СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по литературе для 5В класса  составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми  документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
  • Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
  • Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2017 – 2018 учебный год;
  • Годовой учебный календарный график на 2017-2018 учебный год.
  • Положение МБОУ Багаевской  СОШ № 3   о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

 Рабочая программа по литературе для 5В класса  составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми  документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
  • Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
  • Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2017 – 2018 учебный год;
  • Годовой учебный календарный график на 2017-2018 учебный год.
  • Положение МБОУ Багаевской  СОШ № 3   о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»


01-34

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа №3

«Утверждаю»


Директор МБОУ Багаевской СОШ №3


приказ от _01 сентября 2017 г. № 801


___________________Бойченко И.Д.










Рабочая программа


по ___________ЛИТЕРАТУРЕ________

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)

____основное общее, 5 В класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 103


Учитель русского языка и литературы Шапоренко С.В.


Программа разработана на основе Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы

/Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.









РАЗДЕЛ № 1


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5В класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,

  • Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

  • Устав школы;

  • Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;

  • Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2017 – 2018 учебный год;

  • Годовой учебный календарный график на 2017-2018 учебный год.

  • Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).


Цели:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.




Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане:


Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение литературы на уровне основного общего образования в 5 классе — 104 часов (3 часа в неделю).

Но в связи с тем, что 23.02., 08.03, 01.05, 09.05. являются праздничными датами, на основании приказа № 819 от 01.09.2016г. «Об уплотнении рабочих программ», программный материал будет пройден за 103 часа:

Урок литературы с 23.02. перенесен на 25.02. – запись в журнале «Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Выявление художественной идеи рассказа».

Урок литературы с 09.05. перенесен на 11.05. – запись в журнале «Дж. Лондон «Сказание о Кише». Утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви».


РАЗДЕЛ № 1


Содержание учебного предмета_


Введение (1 час)

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии (3 часа)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо­наж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихо­творений из античной поэзии.

Из устного народного творчества (8 часов)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

РР Сочинение «Моя любимая сказка».


Из древнерусской литературы (2 часа)

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­роной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литератур­ной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; уст­ный журнал «Дедушка Крылов».


Из литературы XIX века (37 часов)

А.С. ПУШКИН. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразитель­ных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородин­ском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Н.В. ГОГОЛЬ. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Му-Му». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Со­циальная несправедливость, бесправие, беззаконие, доброде­тельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение "Тройка".

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

А.П. ЧЕХОВ. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

РР Сочинение «Путешествие на поле славы».

РР Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник».


Из литературы XX века (27 часов)

И.А. БУНИН. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Л.Н. АНДРЕЕВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК. Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

С.А. ЕСЕНИН. Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

А.П. ПЛАТОНОВ. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

РР развёрнутый ответ на вопрос:«Чем меня привлекает образ Тома Сойера».

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы (17 часов)

Д. ДЕФО. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.ТВЕН. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).


Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер». И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе (по выбору).




Тема, раздел

Кол-во часов

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Введение

1

-

-

2.

Мифология

3

-

-

3.

Устное народное творчество

8

-

-

4.

Древнерусская литература

2

-

-

5.

Басни народов мира

8

-

-

6.

Русская литература 19 века

38

1

2

7.

Русская литература 20 века

27

-

1

8.

Зарубежная литература

17

1

-


Итого:

103

2

3



Формы организаций учебных занятий

Конференция

Собеседование (индивидуальная беседа)

Самостоятельная работа с книгой

Самостоятельная работа

Домашнее задание

Групповая работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Основные виды учебной деятельности

Игровая деятельность

Групповая деятельность

Коллективная деятельность

Индивидуальная деятельность

Проблемно-поисковая деятельность

Проектная деятельность

Строить рассуждение

Аргументировать своё мнение

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

Пользоваться словарями


РАЗДЕЛ № 2

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

По плану

По факту

1 четверть (27 часов)

Введение (1 час)

1

Книга – твой друг.

1

01.09.


Мифология (3 часа)

2

Античный миф.

1

03.09.


3

«Олимп». Знакомство с героями мифа.

1

06.09.


4

«Одиссей на острове циклопов. Полифем»

1

08.09.


Устное народное творчество (8 часов)

5

Загадки. Виды загадок.

1

10.09.


6

Пословицы и поговорки.

1

13.09.


7

Литературная игра.

1

15.09.


8

Сказки. «Царевна-лягушка» волшебная сказка.

1

17.09.


9

Особенности волшебной сказки.

1

20.09.


10

Особенности сказки «Падчерица».

1

22.09.


11

РР Сочинение «Моя любимая сказка».

1

24.09.


12

Анализ письменных работ.

1

27.09.


Древнерусская литература (2 часа)

13

«Из повести временных лет»: «Расселение славян»

1

29.09.


14

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Особенности языка памятника древнерусской письменности.

1

01.10.


Басни народов мира (8 часов)

15

Басни Эзопа. «Ворон и лисица».

1

04.10.


16

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома на пиру». Особенности языка басни.

1

06.10.


17

А.П.Сумароков «Ворона и лиса». Особенности языка басни.

1

08.10.


18

Басни Крылова И.А.

1

11.10.


19

И.А.Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом». Анализ.

1

13.10.


20

Русская басня в ХХ веке.

1

15.10.


21

«Что высмеивают баснописцы? »

1

18.10.


22

Литературная игра.

1

20.10.


Русская литература 19 века (37часов)

23

Краткие сведения об А.С.Пушкине.

1

22.10.


24

Стихотворение А.С.Пушкина «Няне». Определение роли няни в духовном становлении поэта.

1

25.10.


25

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выявление народной основы сказки.

1

27.10.


26

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

29.10.


27

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Пролог. Значение пролога в поэме «Руслан и Людмила»

1

01.11.


2 четверть (20 часов)

1

А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Выявление мотива одиночества.

1

10.11.


2

Поэзия 19 века о родной природе.

1

12.11.


3

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове.

1

15.11.


4

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

1

17.11.


5

Средства художественной выразительности в стихотворении.

1

19.11.


6

РР Сочинение «Путешествие на поле славы».

1

22.11.


7

Анализ сочинения.

1

24.11.


8

Краткие сведения о Н.В. Гоголе

1

26.11.


9

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы.

1

29.11.


10

Фантастика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1

01.12.


11

Краткие сведения о И.С.Тургеневе.

1

03.12.


12

«Муму». Образ Герасима.

1

06.12.


13

Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

08.12.


14

И.С.Тургенев «Муму». Герасим и Муму.

1

10.12.


15

И.С.Тургенев. Выявление художественной идеи стихотворения в прозе «Воробей»

1

13.12.


16

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык» - вдохновенный гимн родному языку.

1

15.12.


17

Стихотворение в прозе «Русский язык» - вдохновенный гимн родному языку.

1

17.12.


18

Краткие сведения о Н.А.Некрасове.

1

20.12.


29

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции.

1

22.12.


20

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия.

1

24.12.


21

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия.

1

27.12


3 четверть (32 часа)

1

Н.А.Некрасов «Тройка». Выявление авторской позиции.

1

10.01.


2

Краткие сведения о Л.Н.Толстом.

1

12.01.


3

Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

1

14.01.


4

Художественное совеобразие рассказа «Кавказский пленник».

1

17.01.


5

Л.Н.Толстой. Жилин и Костылин в плену.

1

19.01.


6

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

21.01.


7

Р.Р. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник».

1

24.01.


8

Анализ сочинения.

1

26.01.


9

Краткие сведения о Чехове.

1

28.01.


10

А.П.Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций.

1

31.01.


11

РР (у) Жанре юмористического рассказа «Случай из моей жизни»

1

02.02.


12

Краткие сведения о Бунине.

1

04.02.


13

«Густой зеленый ельник у дороги…»Анализ стихотворения.

1

07.02.


14

И.А.Бунин «В деревне». Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа.

1

09.02.


15

Краткие сведения о Л.Н.Андрееве.

1

11.02.


16

Л.А.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

14.02.


17

Л.А.Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе.

1

16.02.


18

Краткие сведения о Куприне.

1

18.02.


19

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Выявление художественной идеи рассказа.

1

21.02.


20

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Выявление художественной идеи рассказа.

1

25.02.


21

Изобразительно-выразительные средства в рассказе «Золотой петух».

1

28.02.


22

Краткие сведения о А.А.Блоке

1

02.03.


23

А.А.Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом». Анализ стихотворений.

1

04.03.


24

Краткие сведения о С.А.Есенине.

1

07.03.


25

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Художественная идея стихотворения.

1

09.03.


26

С.А.Есенин «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы».

1

11.03.


27

Краткие сведения о Платонове.

1

14.03.


28

А.П.Платонов «Никита». Мир глазами ребенка.

1

16.03.


29

Краткие сведения о Бажове.

1

18.03.


30

П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке Бажова.

1

21.03.


31

П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке Бажова

1

23.03.


32

Краткие сведения о Н.Н.Носове. «Три охотника». Тема, система образов.

1

25.03.


4 четверть (23 часа)

1

Краткие сведения о Е.И.Носове.

1

06.04.


2

Е.И.Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка.

1

08.04.


3

Е.И.Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

11.04.


4

Родная природа в произведениях писателей ХХ века

1

13.04.


5

«Родная природа в произведениях писателей ХХ века». Урок-концерт.

1

15.04.


6

В.И.Белов «Весенняя ночь». Выявление художественной идеи рассказа.

1

18.04.


7

В.Г.Распутин «Век живи – век люби». Утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания.

1

20.04.


8

Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

1

22.04.


9

Краткие сведения о Х.К.Андерсене.

1

25.04.


10

Андерсен «Соловей» внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Биография М.Твена.

1

27.04.


11

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Жизнерадостность Тома Сойера.

1

29.04.


12

Мир детства и мир взрослых в произведении М. Твена.


1

02.05.


13

РР.Развёрнутый ответ на вопрос:«Чем меня привлекает образ Тома Сойера».

1

04.05.


14

Краткие сведения о Дж.Лондоне.Дж. Лондон «Сказание о Кише». Утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

1

06.05.


15

Дж. Лондон «Сказание о Кише». Утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

1

11.05.


16

Краткие сведения о Ж.Ронни-Старшем.

1

13.05.


17

«Борьба за огонь» Суровые законы борьбы за существование древних людей.

1

16.05.


18

«Борьба за огонь» Гуманистическое изображение древнего человека.

1

18.05.


19

Краткие сведения о Линдгрен. «Приключения Эмиля из Леннеберги»

1

20.05.


20

Э.Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

23.05.


21

Выявление качеств героя.

1

25.05.


22

Литературная викторина

1

27.05.


23

Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»)

1

30.05.




РАЗДЕЛ № 3


Результаты освоения конкретного учебного предмета и система оценки


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Багаевской СОШ № 3

от 29.08.2016 года 1

Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


__________ /Пьянова И.Г./

«29» августа 2016 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!