СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная»

муниципальное бюжетное образовательное учреждение «ОЩЕПКОВСКАЯ

Средняя общеобразовательная школа»









Рабочая программа

творческого кружка

«Литературная гостиная»










Учитель русского языка и

литературы : Степанова Г.В.























р.п. Пышма

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка


       Одной из основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и кружковой. Ценность работы заключается в том, что она расширяет и обогащает знания школьников, прививает им любовь и уважение к  культуре, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

На занятиях кружка литературной гостиной предполагается работа по нескольким направлениям:

1)совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,

2) развитие навыков художественного слова,

3)совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,

4)развитие умения художественного оформления своих творческих работ.


Данная программа разработана для проведения кружка «Литературная гостиная», содержание программы рассчитано на 34 часов. Кружок проводится 1 раз в неделю. В программе участвуют учащиеся в возрасте от 13 до 17лет, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения (2 полугодия).


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1. Ст.14. Общие требования к содержанию образования. П.6 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1. Ст.26. Дополнительное образование в ОУТиповое положение об образовательном УДОД (ПП РФ от 07.03.1995 №23 Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ПП РФ от19.03.2001 №196). П.2. Объединения по интересам. Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 03.05.2000 №1726 "Направленность образовательных программ дополнительного образования" Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "Примерные требования к программам дополнительного образования детей" Письмо Минобрнауки РФ от 20.05.2003 №28-51-391-16 "О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей"

Актуальность программы, педагогическая целесообразность.

На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Не случайно был проведен целый ряд правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка»). Кроме того в условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

   Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

   Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

    Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Программа литературного кружка включает в себя работу

- по восприятию чужой речи;

- по воспроизводству готового текста;

- по созданию собственных высказываний.

Кружок «Литературная гостиная» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.


Направление работы


Исследовательская: сообщения, доклады, рефераты.

Массовая: организация конкурсов, литературно - музыкальных праздников, викторины, драматические постановки, выпуск литературного альманаха.


Цели:

  • Сосредоточить внимание на конкретном раскрытии национально-самобытного характера и мирового значения русской литературы;

  • Способствовать развитию и становлению творческой личности;

  • Изучение живописи, музыки, литературы для расширения интеллектуального кругозора обучающихся, а также для развития творческих способностей.


Воспитательные задачи:

-развитие творческих способностей детей, их литературного дара; 
-помощь в самовыражении каждому;
-стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры;
-развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
-приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса;
-формирование исследовательских умений, навыков;
-формирование навыков общения в разных ситуациях.

-развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;

-формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;

-воспитание речевой культуры учащихся.

Образовательные:

- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;

- обучить учащихся навыкам лингвистического анализа текста;

- обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия.

Развивающие:

- развивать интерес учащихся к изучению биографии всемирно известных писателей;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- развивать сценические навыки учащихся.

Практические:

- планирование работы,
- участие в обсуждении перспективных планов работы,
- организация заседаний гостиной

- организация досуга ребят
- выпуск альманахов.

Данный кружок способствует овладению учениками универсальными учебными действиями и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

Для решения тех или иных задач создаются временные инициативные группы. Такая работа поможет  вовлечь ребят в самостоятельное обдумывание предстоящих дел, участие в коллективном планировании и анализе КПД, в оценивании сделанного. Все это позволит создать предпосылки для коллективного творчества, что будет способствовать появлению коллективных праздников, встреч, традиций, которые помогут интересно организовать работу. Это способствует выявлению и развитию творческих способностей детей, учит их делать самостоятельный выбор, поможет каждому  осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений. А главное - воспитает человека, увлеченного литературой и разбирающегося в искусстве.

«Место жительства» гостиной- школьный кабинет русского языка.


Направленность программы


В целом, данная программа направлена на развитие творческого потенциала, на формирование ораторского искусства, красноречия, сценической речи, а также на углубленное изучение русской литературы.

При изложении материала используются различные формы: словесные (лекции, рассказ учителя, беседа, доклады и сообщения), наглядные (просмотр иллюстраций, кинофильмов, автопортретов, репродукций картин, презентаций) и методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Написание учащимися сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.

Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.

Ребята принимают участие в разработке и проведении музыкальных вечеров, литературных гостиных, литературно-поэтических часов, выпускают стенгазеты, создают презентации. Кроме того, многие из них пишут стихи, рассказы, сочиняют песни.

Занимаясь в кружке, учащиеся развивают свои творческие способности, участие их в литературных мероприятиях способствует раскрепощению, развитию речи, сценического искусства.

Данное направление способствует формированию творческой личности.


Ожидаемые результаты

  1. Воспитание личностных качеств учащихся на примере художественной литературы.

  2. Изучение культурного наследия.

  3. Овладение научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства.

  4. Формирование творческого потенциала, коммуникативных качеств.

  5. Расширение интеллектуального кругозора.

В конце курса учащийся должен

знать:

- основные литературоведческие термины;

- основные принципы написания литературного сценария;

- содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);

уметь:

- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);

- составлять сценарий проведения творческой постановки;

- подбирать материал к изучаемой теме.

В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:

• опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;

• учёт индивидуальных особенностей учащихся;

• создание условий для усвоения знаний;

• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения

. . Принцип психологической комфортности

Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта Принцип интеграции и диалога искусств.

Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска



Методическое обеспечение программы

  • Разработки игр, викторин;

  • Планирование бесед, конкурсов;

  • Наличие дидактического и лекционного материала;

  • Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.


Содержание программы кружка


1.Ведение.

Знакомство с целью, задачами, программой, условиями работы кружка. Знакомство с учащимися.


2. Инсценировка небольшого литературного произведения.

Теоретические основы инсценировки. Роль пауз, логических ударений, интонации. Выразительное чтение произведения и анализ содержания. Тема, идея, основные образы, произведения. Чтение по ролям, заучивание произведения наизусть. Инсценировка.


3. Основы художественного слова.

Понятие и теоретические основы художественного слова. Средства передачи образности языка произведения. Рождение слова. К истокам слова. Слово в игре. Стихотворное слово. Рождение слова. К истокам слова. Слово в прозе. Культура слова


4. Сочинение как вид творческой работы.

Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник» (сборник стихов учащихся.); «Посвящается родному краю».

Требования к сочинению. Самостоятельная формулировка темы сочинения. Основные части сочинения и работа над этими частями. Логика изложения и глубина аргументации. Виды сочинений. Работа над выразительностью речи. Работа над стилистическими и речевыми ошибками сочинения.. Рецензия на сочинение товарища. Сочинение стихотворений.


5. Итоговая работа. Выпуск литературного альманаха.

Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественным оформлением альманаха на компьютере. Выпуск альманаха.












Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата (примерная)

1

Организационное занятие. Планирование занятий кружка. Введение


2-3

Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям


5

Чтение по ролям. Заучивание наизусть


6

Инсценировка стихотворений


7-8

Выпуск литературного альманаха


9

Игра «А как у автора?»


10-11

Слово в игре.

Игры со словами:

1.     «Войди в образ».

2.     «Подбор слов-ассоциаций».

3.     «Словесное рисование».

4.     «Загляни в черновик».

5.     «Я начну, а ты продолжи».

6.     « Я - редактор».


12-13

Создание презентации «Новогодние фантазии».


14-19

Стихотворное слово

1.     Законы ритма и стиха.

2.     Секреты ударения.

3.     Что такое такт.

4.     Игра «Подбери рифму».

5.     Законы рифмы.

6.     Художественный образ и лирический герой.

7.     Живопись и фонетика стиха.

8.     Игра «Придумай лирическую миниатюру».

9.     Работа над совершенствованием художественного слова в лирическом произведении.

10. Работа над выразительностью своего языка Работа над содержанием стихотворений.

11. Работа над речевыми и стилистическими ошибками




12. Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений.


20-22

Создание презентации «Мамин день».


23-29

Слово в прозе

1.     Жанры прозы.

2.     Художественный анализ текста.

3.     Коллективная творческая работа:

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

4.     Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. Требования к сочинению. Формулировка темы и основные части сочинения Виды сочинения. Сочинение- рассуждение. Рецензия как вид сочинения. Эссе как вид сочинения.

5. «Умницы и Умники»

6. Придумал-сотворил-проиллюстрируй


30

Создание презентации «И опять приходит День Победы»


31

Конкурс на лучшее произведение учащихся


32-34

  1. Культура речи

  2. Понятие «литературный альманах» и порядок выпуска альманаха..

  3. Подготовка материалов для литературного альманаха

4. Художественное оформление альманаха.

5. Выпуск школьного альманаха с произведениями учащихся в рамках прошедших литературных гостиных


35

Презентация альманаха.






Перечень учебно-методического обеспечения

 

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991

3.     Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.

4.     Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.

5.  Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.

6.     Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.

 


































Сведения об учителе


Степанова Галина Васильевна.

Стаж работы: 36 лет

1 квалификационная категория
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!