- Крымская война 1853 – 1856 г.г.
- Крестьянская реформа – отмена крепостного права ( Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года ).
- Окончание Кавказской войны ( с 1817 по 1864 г.г.)
- Распространение просвещения в стране
- Прогресс отечественной науки ( П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов, С. В. Ковалевская, А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.И.Мечников, И.П.Павлов и т.д .) и изобретательства ( А.Ф.Можайский – самолетостроитель, А. С Попов – создатель телеграфа и радиоприемника, П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин – создатели лампочки ) и т.д.
- абсолютное падение производства
- недогрузка производственных мощностей
- рост безработицы
- нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах
Либералы
Консерваторы
Революционеры
- критика порядков в современной России,
- против крепостного права,
- политическая экономическая, духовная свободу.
- Представители: интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов
- В литературе : И.А. Гончаров, А.Н. Островский,
И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский,
Н.С. Лесков..
- против радикальных перемен в обществе , в социальном устройство страны,
- сохранить крепостнические порядки.
- покончить с самодержавием,
- революционная ломка старых устоев, полагали ,
- верный путь развития – крестьянская революция
- Представители: разночинцы (+из других слоев)
- Представители: крупные помещики, высшие чиновники
- В литературе , публицистике : М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др
Д.И. Писарев,
Н.Г. Чернышевский,
Н.А. Добролюбов,
Н.А. Некрасов,
М.Е. Салтыков-Щедрин..
Консерваторы
Революционеры
Либералы
Западники
Почвенники
Толстовцы
Славянофилы
Народники
Демократы
- Сторонники развития России по западноевропейскому пути .
- Критика самодержавия и крепостничества.
- Выступали за ограниченную монархию , парламентский строй , демократическую свободу.
- В плане преобразований – мирный муть, недопустимость революционных потрясений.
- Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей .
- Представители: П. Я. Чаадаев , В. С. Печерин , В. С. Соловьёв (религиозное западничество), И. С. Тургенев (либеральный западник), В. Г. Белинский , А. И. Герцен , позднее Н. Г. Чернышевский , В. П. Боткин, П. В. Анненков (западники-социалисты) и д.р.
Герцен
Тургенев
Белинский
Чаадаев
- Выступали особый путь исторического развития России.
- Самобытность России в крестьянской общине , православии
- Идеал правления: монархия + совещательное народное «вече»
- Путь изменений – мирный, реформы должны быть даны «сверху»
- Выступали за отмену крепостного права, смертной казни ,
- Ратовали за свободу печати.
- Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы , И. В. и П. В. Киреевские , Ю. Ф. Самарин , А. С. Хомяков , В. А. Черкасский, А Григорьев и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль , А. Н. Островский , Ф.М.Достоевский и др.
Пётр Киреевский
А. С. Хомяков
К. С. Аксаков
Иван Киреевский
- С одной стороны , отвергали радикальную программу западников , связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны , видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины .
- Мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России .
- Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.
- ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские , А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов
- ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»
- Толстовство возникло в 1880-х годах под влиянием религиозно-философского учения Льва Толстого . Основы толстовства изложены Толстым в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение» и др. Последователи — толстовцы .
- Проповедовали на основе учения Л.Н.Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием .
- Толстовцы отрицали воскресение Христа, христианство воспринимается им только в качестве этического учения.
- Толстовцы отвергают догматы церкви, но высоко ставят моральные принципы христианства .
- Толстовцы критиковали православную церковь (вообще официальную религию), а также и общественное неравенство .
- Говорили о религиозном и нравственном самосовершенствовании как средство преобразования общества.
- Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами , толстовцы отказывались от несения военной службы , отрицали необходимость военно-государственного аппарата .
- Народная идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма (*Утопия – идеальный мир)
- Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840—50-х годов А. И. Герценом . По его мнению основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община .
- Организация « хождения в народ » - пропаганды идей о революции и восстании против самодержавия власти.
- Наиболее влиятельными тайными обществами Петербурга были «Земля и воля» и «Народная воля». Члены организаций, вдохновленные идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции ».
- В целом народники отличались разрозненностью взглядов , часто являлись инициаторами или жертвами интриг, убийств, терактов и т.д.
- Течение возникло во второй половине XIX века в России .
- Предполагали создание социально справедливое общество через массовую революцию .
- Революционная демократия представляет из себя совокупность принципов крестьянской революции, западничества и утопического социализма , носящий характер антифеодальной, антикапиталистической, антиимпериалистической борьбы.
- Сторонники революционной демократии боролись против самодержавия и царизма . В гражданской войне воевали против большевизма, предполагав, после победы построить республику.
- Идеологи и представители: В . Г. Белинский , А. И. Герцен , Н. Г. Чернышевский , А.Н.Некрасов и т.д.
- направление, стремящееся к изображению
действительности в ее типических чертах.
- точное, беспристрастное научное воссоздание действительности.
- воссоздает не саму действительность, а впечатление, которое она производит на человека.
- все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.
начало второй половины XIX века РОМАН
Черты русского романа этого периода:
- глубокий психологизм ;
- гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем ;
- высокий уровень литературного языка .
Ведущие мастера жанра :
И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой
конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ
Причины возникновения малых жанров:
- утрата обобщающего взгляда на жизнь;
- Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека и ориентация на него .
Ведущие мастера жанра:
В.Г.Короленко, А.П.Чехов, В.М.Гаршин
Драматургия
Начало второй половины XIX века
- сатирическая комедия ( А.В.Сухово-Кобылин)
- историческая драма ( Л.А.Мей, А.К.Толстой)
- водевили ( В.А.Крылов)
- психологическая драма
- народная комедия - А.Н.Островский
- стихотворная драма
Конец XIX века:
- «новая драма» - А.П.Чехов
Поэзия
Начало второй половины XIX века
«пушкинское» «гоголевское»
« чистое искусство» реалистическое
Проблемы поэзии
философские социальные
А.А.Фет Н.А.Некрасов
А.К.Толстой Н.А.Добролюбов
Поэзия
Конец XIX века
импрессионизм символизм
11 класс
Тематика
Проблематика
Произведения
Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа
Жизнь
народа
И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » .
Обличение пороков существующего строя
Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России
Творчество Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы »
Положение женщины в обществе
И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ;
Л.Н. Толстой « Анна Каренина » .
Проблемы женской эмансипации и женской роли в современном обществе
1
Тематика
Проблематика
Произведения
Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество
Пути преобразо-вания общества
Романы И.С. Тургенева;
Н.Г. Чернышевский « Что делать? »
Вечные ценности
Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности
Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ;
Л.Н. Толстой « Война и мир » и др.
Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни »
Роль литературы и ее место в обществе
Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.
2
Вечные ценности
Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности
Роль литературы и ее место в обществе
Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ;
Л.Н. Толстой « Война и мир » и др.
Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни »
Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.
Поиски нового героя
в русской литературе второй половины 19 века
«маленький человек»
Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин)
А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев)
«праведник»
Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках»)
Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий)
«новый человек»
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов)
«особенный человек»
Ф.М. Достоевский «Идиот»
(князь Мышкин)