СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в форме литературной гостиной приобщает обучающихся к богатствам отечественной художественной литературы и культуры на примере жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, создаёт оптимальные условия для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала обучающихся, воспитывает эстетический вкус, нравственную позицию

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Якуньёль







КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

«Страницы мятежной жизни»

к 205-летию со дня рождения
М.Ю. Лермонтова













Составила: Осипова Е.И.

учитель русского языка и

литературы



2019

Конспект внеклассного мероприятия

«Литературная гостиная «Страницы мятежной жизни»

к 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова


Цель: приобщить обучающихся к богатствам отечественной художественной литературы и культуры на примере жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, создать оптимальные условия для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, а также воспитать эстетический вкус, нравственную позицию.

Задачи:

  1. расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил;

  2. формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;

  3. освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;

  4. развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;

  5. приобретение опыта публичного выступления;

  6. формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу;

  7. нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний;

Оборудование:

- ноутбук;

- проектор;

-экран;

- колонки;

- стенд, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова;

- выставка книг с произведениями М.Ю. Лермонтова;

- иллюстрации учащихся к произведениям М.Ю. Лермонтова;

- рисунки и картины М.Ю. Лермонтова.

Оформление зала:

учащиеся каждого класса – участники литературной гостиной – заранее оформляют столик, на котором представлены предметы, атрибуты, связанные с жизнью, творчеством, увлечениями М.Ю. Лермонтова (например, книги, кисти, краски, шахматы, портреты, цветы и т.д.). В ходе мероприятия звучит классическая, спокойная музыка.




Ход мероприятия

Учитель:  Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной, которая гостеприимно распахнула свои двери накануне знаменательной даты – 205-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Жизнь М.Ю.Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований. Но, несмотря на свою короткую жизнь, Михаил Юрьевич Лермонтов сумел оставить огромный след в истории и литературе. Прошло уже 205 лет со дня его рождения, но его бессмертные произведения продолжают восхищать людей. Юбилею Лермонтова посвящена наша литературная гостиная, которую мы назвали «Страницы мятежной жизни».

Давайте же перелистаем страницы этой короткой мятежной жизни.

Учитель: Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башне, против самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом. Он принадлежал генерал-майору и кавалеру Федору Николаевичу Толю. В этом-то доме и поселились Лермонтовы. Здесь у них со 2-го на 3-е октября 1814 года родился сын.

(В процессе рассказа учителя показываются слайды: дом у Красных ворот; фасад дома генерал-майора Ф.Н. Толя, в котором родился М.Ю. Лермонтов, от 17 января 1791 г.; план дома генерал-майора Ф.Н. Толя, в котором родился М.Ю. Лермонтов, от 17 января 1791 г.; выписка из метрической книги церкви Трёх Святителей с записью о рождении и крещении М.Ю. Лермонтова от октября 1814г. – см. приложение).


Страница 1. Детство.

Сообщения ребят

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве.  Его отец, Юрий Петрович Лермонтов, носил чин капитана. Мать, Марья Михайловна, происходила из старинного и богатого рода Столыпиных. Детство поэт провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. 

Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками, а французский и немецкий знал, как родной русский.

Воспитывала будущего поэта бабушка по матери Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти и окружала его всевозможной заботой. Когда умерла мать Лермонтова (в 1817 году), Михаилу было всего 3 года, и Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына.

Душевная рана, нанесённая этой разлукой, осталась на всю жизнь. На смерть отца в 1831 году Лермонтов откликнулся стихотворением: «Ужасная судьба отца и сына. Жить розно и в разлуке умереть…»

И всё-таки Тарханы всегда оставались для Лермонтова родным домом. Здесь впервые его взору открылся прекрасный мир природы.

Вот как писал о детских впечатлениях поэта Ираклий Андроников, известный биограф Лермонтова, в своей книге «Судьба Лермонтова».

«Самые первые, а потому и самые прочные его впечатления – это скромный, прелестный пейзаж Пензенской губернии:  дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, непыльные проселочные дороги, кое-где березы, белеющие среди желтых полей, и далеко-далеко, как волны, синеют холмы».

«Зимой на замерзшем пруду устраивались кулачные потехи: молодые ребята - дворня сходились стенка на стенку. Под троицу дворовые девушки отправлялись в лес ломать молодые березы, плели венки, водили хороводы. И Миша Лермонтов с ними...»

Здесь, в Тарханах, слышал он народные песни, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о волжских разбойниках, об атамане Разине, о Емельяне Пугачеве. Пугачева хорошо помнили многие старики: он шел через Пензу, а в Тарханах побывали его казаки. У народа учился он чистой русской речи. Надо ли удивляться тому, что именно он написал потом единственную в своем роде «Песню про царя Ивана Васильевича».

Здесь, среди этих русских просторов, прошли первые тринадцать лет его жизни. Жили в этом селе крепостные Арсеньевой, многие из них недавно возвратились из заграничного похода, рассказывали, как били Наполеона, как бежал без оглядки "непобедимый", иные помнят про день Бородина.

И, наверно, именно здесь услышал от солдат, вернувшихся с войны, о событиях 1812 года. Потом он напишет об этом одно из самых своих патриотичных стихотворений «Бородино».

Ребята инсценируют стихотворение «Бородино»


Учитель: Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование. У него были лучшие учителя, которые подготовили его для поступления в Московский университетский благородный пансион.



Страница 2. Учёба Лермонтова в Московском университете, затем в Петербурге.

Сообщения ребят

В 1828 году, когда Мише было 14 лет, бабушка повезла его в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Получивший блестящее домашнее образование, юный Лермонтов сдал вступительные экзамены в университетский пансион и 1 сентября 1828 года был принят сразу в четвертый класс. Он считался одним из лучших учеников. Сохранилась ведомость о поведении и успехах воспитанника пансиона
М.Ю. Лермонтова, в которой по всем предметам, за исключением закона Божьего и латинского языка, был проставлен высший балл. Внизу сделана приписка Лермонтова:
«Я сижу вторым учеником». В пансионе Лермонтов играл на скрипке, читал стихи, рисовал и получал призы за свои рисунки. Уже в те годы Лермонтов много сил и времени отдавал литературному творчеству. Здесь учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них – «Утренней Заре» – Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму «Индианка». В годы учебы Лермонтов заполнил 4 рукописные тетради, которые ныне хранятся в Пушкинском доме в С.-Петербурге.
Среди написанного – стихотворения «Осень», «Жалобы турка», «Монолог», «Мой демон», «Молитва», а также поэмы «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег» и «Два брата». Осенью 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет. 

Учеба Михаила в Москве началась в 1830 году, когда будущий известный писатель успешно сдал экзамены, поступив на нравственно-политическое отделение. Учеба Михаилу Юрьевичу давалась хорошо, и в светской жизни он активно принимает участие. Лермонтов выделялся среди студентов московского университета своими свободолюбивыми и дерзкими речами, которые не приветствовали профессора. В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не захотел остаться на второй год на том же курсе и написал прошение об увольнении.

Летом 1832 года писатель с бабушкой уезжают в Петербург. Так начался новый виток его жизни. По настоянию родни, Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 году он её закончил и стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка.

Юнкерство своё Лермонтов затем вспоминал как «два страшных года», потому что в школе жизнь состояла из суровой муштры в учебные часы, а он был полон творческих замыслов и хотел писать. Но и в самых тяжёлых условиях он продолжал заниматься творчеством: пишет роман «Вадим», драму «Маскарад».

Ребята показывают отрывок из «Маскарада».


Учитель: Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь бог да совесть!


Страница 3. Любовь в жизни поэта

Сообщение ребят

Варвара Александровна Лопухина — сестра московского друга Лермонтова Алексея Лопухина. Лермонтов узнал ее еще подростком, но полюбил гораздо позднее. Аким Павлович Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен...в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».

Устами героя драмы «Два брата» Лермонтов так рассказал о зарождении этой любви: «С самого начала нашего знакомства я не чувствовал к ней ничего особенного, кроме дружбы... Говорить с ней, сделать ей удовольствие было мне приятно и только. Ее характер мне нравился: в нем видел я какую-то пылкость, твердость и благородство, редко заметные в наших женщинах; одним словом, что-то первобытное...увлекающее — частые встречи, частые прогулки, невольно яркий взгляд, случайное пожатие руки — много ли надо, чтоб разбудить таившуюся искру? Во мне она вспыхнула; я был увлечен этой девушкой, я был околдован ею, вокруг нее был какой-то волшебный очерк; вступив за его границу, я уже не принадлежал себе; она вырвала у меня признание, она разогрела во мне любовь, я предался ей как судьбе, она не требовала ни обещаний, ни клятв…, но сама клялась любить меня вечно – мы расстались».

Лермонтов уехал в Петербург, Варенька оставалась в Москве.
В мае 1835 года Варвара Александровна, поверив в слухи о том, что Лермонтов собрался жениться на Е.А. Сушковой, приняла предложение Н.Ф. Бахметева, который был намного старше ее, и вышла за него замуж. Когда Лермонтов получил известие об их свадьбе, он, по словам А.П. Шан-Гирея, «вдруг изменился в лице и побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: «Вот новость — прочти»
- и вышел из комнаты».

Учитель: Это её изобразил поэт в образе испанской монахини. Рисунок этот, к великому счастью, уцелел, и мы можем воочию увидеть, какой была Варенька Лопухина, да ещё и в восприятии самого Лермонтова.

Ей же посвящено последнее стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…», ставшее впоследствии романсом.

(Показываются слайды: портрет В. Лопухиной; Варвара Лопухина в образе монахини (рисунок Лермонтова) – см. приложение)

Учитель: Любовь у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. В любви и дружбе поэт искал истинного чувства, понимания, а встречал фальшь и притворство. Он стал называть светскую игру маскарадом и относиться к ней с колкой усмешкой.

«Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно…»,

– размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.

У него, больше чем у других русских поэтов, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Ученицы читают стихи Лермонтова из альбомов под музыку вальса «Маскарад» композитора Арама Хачатуряна.

«Нет, не тебя так пылко я люблю», «Вверху одна горит звезда…», «Я не унижусь пред тобою…», «За всё, за всё тебя благодарю я…», «Я верю: под одной звездою…», «Без вас хочу сказать вам много…». (Показывается видео вальса «Маскарад» композитора Арама Хачатуряна – см приложение).

Страница 4. Кавказ в жизни поэта

Сообщение ребят

Едва ли не больше, чем свою среднерусскую родину, Лермонтов любил Кавказ. Далёкая страна, жилище вольности святой. Лермонтов полюбил «синие горы Кавказа» ещё тогда, когда, приехав сюда маленьким мальчиком, с бабушкой, увидел их впервые. Кавказ был его любовью, его он считал своей поэтической родиной.

Снова на Кавказ он попал в 1837 году, но уже не по своей воле, после написания стихотворения «Смерть поэта», когда разгневанный император, возмущённый дерзостью молодого поэта, приказал отправить Лермонтова в ссылку, местом которой был Кавказ. Что же послужило поводом? Трагическая гибель Пушкина на дуэли в 1837 году стала истинным горем для всего русского народа. Но Лермонтов переживал эту утрату как личную трагедию, потому что Пушкин – его кумир и подлинный учитель. Стихотворение в течение считанных часов разошлось в списках по всему Петербургу.

Природа Кавказа вдохновляла поэта. Звёзды, тучи, деревья, горы, морские волны живут в его стихах, чувствуют, страдают, стремятся к свободе и покою. Знаменитые стихотворения «Утёс», «На севере диком», «Горные вершины» гениальны по своей лаконичности и глубине, это настоящие поэтические шедевры. 

Стихи Лермонтова удивительно музыкальны, многие композиторы ХIХ и ХХ веков писали музыку к его произведениям, создавали романсы.

Учитель: Сейчас мы послушаем романс «Горные вершины» в исполнении Олега Погудина, музыку к которому написал в 1840 году Александр Варламов. (Показывается видеоряд из картин и рисунков Лермонтова – см. приложение).

Учитель: Переложенные на музыку стихи Лермонтова становятся поистине народными песнями. Так, народной стала «Казачья колыбельная песня».

Ребята инсценируют «Казачью колыбельную песню»


На Кавказе Лермонтов создаёт свои лучшие стихотворения, поэмы. Вот одна из них – поэма «Мцыри».

Ребята читают отрывок из поэмы «Мцыри».


Здесь же, на Кавказе, М.Ю. Лермонтов пишет первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени».

Ребята инсценируют отрывок из романа «Герой нашего времени» («Бэла»).

Учитель: Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнётся. Я понял по его злобному взгляду».

Е.А. Арсеньева, узнав о гибели внука, упала, как подрубленная. «Как же я живу ещё? Разве я имею право жить? Ответь, Господи? Что ты всё молчишь? Зачем ты отнял у земли Лермонтова, господи, лучшее твоё создание, твой самый драгоценный дар людям? Ты не меня одну, ты всю Россию осиротил, отнял её звонкий голос».

(Показывается видео романса «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман – см. приложение).

Учитель: Лермонтов прожил всего неполных 27 лет. Мальчишка – можно сказать сейчас о нём. Но этот «мальчишка» оставил после себя столько произведений, которые можно с полным правом назвать гениальными. Талант его был многогранен: стихи, поэмы, роман, драмы.

Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего.

«У России, - писал Лермонтов в 1841 году, - нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем». Он – с Россией в настоящем и будущем, как и те глубокие, проницательные образы, которые созданы его гением.

Учитель: Литературная гостиная закрывает свои двери. Мы прикоснулись к великим произведениям М.Ю. Лермонтова, многое узнали о его жизни, и, я надеюсь, наша встреча никого не оставила равнодушным. Хочется верить, что мы с вами и дальше будем любить русскую литературу, читать произведения великих русских писателей.


Список литературы:

  1. Андроников И. Судьба Лермонтова. – М., 1984.

  2. В. Афанасьев. Лермонтов. Жизнь замечательных людей. – Москва, 1991.

  3. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М., 1976.

  4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. М., 2012.

  5. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. – М.: АСТ, Олимп, 1996. – (Школа классики).

  6. Уроки литературы с применением информационных технологий. 8 – 11 классы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ Авт.-сост.: Е.С. Квашнина, Т.Е. Коптяева, Н.Ф. Ромашина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014. – (Современная школа).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!