СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Своеобразие русской литературы второй половины 19 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Своеобразие русской литературы  второй половины 19 века.

Цели:    познакомить учащихся с особенностями курса русской литературы в 10 классе, расширить их представление о литературе как искусстве слова, отражающем жизнь человека и общества; дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века; углубить представление о классике, о классической литературе; развить аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь; воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру.

Тип урока:  формирование умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный этап II. Актуализация ...Всякий, кто сознает себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни.                                                                          М.Е. Салтыков-Щедрин 1.Слово учителя о курсе русской литературы в 10 классе Содержание курса – «Русская литература второй половины XIX века». Преемственность и отличие от курсов 8 и 9 классов. Требования к учащимся: чтение, овладение навыками анализа художественного произведения, формы работы на уроках и дома, требования к ведению тетрадей, виды письменных работ и т.д. Знакомство с учебником, хрестоматией. Структура учебника.  

Просмотр содержимого документа
«Своеобразие русской литературы второй половины 19 века»

Урок литературы. 10 класс.

Тема: Своеобразие русской литературы второй половины 19 века.

Цели: познакомить учащихся с особенностями курса русской литературы в 10 классе, расширить их представление о литературе как искусстве слова, отражающем жизнь человека и общества; дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века; углубить представление о классике, о классической литературе; развить аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь; воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный этап
II. Актуализация
...Всякий, кто сознает себя человеком,
не может не понимать, что вне литературы нет
ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни.
М.Е. Салтыков-Щедрин

1.Слово учителя о курсе русской литературы в 10 классе
Содержание курса – «Русская литература второй половины XIX века».
Преемственность и отличие от курсов 8 и 9 классов.
Требования к учащимся: чтение, овладение навыками анализа художественного произведения, формы работы на уроках и дома, требования к ведению тетрадей, виды письменных работ и т.д.
Знакомство с учебником, хрестоматией. Структура учебника.
2. Беседа
- Посмотрите в оглавление учебника. На какие части поделен учебник?
- Обратите внимание на то, что по творчеству каждого писателя даны учебные материалы, что поможет вам в подготовке к урокам, в изучении тем, а также в учебнике есть краткие сведения о писателях. В конце каждого раздела предполагаются интересные вопросы и задания.
Вывод. Таким образом, учебник предлагает справочные материалы, вопросы, задания которые помогут глубже понять содержание произведений.
2. Ответы учителя на вопросы учащихся.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.
- Ребята, в 10 классе мы с вами познакомимся с множеством интересных произведений, написанных авторами, знакомыми вам, и теми, которых вы еще не знаете. В процессе работы над произведениями мы должны научиться не только вдумчиво читать, но и видеть прекрасное в произведении, находить ответы на многие волнующие вас вопросы.
XIX столетие - «золотой век» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы XVIII в., русская литература в XIX столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.
XIX век примечателен не только грандиозными историческими событиями, но и тем, что именно в XIX веке литература стала важнейшей сферой духовной жизни общества, приобрела признание и любовь человечества.
В этот период в России утвердилось понятие «литературная классика» и создавались произведения, единодушно признаваемые величайшими образцами словесного искусства, имеющими непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Это происходило потому, что литература постоянно обращалась к раздумьям об исторической судьбе страны и народа, была внимательна к жизни в ее неостановимом движении, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы. Недаром XIX век назван золотым веком русской литературы.
2.Беседа о прочитанных летом произведениях:
- Расскажите о книгах, прочитанных вами за лето.
Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанных книгах.
- Какие произведения особенно запомнились, взволновали, понравились? Почему?
- Какие произведения было трудно читать? Что именно показалось сложным, непонятным?
- Что из прочитанного не понравилось? Почему?
3. Слово учителя
- Действительно, проблема чтения, восприятия прочитанного существует. На уроках литературы мы попытаемся понять причины непонимания прочитанного; может быть, после изучения произведений отношения между нами, читателями, и писателями станут более гармоничными, а наша читательская культура более совершенной.
Как же стать настоящим читателем? Что для этого необходимо? Несомненно, в читательском становлении, как в духовном развитии вообще, любой человек созидает себя сам. Искусство даром в руки не дается: то душевное просветление, которое оно способно подарить, оплачивается честным трудом ума и сердца. Это труд не только понимания, сам по себе требующий образованности, наблюдательности, догадливости, фантазии, но также труд читательского «самостроения»: чтобы беседовать с художником, надо самому стать «художником воображения», надо подниматься к творческому уровню, на котором только и возможно общение с искусством.
Вот такие задачи мы перед собой и поставим в 10 классе, изучая литературу второй половины XIX века.
4. Слово учителя
Общественная и политическая обстановка в России второй половины XIX в.
- Основные исторические события первой половины XIX века, оказавшие влияние на развитие литературы, - это война 1812 года и восстание декабристов.
Вторая половина XIX века тоже насыщена историческими событиями.
1.Оживление общественно-политической жизни России, которое было связано со смертью Николая I.
2.Поражение России в Крымской войне (продемонстрировало экономическую и техническую отсталость России от Европы).
3.Существование крепостного права и необходимость его отмены.
4.Появление новой социальной силы: «разночинства».
Словарная работа
Разночинцы – выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства.
5.Вытеснение со сцены общественно-политической жизни дворянской интеллигенции как исчерпавшей свои возможности.
6.Выбор дальнейших путей развития:
Обозначились два ведущих направления русской общественной мысли: западничество и славянофильство.
Славянофилы (буквально: любящий славян).
Предлагали называть себя «туземники», «самобытники». Отдавая должное европейской культуре, вели речь не об отставании России, а об ее особенностях и преимуществах, утверждали ее право на особый, самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного.
Славянофильский журнал: «Русская беседа».
Западники тоже не все принимали на Западе. Они осуждали культ денег, наживы, личной выгоды, процветающие в Европейских странах с развитием капитализма. Но полагали, что именно западный путь наиболее естественный и разумный для России. Этот путь должен привести к равенству всех людей перед законом, установлению личных свобод, к победе либерализма.
Западнические журналы: «Отечественные записки» и «Современник».
7.Революционное движение как реакция на Французскую революцию 1848 г. и мрачное «семилетие».
5. Ответы на вопросы (в группах):
1.Почему в 60-е годы XIX века особенно оживилась общественная жизнь России? Как это отразилось на литературном процессе?
2.Расскажите о взглядах на будущее России западников и славянофилов.
3.Расскажите об историко-философских взглядах славянофилов.
6. Слово учителя
Культура России второй половины XIX века
1.Расцвет реализма в искусстве второй половины XIX века.
Уже в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя в первой половине XIX века (в 20-е годы) зарождался реализм, который стал во второй половине XIX века главенствующим направлением в искусстве.
Литература этого периода изобразила человека, который чувствовал себя «лишним» в обществе. Вспомним радищевского Путешественника, Чацкого, Онегина, Печорина…
Литература второй половины XIX века изменяет свое направление изображения жизни. Писатели – реалисты изучают жизнь во всех ее проявлениях, сняв какие литературные ограничения, отбросив разделение на «поэтическую и «непоэтическую» действительность.
Новый реализм складывается в XIX веке. Это критический реализм. Критический реализм по-новому изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом анализа становится внутренний мир человека.
Основные признаки русского реализма:
- социальная и психологическая типизация;
- герой не только тип, но и индивидуальность;
- наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды - в противовес романтикам;
- точность воспроизведения деталей;
- отсутствие однозначной авторской оценки;
- эволюция характера героя под влиянием обстоятельств;
- любимые жанры реалистов - роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет;
- стремление приблизить язык произведения к живой речи.
2.Роман – господствующий жанр в литературе второй половины XIX века.
Словарная работа
Роман - крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса. Повесть по отношению к роману является «средней» по величине жанровой формой, а рассказ - «малой». Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное, многостороннее явление.
Объемность романа - количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широко охватывающего конфликта, развертывание масштабных событий в рамках большого пространства и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и истории развития характера. Роман позволяет во всей полноте показать взаимоотношения человека и общества, место человека в мире.
Первый этап в истории русского реалистического романа был отмечен появлением трех великих шедевров, которые имели исключительное, переломное значение для развития всей национальной русской культуры и сразу выдвинули русский роман на одно из первых мест в мировой литературе, - появлением «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвых душ».
Начиная с 40-х и 50-х годов XIX века русский роман занимает центральное место в развитии всей русской литературы. В романах Тургенева и Гончарова, Герцена и Чернышевского, Лескова и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого получили в период с 30-х по 80-е годы свое наиболее яркое и всестороннее выражение все многообразные и сложные проблемы жизни русского общества, вопросы, порожденные ломкой крепостнических отношений, развитием освободительного движения.
3. Демократизация литературы (народ – действующее лицо художественных произведений).
4. Развитие отечественной критики (Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев).
5. Формирование современных литературных жанров: русский классический роман.
6. Гражданский пафос литературы.
Основные вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?».
7. Работа журналов, дискуссия между журналами.
8. Развитие драматургии – становление русского национального театра. (А.Н. Островский).
9. Новый герой: самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Единство человеческой судьбы с судьбой народа.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

Индивидуальные задания.
1. Сообщение заранее подготовленного учащегося на тему: «Живопись второй половины XIX века»
- Живопись второй половины XIX века демонстрирует интерес к исторической теме. Отличительной ее особенностью является обращение к национальной тематике, тесное сближение с жанровой живописью. (Например, К. Флавинский «Княжна Тараканова» (1864), Н. Неврев «Незабытое прошлое» (1866).)
Особенностью живописи является и тесная сращенность картин с литературным сюжетом. (Например, картина «Посол от князя Курбского» В. Шварца перекликается со стихотворением А.К. Толстого «Василий Шибанов», «Бегство Дмитрия Самозванца» Г. Мясоедова - со сценой из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина.).
Художников интересует религиозно-философская тема: на картине Н. Ге «Тайная вечеря» (1863) евангельский сюжет получил толкование как реальная жизненная драма.
Тема народного горя (некрасовская тема) раскрылась в работах П. Соколова «У кабака» (1865), В. Перова «Последний кабак у заставы» (1863), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (18бб), В. Пукирева «Неравный брак» (1862), И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874).
Если в живописи первой половины XIX века (например, в картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», 1820-е годы) обнаруживается ощущение светлого, радостного восприятия мира природы, труда и человека и не ставится задача раскрытия противоречий общественного положения русских крестьян, то живопись второй половины демонстрирует эти противоречия очень ярко.
Обратимся к картине Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866). В ней художник изобразил сцену, очень типичную для крепостного мира. Торгуются помещики. Предмет торговли - молодая подневольная крестьянка. Бесчеловечность этой ситуации внешне никак не подчеркивается художником. Хозяин в теплом домашнем халате спокойно курит трубку, характерным жестом показывая, что ему предлагают мало денег. Покупатель правой рукой протягивает ему монеты, а левой придерживает за плечо девушку. Но то, как бесстрастно происходит эта сцена, как обычна обстановка комнаты и невозмутим спящий на столе кот, усугубляет скрытый трагизм происходящего.
По сути та же ситуация изображена на картине В. Пукирева «Неравный брак» (1862). В обрисовке характеров и индивидуальных особенностей персонажей живописца интересует своеобразие социального типа. Наглядно противопоставляя богатство и бедность, старость и молодость, бездушный цинизм и беззащитность, художник демонстрирует, как контрастны моральные понятия и этих людей, и общества, стоящего за ними. Аморальность власть имущих, растлевающая сила денег, лицемерие церкви, скрепляющей своим авторитетом заведомо насильственный союз, бесправие женщины, прямое насилие над ее чувствами проходят перед зрителем. Трагизм и безнравственность этого брака заложены уже в самом несоответствии ни по положению, ни по возрасту, ни по испытываемым чувствам двух совершенно чуждых друг другу людей.
Наибольшей реалистической выразительности достиг пейзаж в работах Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Саврасова. Последнего называют родоначальником русского национального пейзажа. Лучшее его произведение - «Грачи прилетели» (1871). Приметы весеннего пробуждения земли, отображенные художником, воспринимались современниками как предвестие близких перемен.
К началу 70-х годов наметился общественный подъем, связанный с деятельностью революционных народников - второго поколения революционеров-демократов, осуществивших попытку поднять крестьян на революцию «хождением в народ». Однако завершилось это движение трагически - 1 марта 1881 года народовольцы после нескольких покушений убили Александра II, и в стране наступила реакция.
(В процессе сообщения ученик показывает репродукции называемых картин, используя альбомы живописи Государственной Третьяковской галереи.)
2. Сообщение на тему: «Музыкальное искусство второй половины XIX века»
- Развитие музыкального искусства связано прежде всего с созданием в 1862 году объединения «Могучая кучка», задачей которого являлось отражение прошлого русской жизни и сближение музыки с поэзией. В «Могучую кучку» входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Идейно-художественные устремления «Могучей кучки» сложились под воздействием эстетических принципов революционеров-демократов. «Кучкисты» выступали против академической рутины, боролись за народность, национальную направленность в русской музыке.
Развивая художественные традиции М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского и достижения западноевропейских композиторов-романтиков, члены кружка создали выдающиеся образцы оперного, симфонического и камерно-вокального жанров. Большое значение они придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко используя их в своем творчестве.
Например, в 1868-1869 годах М. Мусоргский пишет на сюжет драмы А.С. Пушкина оперу «Борис Годунов», главный герой которой - народ. Создает реалистические вокальные сценки из народной жизни на собственные слова, слова Н.А. Некрасова («Колыбельная Еремушке», «Калистрат» и др.); в 70-е годы работает над музыкальной драмой «Хованщина».
В конце 60-х годов Н. Римский-Корсаков написал оперу «Псковитянка» по исторической драме Л. Мея, во второй половине 90-х - оперу-былину «Садко» и «Царскую невесту». Увлечение фольклором нашло отражение в операх «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» по Гоголю, «Снегурочка» по А.Н. Островскому.
Невелико по объему творческое наследие А. Бородина, но в нем тоже нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в его творчестве занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность.
Наиболее значительным произведением композитора является опера «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», работа над которой началась в 1869 году. Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, былины, эпические песни. Работа продолжалась 18 лет, но не была завершена. После смерти композитора А.К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Римский-Корсаков инструментировал ее большую часть.
К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать, однако ее эстетические принципы оказали влияние на развитие русской музыкальной культуры.
(Звучат фрагменты музыкальных произведений.)
V. Этап информации о домашнем задании.
1. Подготовить пересказ лекции учителя на основе конспекта, сделанного в классе.
2. Индивидуальные задания учащимся: подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.
VI. Этап рефлексии.