Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю» Директор МБОУ Багаевской СОШ №3 приказ от 01 сентября 2018 г. № 808 ___________________Бойченко И.Д. |
Рабочая программа
по ___________ЛИТЕРАТУРЕ________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_____основное общее_6 В класс___________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 102
Учитель русского языка и литературы С.В. Шапоренко
Программа разработана на основе Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители:
Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-
9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.
РАЗДЕЛ № 1
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 В класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Устав школы;
Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2018 – 2019 учебный год;
Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год.
Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение литературы на уровне основного общего образования в 6 классе — 104 часов (3 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии (3 часа)
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Из устного народного творчества (3 часа)
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Из древнерусской литературы (3 часа)
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Из литературы XIX века (54 часа)
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
РР (у) Анализ баллады «Светлана».
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
РР (у) Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина.
РР (п) Развёрнутый ответ на вопрос «Чем меня привлекает личность Дубровского?»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Для заучивания наизусть М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
РР (у) Выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
РР (п) Развёрнутый ответ на вопросы по произведению Н.Гоголя «Тарас Бульба».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
РР (п) Сочинение «Что такое доброта и милосердие?»
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров
Из литературы XX века (26 часов)
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти».
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
РР (у) Выразительное чтение наизусть «Песнь о собаке» С.А. Есенина.
Урок внеклассного чтения
«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Из зарубежной литературы Восточные сказки
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
РР (п) Развёрнутый ответ на вопросы по проблематике литературы 6 класса.
Формы организаций учебных занятий
Конференция
Собеседование (индивидуальная беседа)
Самостоятельная работа с книгой
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Групповая работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Основные виды учебной деятельности
Игровая деятельность
Групповая деятельность
Коллективная деятельность
Индивидуальная деятельность
Проблемно-поисковая деятельность
Проектная деятельность
Строить рассуждение
Аргументировать своё мнение
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения
Пользоваться словарями
РАЗДЕЛ № 2 |
Календарно-тематическое планирование |
п/п | Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
1 | О литературе, читателе и писателе. | 1 | 04.09 | |
2 | Миф «Пять веков» Выявление художественной идеи мифа. | 1 | 05.09 | |
3 | Миф «Прометей». Значение образа Прометея в мировой художественной культуре. | 1 | 07.09 | |
4 | Миф «Яблоки Гесперид». Выявление значения образа Геракла для мировой художественной культуры. | 1 | 11.09 | |
5 | Легенда «Солдат и смерть». Выявление главного свойства жанра легенды. | 1 | 14.09 | |
6 | «Как Бадыноко победил одноглазого великана. Жанровые особенности предания. | 1 | 18.09 | |
7 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Жанровые особенности волшебной сказки. | 1 | 19.09 | |
8 | «Сказание о белгородских колодцах». Художественная идея сказания. | 1 | 21.09 | |
9 | «Повесть о разорении Рязани Батыем. Художественная идея сказания. | 1 | 25.09 | |
10 | «Поучение Владимира Мономаха» Призыв к милосердию и состраданию. | 1 | 26.09 | |
11 | М.В.Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт. | 1 | 28.09 | |
12 | Значение подвижнической деятельности М.В.Ломоносова для российской науки. | 1 | 02.10 | |
13 | М.В.Ломоносов о значении русского языка. | 1 | 03.10 | |
14 | М.В.Ломоносов и Петр Великий | 1 | 05.10 | |
15 | В.А.Жуковский. Краткие сведения о поэте. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. | 1 | 09.10 | |
16 | В.А.Жуковский.Баллада «Светлана». Творческая история произведения. | 1 | 10.10 | |
17 | Анализ баллады «Светлана». | 1 | 12.10 | |
18 | Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина. | 1 | 16.10 | |
19 | А.С.Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». | 1 | 17.10 | |
20 | А.С.Пушкин. Анализ стихотворения «Рдеет облаков летучая гряда…». | 1 | 19.10 | |
21 | А.С.Пушкин. Анализ стихотворения «Зимнее утро» | 1 | 23.10 | |
22 | А.С.Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе | 1 | 24.10 | |
23 | А.С.Пушкин «Дубровский». История создания, прототипы. | 1 | 26.10 | |
24 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 1 | 30.10 | |
25 | Отец и сын. | 1 | 31.10 | |
26 | Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 | 02.11 | |
1 | Дубровский и Маша Троекурова | 1 | 13.11 | |
2 | Дубровский и Маша Троекурова (продолжение) | 1 | 14.11 | |
3 | Продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский». РР (п) Развернутый ответ на вопрос «Чем меня привлекает личность Дубровского» | 1 | 16.11 | |
4 | Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. | 1 | 20.11 | |
5 | Анализ стихотворения «Тучи». | 1 | 21.11 | |
6 | Анализ стихотворения «Парус». | 1 | 23.11 | |
7 | Анализ стихотворений «Листок». | 1 | 27.11 | |
8 | РР (п) Творческая работа «Рассказ о путешествии листка». | 1 | 28.11 | |
9 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | 30.11 | |
10 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». «Бранное, трудное время…» | 1 | 04.12 | |
11 | Степь как образ родины в повести Гоголя. | 1 | 05.12 | |
12 | Старший сын Остап. | 1 | 07.12 | |
13 | Младший сын Андрий. | 1 | 11.12 | |
14 | Подвиг Тараса Бульбы. | 1 | 12.12 | |
15 | Казачество в изображении Н.В.Гоголя. | 1 | 14.12 | |
16 | РР (п) Развернутый ответ на вопросы «Тематика повести «Тарас Бульба». | 1 | 18.12 | |
17 | Анализ работ. | 1 | 19.12 | |
18 | И.С.Тургенев «Записки охотника» Творческая история и своеобразие композиции. | 1 | 21.12 | |
19 | «Бирюк». Поиск причин трагического одиночества героя. | 1 | 25.12 | |
20 | «Бирюк». Поиск причин трагического одиночества героя (продолжение). | 1 | 26.12 | |
21 | «В дороге» Частные жизненные события и широкая историческая перспектива. | 1 | 28.12 | |
1 | Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Анализ стихотворения. | 1 | 09.01 | |
2 | Н.А.Некрасов «Великое чувство! У каждых дверей…» Анализ стихотворения. | 1 | 11.01 | |
3 | Л.Н.Толстой в 30-50-е гг Х1Х века. | 1 | 15.01 | |
4 | Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец». | 1 | 16.01 | |
5 | Анализ глав повести «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо». | 1 | 18.01 | |
6 | Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1 | 22.01 | |
7 | РР (п) Сочинение «Что такое доброта и милосердие?» | 1 | 23.01 | |
8 | Анализ сочинения. | 1 | 25.01 | |
9 | Краткие сведения о В.Г.Короленко. | 1 | 29.01 | |
10 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын. | 1 | 30.01 | |
11 | Дружба Васи, Валека и Маруси. | 1 | 01.02 | |
12 | Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 | 05.02 | |
13 | Художественная идея повести. | 1 | 06.02 | |
14 | Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова «Налим». | 1 | 08.02 | |
15 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». | 1 | 12.02 | |
16 | А.П.Чехов«Шуточка». | 1 | 13.02 | |
17 | Мир природы и человека в рассказах и стихотворениях И.А.Бунина. | 1 | 15.02 | |
18 | И.А.Бунин. «Лапти» | 1 | 19.02 | |
19 | И.А.Бунин. «Лапти» Художественная идея рассказа. | 1 | 20.02 | |
20 | Краткие сведения об А.И.Куприне. | 1 | 22.02 | |
21 | А.И.Куприн. «Белый пудель» Художественная идея рассказа | 1 | 26.02 | |
22 | Анализ рассказа А.И.Куприна «Белый пудель» | 1 | 27.02 | |
23 | А.И.Куприн «Тапер». Торжество таланта и трудолюбия в жизни человека. | 1 | 01.03 | |
24 | А.И.Куприн «Тапер». Художественная идея рассказа | 1 | 05.03 | |
25 | Краткие сведения о С.Есенине. | 1 | 06.03 | |
26 | С.Есенин. «Песнь о собаке». Анализ стихотворения. | 1 | 12.03 | |
27 | С.Есенин. «Разбуди меня завтра рано…» Анализ стихотворения. | 1 | 13.03 | |
28 | Краткие сведения о М.М.Пришвине | 1 | 15.03 | |
29 | . Смысл названия сказки-были. | 1 | 19.03 | |
1 | «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | 1 | 02.04 | |
2 | М.М.Пришвин. В мастерской художника | 1 | 03.04 | |
3 | . Настя и Митраша. Сравнительная характеристика персонажей. | 1 | 05.04 | |
4 | Р.Р Отзыв о прочитанном произведении. | 1 | 09.04 | |
5 | Краткие сведения о Н.М.Рубцове. | 1 | 10.04 | |
6 | «Звезда полей». Анализ стихотворения. | 1 | 12.04 | |
7 | Стихотворения о войне. | 1 | 16.04 | |
8 | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые-роковые…» | 1 | 17.04 | |
9 | Краткие сведения о В.П.Астафьеве. | 1 | 19.04 | |
10 | В.П.Астафьевев «Конь с розовой гривой». Бабушка и внук. | 1 | 23.04 | |
11 | Мотивы поступков героев. | 1 | 24.04 | |
12 | Художественная идея произведения Астафьева | 1 | 26.04 | |
13 | РР (п) Сочинение «Оценка поступков героев». | 1 | 30.04 | |
14 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». | 1 | 03.05 | |
15 | Художественная идея произведения | 1 | 07.05 | |
16 | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1 | 08.05 | |
17 | Сходство и различия народных и литературных сказок. | 1 | 10.05 | |
18 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм и сказка А.С.Пушкина. | 1 | 14.05 | |
19 | Краткие сведения об О.Генри. «Вождь краснокожих». | 1 | 15.05 | |
20 | О.Генри. «Вождь краснокожих». Художественная идея произведения. | 1 | 17.05 | |
21 | Краткие сведения о Дж.Лондоне. «Любовь к жизни». | 1 | 21.05 | |
22 | Дж.Лондон. «Любовь к жизни».Анализ художественного текста | 1 | 22.05 | |
23 | Дж.Лондоне. «Любовь к жизни». | 1 | 24.05 | |
24 | РР (у) Продолжение рассказа. | 1 | 28.05 | |
25 | . Рекомендации для летнего чтения. | 1 | 29.05 | |
26 | | | 31.05 | |
РАЗДЕЛ № 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.