муниципальное бюжетное образовательное учреждение «ОЩЕПКОВСКАЯ
Средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
творческого кружка
«Литературная гостиная»
Учитель русского языка и
литературы : Степанова Г.В.
р.п. Пышма
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Одной из основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и кружковой. Ценность работы заключается в том, что она расширяет и обогащает знания школьников, прививает им любовь и уважение к культуре, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
На занятиях кружка литературной гостиной предполагается работа по нескольким направлениям:
1)совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,
2) развитие навыков художественного слова,
3)совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,
4)развитие умения художественного оформления своих творческих работ.
Данная программа разработана для проведения кружка «Литературная гостиная», содержание программы рассчитано на 34 часов. Кружок проводится 1 раз в неделю. В программе участвуют учащиеся в возрасте от 13 до 17лет, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения (2 полугодия).
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1. Ст.14. Общие требования к содержанию образования. П.6 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1. Ст.26. Дополнительное образование в ОУТиповое положение об образовательном УДОД (ПП РФ от 07.03.1995 №23 Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ПП РФ от19.03.2001 №196). П.2. Объединения по интересам. Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 03.05.2000 №1726 "Направленность образовательных программ дополнительного образования" Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "Примерные требования к программам дополнительного образования детей" Письмо Минобрнауки РФ от 20.05.2003 №28-51-391-16 "О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей"
Актуальность программы, педагогическая целесообразность.
На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Не случайно был проведен целый ряд правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка»). Кроме того в условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.
Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.
Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).
Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.
Программа литературного кружка включает в себя работу
- по восприятию чужой речи;
- по воспроизводству готового текста;
- по созданию собственных высказываний.
Кружок «Литературная гостиная» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Направление работы
Исследовательская: сообщения, доклады, рефераты.
Массовая: организация конкурсов, литературно - музыкальных праздников, викторины, драматические постановки, выпуск литературного альманаха.
Цели:
Сосредоточить внимание на конкретном раскрытии национально-самобытного характера и мирового значения русской литературы;
Способствовать развитию и становлению творческой личности;
Изучение живописи, музыки, литературы для расширения интеллектуального кругозора обучающихся, а также для развития творческих способностей.
Воспитательные задачи:
-развитие творческих способностей детей, их литературного дара;
-помощь в самовыражении каждому;
-стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры;
-развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
-приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса;
-формирование исследовательских умений, навыков;
-формирование навыков общения в разных ситуациях.
-развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;
-формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;
-воспитание речевой культуры учащихся.
Образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
- обучить учащихся навыкам лингвистического анализа текста;
- обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия.
Развивающие:
- развивать интерес учащихся к изучению биографии всемирно известных писателей;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать сценические навыки учащихся.
Практические:
- планирование работы,
- участие в обсуждении перспективных планов работы,
- организация заседаний гостиной
- организация досуга ребят
- выпуск альманахов.
Данный кружок способствует овладению учениками универсальными учебными действиями и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.
Для решения тех или иных задач создаются временные инициативные группы. Такая работа поможет вовлечь ребят в самостоятельное обдумывание предстоящих дел, участие в коллективном планировании и анализе КПД, в оценивании сделанного. Все это позволит создать предпосылки для коллективного творчества, что будет способствовать появлению коллективных праздников, встреч, традиций, которые помогут интересно организовать работу. Это способствует выявлению и развитию творческих способностей детей, учит их делать самостоятельный выбор, поможет каждому осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений. А главное - воспитает человека, увлеченного литературой и разбирающегося в искусстве.
«Место жительства» гостиной- школьный кабинет русского языка.
Направленность программы
В целом, данная программа направлена на развитие творческого потенциала, на формирование ораторского искусства, красноречия, сценической речи, а также на углубленное изучение русской литературы.
При изложении материала используются различные формы: словесные (лекции, рассказ учителя, беседа, доклады и сообщения), наглядные (просмотр иллюстраций, кинофильмов, автопортретов, репродукций картин, презентаций) и методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Написание учащимися сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.
Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.
Ребята принимают участие в разработке и проведении музыкальных вечеров, литературных гостиных, литературно-поэтических часов, выпускают стенгазеты, создают презентации. Кроме того, многие из них пишут стихи, рассказы, сочиняют песни.
Занимаясь в кружке, учащиеся развивают свои творческие способности, участие их в литературных мероприятиях способствует раскрепощению, развитию речи, сценического искусства.
Данное направление способствует формированию творческой личности.
Ожидаемые результаты
Воспитание личностных качеств учащихся на примере художественной литературы.
Изучение культурного наследия.
Овладение научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства.
Формирование творческого потенциала, коммуникативных качеств.
Расширение интеллектуального кругозора.
В конце курса учащийся должен
знать:
- основные литературоведческие термины;
- основные принципы написания литературного сценария;
- содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
уметь:
- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
- составлять сценарий проведения творческой постановки;
- подбирать материал к изучаемой теме.
В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:
• опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;
• учёт индивидуальных особенностей учащихся;
• создание условий для усвоения знаний;
• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения
. . Принцип психологической комфортности
Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта Принцип интеграции и диалога искусств.
Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска
Методическое обеспечение программы
Разработки игр, викторин;
Планирование бесед, конкурсов;
Наличие дидактического и лекционного материала;
Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.
Содержание программы кружка
1.Ведение.
Знакомство с целью, задачами, программой, условиями работы кружка. Знакомство с учащимися.
2. Инсценировка небольшого литературного произведения.
Теоретические основы инсценировки. Роль пауз, логических ударений, интонации. Выразительное чтение произведения и анализ содержания. Тема, идея, основные образы, произведения. Чтение по ролям, заучивание произведения наизусть. Инсценировка.
3. Основы художественного слова.
Понятие и теоретические основы художественного слова. Средства передачи образности языка произведения. Рождение слова. К истокам слова. Слово в игре. Стихотворное слово. Рождение слова. К истокам слова. Слово в прозе. Культура слова
4. Сочинение как вид творческой работы.
Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник» (сборник стихов учащихся.); «Посвящается родному краю».
Требования к сочинению. Самостоятельная формулировка темы сочинения. Основные части сочинения и работа над этими частями. Логика изложения и глубина аргументации. Виды сочинений. Работа над выразительностью речи. Работа над стилистическими и речевыми ошибками сочинения.. Рецензия на сочинение товарища. Сочинение стихотворений.
5. Итоговая работа. Выпуск литературного альманаха.
Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественным оформлением альманаха на компьютере. Выпуск альманаха.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата (примерная) |
1 | Организационное занятие. Планирование занятий кружка. Введение | |
2-3 | Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям | |
5 | Чтение по ролям. Заучивание наизусть | |
6 | Инсценировка стихотворений | |
7-8 | Выпуск литературного альманаха | |
9 | Игра «А как у автора?» | |
10-11 | Слово в игре. Игры со словами: 1. «Войди в образ». 2. «Подбор слов-ассоциаций». 3. «Словесное рисование». 4. «Загляни в черновик». 5. «Я начну, а ты продолжи». 6. « Я - редактор». | |
12-13 | Создание презентации «Новогодние фантазии». | |
14-19 | Стихотворное слово 1. Законы ритма и стиха. 2. Секреты ударения. 3. Что такое такт. 4. Игра «Подбери рифму». 5. Законы рифмы. 6. Художественный образ и лирический герой. 7. Живопись и фонетика стиха. 8. Игра «Придумай лирическую миниатюру». 9. Работа над совершенствованием художественного слова в лирическом произведении. 10. Работа над выразительностью своего языка Работа над содержанием стихотворений. 11. Работа над речевыми и стилистическими ошибками 12. Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. | |
20-22 | Создание презентации «Мамин день». | |
23-29 | Слово в прозе 1. Жанры прозы. 2. Художественный анализ текста. 3. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». 4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. Требования к сочинению. Формулировка темы и основные части сочинения Виды сочинения. Сочинение- рассуждение. Рецензия как вид сочинения. Эссе как вид сочинения. 5. «Умницы и Умники» 6. Придумал-сотворил-проиллюстрируй | |
30 | Создание презентации «И опять приходит День Победы» | |
31 | Конкурс на лучшее произведение учащихся | |
32-34 | Культура речи Понятие «литературный альманах» и порядок выпуска альманаха.. Подготовка материалов для литературного альманаха 4. Художественное оформление альманаха. 5. Выпуск школьного альманаха с произведениями учащихся в рамках прошедших литературных гостиных | |
35 | Презентация альманаха. | |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.
6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
Сведения об учителе
Степанова Галина Васильевна.
Стаж работы: 36 лет
1 квалификационная категория