СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература второй половины XX века. Поэзия периода "Оттепели".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература второй половины XX века.  Поэзия периода "Оттепели". шестидесятники. ПРичины появления. Тематика поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Литература второй половины XX века. Поэзия периода "Оттепели".»

Война и ее влияние.  В 1941 году многим будущим деятелям искусства было только 16 лет, и очень многие пошли добровольцами на фронт . Большая часть добровольцев, в частности, почти всё Московское ополчение, погибла в том же году. Но для тех, кто выжил, война стала главным в жизни опытом .  Столкновение с жизнью и смертью , с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, не закамуфлированное пропагандой , требовало формировать собственное мнение . Кроме того, атмосфера на передовой, в ситуации реальной опасности, была несравнимо более свободной, чем в мирной жизни . Экзистенциальный * фронтовой опыт заставлял вообще по-иному относиться к социальным условностям . Бывшие десятиклассники и первокурсники возвращались с фронта совсем другими , критичными и уверенными в себе людьми.

Война и ее влияние.

  • В 1941 году многим будущим деятелям искусства было только 16 лет, и очень многие пошли добровольцами на фронт . Большая часть добровольцев, в частности, почти всё Московское ополчение, погибла в том же году. Но для тех, кто выжил, война стала главным в жизни опытом .
  • Столкновение с жизнью и смертью , с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, не закамуфлированное пропагандой , требовало формировать собственное мнение . Кроме того, атмосфера на передовой, в ситуации реальной опасности, была несравнимо более свободной, чем в мирной жизни .
  • Экзистенциальный * фронтовой опыт заставлял вообще по-иному относиться к социальным условностям . Бывшие десятиклассники и первокурсники возвращались с фронта совсем другими , критичными и уверенными в себе людьми.

XX съезд и «Оттепель»

  • Придя с фронта, многие почувствовали разочарование . Вопреки массовым ожиданиям интеллигенции, что после Великой наступит либерализация и очеловечивание строя, сталинский режим стал ещё жёстче, усилилась антизападная пропаганда. Огромное количество фронтовиков вернулись на студенческие скамьи, сильно влияя на младших товарищей.
  • Определяющими событиями в жизни поколения стали смерть Сталина  и доклад Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС (1956 год) , разоблачавший деятельность Сталина . Для большинства людей искусства XX съезд был событием, разрешившим многолетний мировоззренческий кризис . Последовавшая за XX съездом либерализация* общественной жизни , известная как эпоха «Оттепели» .
  • Художники и поэты этого времени активно поддержали « возвращение к ленинским нормам » , отсюда перерождение образа Ленина и романтизация Гражданской войны .
  • Свою роль в создании позитивного образа коммунистического будущего сыграли произведения в жанре научно-социальной фантастики . При этом в подтверждение смелым мечтам фантастов, это время было ознаменовано  успехами в освоении космоса *, что способствовало повышению уровня общественного оптимизма .
  • Многие деятели искусства стали сторонниками «мира без границ» ( интернационализм ).

«Шестидесятники»

  • Иногда из называют «детьми XX съезда».
  • Так называют  поколение советской интеллигенции (поэты, писатели, художники, композиторы и пр.) , родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами* . Историческим контекстом * , сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война, итоги XX съезда КПСС и эпоха «оттепели».
  • Большинство «шестидесятников» были выходцами из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители , как правило, были убеждёнными большевиками , часто участниками Гражданской войны.
  • Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис , так как эта среда сильно пострадала от так называемых сталинских «чисток». У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов — однако заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму.
  • Шестидесятники стояли на страже первозданным идеалов Октябрьской революции и коммунизма , хотя они потеряли непосредственную связь с ними в силу времени. 

В литературе этого периода…

  • Термин «шестидесятники » утвердился после выхода журнала «Юность» в декабре 1960 г. года статьи С.Б. Рассадина «Шестидесятники. Книги о молодом современнике» , в которой автор провел аналогию с демократической интеллигенцией 1860-х годов* , активно боровшейся с самодержавным строем, духовным спадом
  • Журнал «Юность», основанный в 1955 году  Валентином Катаевым , сыграл большую роль. Журнал делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. Он «открыл» многих авторов. В журнале описывались поиски молодым поколением своего пути на «стройках века» и в личной жизни. Герои привлекали искренностью и неприятием фальши.
  • Журнал «Новый Мир», с 1958 по 1970 год  редактировавшийся   Александром Твардовским . Журнал, стойко исповедовавший либеральные взгляды , стал главным рупором «шестидесятников». Твардовский, пользуясь своим авторитетом, последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок.
  • Публикуются честные , «окопные» произведения о суровой, «негеройской» правде Великой Отечественной войне, в основном молодых авторов — так называемая «лейтенантская проза» : «В окопах Сталинграда» В.Некрасова, Батальоны просят огня» Ю.Бондарева, «Мёртвым не больно» В. Быковаи другие.
  • Вечера в Политехническом музее ( в «Политехе») продолжают традицию поэзии : Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина Рождественский и д.р.
  • В  фантастике  прокладывал себе путь жанр коммунистической утопии : Иван Ефремов  и  братья Стругацкие .
Тематика произведений «Свобода, равенство , братство» Тема искусства , его роли в жизни Тема Светлого будущего, надежды. Тема простой жизни Тема общего подъема, призыва, движения, прогресса Тема борьбы со «злом» , , давлением на личность и пр.

Тематика произведений

«Свобода, равенство , братство»

Тема искусства , его роли в жизни

Тема Светлого будущего, надежды.

Тема простой жизни

Тема общего подъема, призыва, движения, прогресса

Тема борьбы со «злом» , , давлением на личность и пр.