






93

Вн. чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.






94

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте.






95  

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.






96

И.-В. Гете. «Фауст». Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.






97

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.






98

Итоговое тестирование






99 

Итоги года и задание на лето.







Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методический комплекс

  • Аристова М. А. Справочник по русской  литературе  для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  • Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  •  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2016.

  •  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2016.

  • Мещерякова М. И.  Литература  в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

  • Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Для учителя:

 Программы  и  учебники:

  •  Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. организапций. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2016.

  •  Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2016.

  • 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

  • 2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.

  • 9. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

  • 10. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

  • 11. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

  •  Программа  по  литературе  для  9   класса  общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель  В. Я.  Коровина  – М.: Просвещение, 2008.

  • Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Методические пособия:

  •  Литература . 5-11  классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  • Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  • Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.

  • Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  • http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Художественная  литература:

  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  • http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская  литература 

  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской  литературы 

  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

  • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

Школьные словари

Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).


Материально-техническая база:

1

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Колонки

2

4

Интерактивная доска

1

5

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

1 комплект

6

Репродукции картин художников

1 комплект

Экранно-звуковые пособия

1

Презентации к занятиям.


2

DVD фильмы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!