СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература второй половины XIX века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческое положение. Внутриполитическая и идеологическая борьба (гиперссылки). Литературные стили и направления. Жанры. Темы и проблематика. Тип героя.

Просмотр содержимого документа
«Литература второй половины XIX века.»

Крымская война 1853 – 1856 г.г. Крестьянская реформа – отмена крепостного права ( Манифест об отмене крепостного права от  19 февраля 1861 года ). Окончание Кавказской войны ( с 1817 по 1864 г.г.) Распространение просвещения в стране Прогресс отечественной науки ( П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов, С. В. Ковалевская, А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.И.Мечников, И.П.Павлов и т.д .) и изобретательства ( А.Ф.Можайский – самолетостроитель, А. С Попов – создатель телеграфа и радиоприемника, П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин – создатели лампочки ) и т.д.
  • Крымская война 1853 – 1856 г.г.
  • Крестьянская реформа – отмена крепостного права ( Манифест об отмене крепостного права от  19 февраля 1861 года ).
  • Окончание Кавказской войны ( с 1817 по 1864 г.г.)
  • Распространение просвещения в стране
  • Прогресс отечественной науки ( П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов, С. В. Ковалевская, А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.И.Мечников, И.П.Павлов и т.д .) и изобретательства ( А.Ф.Можайский – самолетостроитель, А. С Попов – создатель телеграфа и радиоприемника, П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин – создатели лампочки ) и т.д.
  абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

  • абсолютное падение производства
  • недогрузка производственных мощностей
  • рост безработицы
  • нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах
Либералы Консерваторы Революционеры Общее: критика порядков в современной России, против крепостного права, политическая экономическая, духовная свободу. Представители: интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов В литературе : И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков.. Общее: Общее: против радикальных перемен в обществе , в социальном устройство страны, сохранить крепостнические порядки. покончить с самодержавием, революционная ломка старых устоев, полагали , верный путь развития – крестьянская революция Представители: разночинцы (+из других слоев)  Представители: крупные помещики, высшие чиновники В литературе : В литературе , публицистике : М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин..

Либералы

Консерваторы

Революционеры

  • Общее:
  • критика порядков в современной России,
  • против крепостного права,
  • политическая экономическая, духовная свободу.
  • Представители: интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов
  • В литературе : И.А. Гончаров, А.Н. Островский,

И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский,

Н.С. Лесков..

  • Общее:
  • Общее:
  • против радикальных перемен в обществе , в социальном устройство страны,
  • сохранить крепостнические порядки.
  • покончить с самодержавием,
  • революционная ломка старых устоев, полагали ,
  • верный путь развития – крестьянская революция
  • Представители: разночинцы (+из других слоев)
  • Представители: крупные помещики, высшие чиновники
  • В литературе :
  • В литературе , публицистике : М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др

Д.И. Писарев,

Н.Г. Чернышевский,

Н.А. Добролюбов,

Н.А. Некрасов,

М.Е. Салтыков-Щедрин..

Консерваторы Революционеры Либералы Западники Почвенники Толстовцы Славянофилы Народники Демократы

Консерваторы

Революционеры

Либералы

Западники

Почвенники

Толстовцы

Славянофилы

Народники

Демократы

Сторонники развития России по западноевропейскому пути . Критика самодержавия и крепостничества. Выступали за ограниченную монархию , парламентский строй , демократическую свободу. В плане преобразований – мирный муть, недопустимость революционных потрясений. Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей . Представители:   П. Я. Чаадаев ,  В. С. Печерин ,  В. С. Соловьёв  (религиозное западничество),  И. С. Тургенев  (либеральный западник),  В. Г. Белинский ,  А. И. Герцен , позднее  Н. Г. Чернышевский ,  В. П. Боткин, П. В. Анненков  (западники-социалисты) и д.р.   Герцен Тургенев Белинский Чаадаев
  • Сторонники развития России по западноевропейскому пути .
  • Критика самодержавия и крепостничества.
  • Выступали за ограниченную монархию , парламентский строй , демократическую свободу.
  • В плане преобразований – мирный муть, недопустимость революционных потрясений.
  • Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей .
  • Представители:   П. Я. ЧаадаевВ. С. ПечеринВ. С. Соловьёв  (религиозное западничество),  И. С. Тургенев  (либеральный западник),  В. Г. БелинскийА. И. Герцен , позднее  Н. Г. ЧернышевскийВ. П. Боткин, П. В. Анненков  (западники-социалисты) и д.р.

Герцен

Тургенев

Белинский

Чаадаев

Выступали особый путь исторического развития России. Самобытность России в крестьянской общине , православии Идеал правления: монархия + совещательное народное «вече» Путь изменений – мирный, реформы должны быть даны «сверху» Выступали за отмену крепостного права, смертной казни , Ратовали за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы , И. В. и П. В. Киреевские , Ю. Ф. Самарин , А. С. Хомяков , В. А. Черкасский, А Григорьев и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль , А. Н. Островский , Ф.М.Достоевский и др. Пётр Киреевский А. С. Хомяков К. С. Аксаков Иван Киреевский
  • Выступали особый путь исторического развития России.
  • Самобытность России в крестьянской общине , православии
  • Идеал правления: монархия + совещательное народное «вече»
  • Путь изменений – мирный, реформы должны быть даны «сверху»
  • Выступали за отмену крепостного права, смертной казни ,
  • Ратовали за свободу печати.
  • Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы , И. В. и П. В. Киреевские , Ю. Ф. Самарин , А. С. Хомяков , В. А. Черкасский, А Григорьев и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль , А. Н. Островский , Ф.М.Достоевский и др.

Пётр Киреевский

А. С. Хомяков

К. С. Аксаков

Иван Киреевский

С одной стороны , отвергали радикальную программу западников , связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны , видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины . Мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России . Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские , А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»
  • С одной стороны , отвергали радикальную программу западников , связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны , видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины .
  • Мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России .
  • Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.
  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские , А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов
  • ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»
Толстовство возникло в 1880-х годах под влиянием религиозно-философского учения Льва Толстого . Основы толстовства изложены Толстым в произведениях  «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение» и др. Последователи — толстовцы . Проповедовали на основе учения Л.Н.Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием . Толстовцы отрицали воскресение Христа, христианство воспринимается им только в качестве этического учения.  Толстовцы отвергают догматы церкви, но  высоко ставят моральные принципы христианства .  Толстовцы критиковали православную церковь  (вообще официальную религию), а также и  общественное неравенство . Говорили о религиозном и нравственном самосовершенствовании как средство преобразования общества.  Будучи по своим убеждениям последовательными  пацифистами , толстовцы отказывались от несения военной службы ,  отрицали необходимость военно-государственного аппарата .
  • Толстовство возникло в 1880-х годах под влиянием религиозно-философского учения Льва Толстого . Основы толстовства изложены Толстым в произведениях  «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение» и др. Последователи — толстовцы .
  • Проповедовали на основе учения Л.Н.Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием .
  • Толстовцы отрицали воскресение Христа, христианство воспринимается им только в качестве этического учения.
  • Толстовцы отвергают догматы церкви, но высоко ставят моральные принципы христианства .
  • Толстовцы критиковали православную церковь  (вообще официальную религию), а также и  общественное неравенство .
  • Говорили о религиозном и нравственном самосовершенствовании как средство преобразования общества.
  • Будучи по своим убеждениям последовательными  пацифистами , толстовцы отказывались от несения военной службы , отрицали необходимость военно-государственного аппарата .
Народная идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма (*Утопия – идеальный мир) Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840—50-х годов  А. И. Герценом . По его мнению основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община .   Организация « хождения в народ » - пропаганды идей о революции и восстании против самодержавия власти.   Наиболее влиятельными тайными обществами Петербурга были «Земля и воля» и «Народная воля». Члены организаций, вдохновленные идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции ». В целом народники отличались разрозненностью взглядов , часто являлись инициаторами или жертвами интриг, убийств, терактов и т.д.
  • Народная идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма (*Утопия – идеальный мир)
  • Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840—50-х годов  А. И. Герценом . По его мнению основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община .  
  • Организация « хождения в народ » - пропаганды идей о революции и восстании против самодержавия власти.
  •   Наиболее влиятельными тайными обществами Петербурга были «Земля и воля» и «Народная воля». Члены организаций, вдохновленные идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции ».
  • В целом народники отличались разрозненностью взглядов , часто являлись инициаторами или жертвами интриг, убийств, терактов и т.д.
  Течение возникло во второй половине XIX века в России . Предполагали создание  социально справедливое общество через массовую революцию . Революционная демократия представляет из себя совокупность принципов крестьянской революции, западничества и утопического социализма , носящий характер антифеодальной, антикапиталистической, антиимпериалистической борьбы. Сторонники революционной демократии боролись против  самодержавия  и  царизма . В гражданской войне воевали против большевизма, предполагав, после победы построить республику. Идеологи и представители:  В . Г. Белинский ,  А. И. Герцен ,  Н. Г. Чернышевский , А.Н.Некрасов и т.д.
  •   Течение возникло во второй половине XIX века в России .
  • Предполагали создание  социально справедливое общество через массовую революцию .
  • Революционная демократия представляет из себя совокупность принципов крестьянской революции, западничества и утопического социализма , носящий характер антифеодальной, антикапиталистической, антиимпериалистической борьбы.
  • Сторонники революционной демократии боролись против  самодержавия  и  царизма . В гражданской войне воевали против большевизма, предполагав, после победы построить республику.
  • Идеологи и представители:  В . Г. БелинскийА. И. ГерценН. Г. Чернышевский , А.Н.Некрасов и т.д.
 направление, стремящееся к изображению  действительности в ее типических чертах. - точное, беспристрастное научное воссоздание действительности. - воссоздает не саму действительность, а впечатление, которое она производит на человека. - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.
  • направление, стремящееся к изображению

действительности в ее типических чертах.

- точное, беспристрастное научное воссоздание действительности.

- воссоздает не саму действительность, а впечатление, которое она производит на человека.

- все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.

 начало второй половины XIX века РОМАН  Черты русского романа этого периода: глубокий психологизм ; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем ; высокий уровень литературного языка .  Ведущие мастера жанра : И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

начало второй половины XIX века РОМАН

Черты русского романа этого периода:

  • глубокий психологизм ;
  • гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем ;
  • высокий уровень литературного языка .

Ведущие мастера жанра :

И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров: утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека и ориентация на него .  Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко, А.П.Чехов,  В.М.Гаршин

конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ

Причины возникновения малых жанров:

  • утрата обобщающего взгляда на жизнь;
  • Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека и ориентация на него .

Ведущие мастера жанра:

В.Г.Короленко, А.П.Чехов, В.М.Гаршин

Драматургия Начало второй половины XIX века - сатирическая комедия ( А.В.Сухово-Кобылин) - историческая драма  ( Л.А.Мей, А.К.Толстой) - водевили ( В.А.Крылов) - психологическая драма - народная комедия   - А.Н.Островский - стихотворная драма  Конец XIX века: - «новая драма» - А.П.Чехов

Драматургия

Начало второй половины XIX века

- сатирическая комедия ( А.В.Сухово-Кобылин)

- историческая драма ( Л.А.Мей, А.К.Толстой)

- водевили ( В.А.Крылов)

- психологическая драма

- народная комедия - А.Н.Островский

- стихотворная драма

Конец XIX века:

- «новая драма» - А.П.Чехов

 Поэзия Начало второй половины XIX века «пушкинское»    «гоголевское» « чистое искусство»  реалистическое  Проблемы поэзии  философские  социальные А.А.Фет     Н.А.Некрасов А.К.Толстой    Н.А.Добролюбов

Поэзия

Начало второй половины XIX века

«пушкинское» «гоголевское»

« чистое искусство» реалистическое

Проблемы поэзии

философские социальные

А.А.Фет Н.А.Некрасов

А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

 Поэзия Конец XIX века импрессионизм   символизм  11 класс

Поэзия

Конец XIX века

импрессионизм символизм

11 класс

Тематика Проблематика  Произведения Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа Жизнь народа И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » . Обличение пороков существующего строя Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России Творчество Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы » Положение женщины в обществе И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ; Л.Н. Толстой « Анна Каренина » . Проблемы женской эмансипации и женской роли в современном обществе 1

Тематика

Проблематика

Произведения

Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа

Жизнь

народа

И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » .

Обличение пороков существующего строя

Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России

Творчество Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы »

Положение женщины в обществе

И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ;

Л.Н. Толстой « Анна Каренина » .

Проблемы женской эмансипации и женской роли в современном обществе

1

Тематика Проблематика  Произведения Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество Пути преобразо-вания общества Романы И.С. Тургенева;  Н.Г. Чернышевский « Что делать? » Вечные ценности Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ; Л.Н. Толстой « Война и мир » и др. Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни » Роль литературы и ее место в обществе Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др. 2

Тематика

Проблематика

Произведения

Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество

Пути преобразо-вания общества

Романы И.С. Тургенева;

Н.Г. Чернышевский « Что делать? »

Вечные ценности

Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ;

Л.Н. Толстой « Война и мир » и др.

Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни »

Роль литературы и ее место в обществе

Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.

2

Вечные ценности Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности Роль литературы и ее место в обществе Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ; Л.Н. Толстой « Война и мир » и др. Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни » Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.

Вечные ценности

Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности

Роль литературы и ее место в обществе

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ;

Л.Н. Толстой « Война и мир » и др.

Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни »

Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.

Поиски нового героя в русской литературе второй половины 19 века   «маленький человек» Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин) А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев) «праведник» Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках») Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий) «новый человек» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов) «особенный человек» Ф.М. Достоевский «Идиот»  (князь Мышкин)

Поиски нового героя

в русской литературе второй половины 19 века

«маленький человек»

Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев)

«праведник»

Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках»)

Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий)

«новый человек»

Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов)

«особенный человек»

Ф.М. Достоевский «Идиот»

(князь Мышкин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя