Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года началась война
- 22 июня 1941 г. искусство, литература вышли на огневой рубеж.
- «Нравственные категории – писал Алексей Толстой, – приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа».
- Константин Симонов в предвоенные годы заметил, что «перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки». И когда ранним июньским утром в родной дом вломилась «коричневая
чума», писатели сменили штатскую одежду
на гимнастерку, стали армейскими корреспондентами.
С первых дней войны 74 писателя Казахстана ушли на фронт. Большую известность приобрели военные очерки писателей-фронтовиков Б. Момышулы, М.Габдуллина, А. Сарсенбаева, С. Сеитова, С. Омарова, Д. Абилева, Ж. Жумаканова, П. Кузнецова, напечатанные в казахских газетах, издаваемых в действующей армии.
Командирами партизанских отрядов на Украине были Ж. Саин, К. Кайсенов. В боях за честь и независимость Родины смертью героев пали А. Жумагалиев, В.Чугунов, Б. Булкишев.
Казахский писатель М.Габдуллин за героизм, проявленный на фронте, получил звание Героя Советского Союза. Габдуллин был первым советским писателем, удостоенным столь высокого звания. М. Кайбалдин был трижды награжден орденами и пал смертью храбрых. Героизм казахских писателей Г. Джумагалиева, И. Адамбекова, А. Есмамбетова, А. Шарипова и других многократно отмечала пресса.
Казахстанский критик А. Устинов заметил: «У Б.Слуцкого есть стихотворение «Под Можайском», где его поразило странное несоответствие грохочущей, дымящей, железной вонючей войны и облика казаха, вчерашнего чабана, представителя самой мирной на земле профессии. Я думаю, этим казахом мог быть С. Мауленов».
С какой болью война входила в стихи Мауленова на фронте:
Снаряд ложился за снарядом. Дыхания своего стыдясь,
Земля дышала черным смрадом, От кашля хриплого тряслась.
(«Высота двадцать вторая», пер. О. Дмитриева)
Исследователи отмечают, что диапазон казахской поэзии военных лет (особенно во втором ее периоде) расширился: «Это относится в равной мере к идейному содержанию, тематике и к изобразительным средствам. Поэзия обогатилась новыми темами, образами, сюжетами, мотивами. Например, совершенно новой для казахской поэзии оказалась тема партизанской борьбы». Партизанской темой связаны произведения Ж. Саина, А. Шарипова, К. Кайсенова. Ж. Саин, сражавшийся в партизанском отряде на Украине, и другие поэты многие стихотворения посвятили отважным партизанам, храбро сражавшимся в тылу врага с немецко-фашистскими захватчиками .
Партизанской борьбе посвящены книги К. Кайсенова, участника партизанского движения на Украине: «Из когтей смерти» (1960 г.), «Мальчик в тылу врага» и «На Днепре» и др. После войны писатель не раз побывал в Украине: посещал места давних боев, встречался с бывшими партизанами. Итогом поездок стала книга «Партизанской тропой» (1964 г.) . В сборнике повестей «Народные мстители» (1978) представлены лучшие произведения К. Кайсенова о партизанском движении в Украине. «Ничто не должно быть забыто», – считает писатель. Все свои книги о войне К. Кайсенов рассматривает как скромный памятник тем, кто шел по зову сердца в бой за свободу и независимость своей Родины.
Воевавшие писатели сказали свое слово о человеке на войне. Излюбленным жанром стали рассказы, повести и романы с характерным названием: «Ради тебя» (1969), «На двух берегах» (1978), повесть «Комбат Ардатов» (1976) О. Меркулова; «Часы разведчика» (1965), «Огненное кольцо» (1968), «Война уходит на запад» (1971) Л. Кривощекова; повесть «Трудные дни» (1972), воспоминания о Сталинградской битве А. Набиева;
«Кровь на снегу», «Золотая лопата», «Талгат», «Неизвестный солдат», «Дорогой славы», «Жангожин», «Разведчики», «На гриве коня», рассказы «Исповедь героя» С. Бакбергенова; «Если останетесь живы» (1962), «Так рождались солдаты» (1970), «Журавли» (1975) В.Антонова; «Шел солдат» (1978) Б. Адамбаева.
Обрела широкую известность автобиографическая повесть известного казахстанского писателя Мориса Симашко (1924-2000) «Гу-га» (1982), посвященная фронтовым будням штрафного батальона. В основе сюжета – факт биографии писателя, который во время войны из Военно-авиационной школы пилотов попал в штрафбат. М. Симашко был одним из немногих авторов, рассказавших правду о том, как воевали «смертники».
Они дрались на передовой, их посылали в самые опасные места, а позади них шла расстрельная команда – чтобы они двигались только вперед, иначе каждого из них могла настичь пуля… Возглас «Гу-га!», ставший названием повести, был их воинственным кличем.
Автор показывает лучшие патриотические качества тех, кто оказался вместе с ним в штрафном батальоне, – бесстрашие, человечность, чувство товарищества и справедливости. И рассказывает он об этом в строго реалистической манере.
Без излишней драматизации, накручивания негативных реалий, четко выстраивая сюжет, выразительно выписывая характеры. И чем сдержанней ведется автором повествование, тем явственней проступают жестокие черты войны.
( каз . Мәлік Ғабдуллин ; 1915—1973) — казахский советский учёный-педагог, писатель, действительный член АПН СССР (1959), заслуженный деятель науки Казахской ССР (1961), доктор филологических наук, профессор (1959), Герой Советского Союза (1943).
Бауржан Момыш улы «За нами Москва»
24.12.1910 – 10.06.1982
Характерная примета военной прозы 1942 – 1943 годов – появление новелл, циклов рассказов , связанных единством действующих лиц, образом повествователя или лирической сквозной темой. Именно так построены
- «Рассказы Ивана Сударева» ,
- «Русский характер» Алексея Толстого,
- «Морская душа» Л.Соболева,
- «Март–апрель» В.Кожевникова .
- Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.
- Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: “Бой идет святой и правый, // Смертный бой не ради славы, // Ради жизни на земле” (А. Твардовский).
Лучшие образцы поэтического эпоса военных лет:
- «Киров с нами» (1941) Н.Тихонова,
- «Зоя» (1942) М.Алигер,
- «Сын» (1943) П.Антокольского,
- «Февральский дневник» (1942) О.Берггольц,
- «Пулковский меридиан» (1943) В.Инбер,
- «Василий Теркин» (1941–1945) А.Твардовского
поэма «Зоя» Маргарита Алигер (1915-1992)
Поэма «Зоя» – не столько жизнеописание героини, сколько лирическая исповедь от имени поколения, юность которого совпала с грозной и трагической порой в истории народа. Московская школьница Зоя Космодемьянская без колебаний, добровольно выбирает суровую долю. Имя и образ московской школьницы, жизнь которой так трагически рано оборвалась, стали легендой:
И уже почти что над снегами, Легким телом устремясь вперед, Девочка последними шагами Босиком в бессмертие идет .
Роль литературы в годы войны
- Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой.
- В годы войны самым действенным стало слово поэтов–лириков и писателей–публицистов.
- По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».
- Авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.
- до Великой Отечественной войны в Советском Союзе насчитывалось 2186 писателей и поэтов
- 944 человека ушли на фронт
- не вернулись с войны – 417
- на фронтах войны погибло 48 поэтов