Слайд 1. Заставка
1 блок: Пётр I и Меньшиков
Слайд 2.
Ведущий:
Новый год, волшебный, новый,
Санки на бегу.
Лес снегами коронован,
Тени на снегу.
Ёлку выберем живую
На лесном юру,
Кто одел её, волнуя,
В блёстки, мишуру?..
Задрожала на верхушке
Звездочка с небес.
Колокольчик… это Пушкин!
Едет в зимний лес.
Ай, да Пушкин!
Ай, да Пушкин!
Гениальный друг,
Засмеётся, и «игрушки»
Засверкают вдруг.
Наш поэт любимый – весел!
Встанет в хоровод,
Зазвенит весь мир от песен,
Эх, гуляй, народ! —
Воля вольная – мечтаю:
Есть надежда, есть —
Вся Россия молодая
Возродится днесь!
Слайд 3.
Ведущий: Есть немало праздников прекрасных,
Каждый наступает в свой черёд,
Но на свете самый добрый праздник,
Самый лучший праздник — Новый год!
Ведущий: Он приходит зимнею порою,
Закружив снежинок хоровод.
Красотой таинственной и строгой,
Наполняет сердце Новый год!
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на предновогоднем вечере, в нашей гостиной, посвящённой Новому году и Рождеству в произведениях русских поэтов и писателей».
Ведущий: Новый год и Рождество — особенная пора. Это время для тёплых встреч с родными и близкими, весёлых гуляний и приятных поздравлений. Так было и много лет назад у классиков русской литературы.
Ведущий: Кто-то любил перевоплощаться на балах, кто-то устраивал настоящие семейные маскарады, а кто-то предпочитал собираться с близкими в тесном кругу за праздничным столом и дарить подарки. Всё это отразилось в воспоминаниях и в литературных произведениях самих авторов.
Ведущий: Сегодня, в преддверии всеми любимого праздника, мы расскажем вам о том, как изображали Новый год и Рождество известные русские писатели.
Выход Жени и Алисы
Девочки 11 класса:
1 русская девушка (Земной поклон) Здравствуйте, люди добрые!
Ведущий: Здравствуйте, девицы красные!
2 русская девушка Что за веселье здесь у вас?
1 русская девушка Почему вы такие нарядные?
Ведущий: Как? Вы не знаете? Сегодня Новый год.
2 русская девушка Как Н. Г? Мы его же отпраздновали еще в сентябре.
Ведущий: Новый год наступает 1 января.
1 русская девушка Да нет же, вы что-то путаете.
Ведущий: Мария Ивановна, кажется, я поняла в чем дело. Они прибыли к нам из прошлого. В те стародавние времена Новый год праздновали в сентябре. И только в 1699 году великий царь Петр 1 принял указ о праздновании Нового года 1 января. Вот, как это было…
(Все поклонились и ушли)
(Никифоровы вносят стол, стул)
Слайд 4. Фанфары!!!
Петр1.
Реформы проводить – нелегкое занятье
То бороды всем стричь, то поменять всем платье
Боярам вопреки. То шведам дать пинка.
То понастроить флот, то вышколить сынка
Изнеженных господ… Арапа оженить…
Окошко прорубить… И что ж еще?
Проклятье, позабыл. Эй, Алексашка! (кричит и вскоре появляется Меньшиков)
Черт! Ты где так долго был?
Слайд 5.
Меньшиков. (С зеркальцем)
Я здесь, мин херц! В цирюльню лишь сходил.
Петр 1. (передразнивает)
Ты из себя французика не строй! В цирюльню? Ты того?.. (Стучит по голове Меньшикова)
Меньшиков. (обиженно)
Так мы ж, мин херц, уже одной ногой
В Европе могем быть, Европой могем слыть
Посля того, как ты изволил прорубить
Ну это — сам ты знаешь что!
Петр 1. Я знаю! Но и ты, мой братец, знай —
Мне лодырь не нужон! Хватил ты через край…
Меньшиков.
Ах, боже мой, мин херц, какие страхи!
Так вот те крест (крестится)— не побоюсь и плахи,
Лишь только б ты здоров был да и весел!
А то, что тряпки я европские повесил,
Так это оттого, что на Руси
Так много праздников! Хоть у кого спроси!
Ведь даже Новый год
Все празднуют, когда кому взбредет!
Петр 1. Ну вот, и тут мой нужен глаз да глаз!
А ну, пиши про Новый год указ!
(Петр1 диктует, а Меньшиков пишет.)
«Поелику в России считают Новый год по разносу, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год с первого января! А в знак того доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей. Детей забавлять, катать их на санях с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то и других дней хватит!»
Пресветлейший и державнейший великий государь и великий князь Пётр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец: Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский и царь Сибирский – 15 декабря 1699 года»
Слайд 7
2 блок: Святки
Константин Бальмонт «К зиме»
Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нём листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши,
В детской и везде.
Загорятся звёзды краше,
Лёд прильнёт к воде.
На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду.
А в затишье комнат — прятки,
В чёт и нечет — счёт.
А потом настанут Святки,
Снова Новый Год.
Слайд 8
Ведущий: Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее.
Слайд 9
Ведущий.: Обычай гадать на Святки сохранился на Руси с глубокой древности, когда славяне-язычники 7 января устраивали празднества в честь жестокого бога Карачуна, насылавшего голод и моровые поветрия и символизировавшего темную и холодную зиму. В этот же день славяне славили солнце, которое, согласно древним поверьям, наряжалось на 7 января в яркий кокошник и сарафан, садилось в расписные сани и уезжало на юг навстречу лету.
Ведущий.: Гадания были одним из главных девичьих развлечений на Святки, так как многие девушки, ожидая замужества, хотели заглянуть в будущее и, хоть с помощью нечистой силы, узнать, кого судьба пошлёт ей в мужья, и какая жизнь ожидает её впереди с этим неведомым мужем.
Слайд 10
Ведущий.: О гаданиях этого календарного периода писал Василий Андреевич Жуковский в балладе «Светлана». Автор посвятил произведение «Светлана» своей племяннице и крестнице Марии Протасовой, это был свадебный подарок: девушка выходила замуж за его друга Александра Воейкова. Незадолго до этого произошла семейная драма: Жуковский влюбился в свою племянницу и чувства были взаимными. Но старшая сестра воспротивилась их отношениям и запретила Жуковскому бывать у себя дома. А дочь насильно выдала замуж.
Ведущий: Столь мистическое, искренне-теплое и загадочное произведение Жуковский писал с большой любовью. В образе главной героини, прототипом которого послужила племянница поэта, воплощены все традиционно русские качества, присущие чистой, невинной девушке. Здесь очевидна и наивная, искренняя детскость, и преданность, и нравственная чистота.
Ведущий: Жуковский описал и гадание с зеркалом: на накрытый стол ставили зеркало, зажигали свечу и пытались увидеть в зеркале суженого, которого «приглашали на ужин». Зеркал могло быть два: тогда их ставили друг напротив друга, девушка садилась между ними и всматривалась в бесконечный коридор из отражений. В темноте, при свете одной лишь свечи, воображение могло завести далеко, так что гадать на зеркале отваживались немногие.
Слайд 11
Александр Блок
Лежат холодные туманы,
Горят багровые костры.
Душа морозная Светланы
В мечтах таинственной игры.
Скрипнет снег — сердца займутся —
Снова тихая луна.
За воротами смеются,
Дальше — улица темна.
Дай, взгляну на праздник смеха,
Вниз сойду, покрыв лицо!
Ленты красные — помеха,
Милый глянет на крыльцо...
Но туман не шелохнется,
Жду полуночной поры.
Кто-то шепчет и смеется,
И горят, горят костры...
Скрипнет снег, — в морозной дали
Тихий, крадущийся свет.
Чьи-то санки пробежали...
«Ваше имя?» Смех в ответ...
Вот поднялся вихорь снежный,
Побелело всё крыльцо...
И смеющийся, и нежный
Закрывает мне лицо...
(выносят стол, свечи, платок, зеркала, блюдо, скамеечку, микрофоны)
Слайд 12
Василий Жуковский «Светлана»
Сидят за столом девушки и гадают:
Ведущий:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
(Девочки поют)
Ведущий:
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
Девушка1: «Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Девушка2: Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
Девушка 3: «Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
(уносят стол и прочий реквизит)
Слайд 13
Хоровод:
Слайд 14
Наталья Майер «Дед Мороз – Красный нос»
Есть в густом лесу изба,
В ней с узорами резьба
И пуховая кровать,
На которой колко спать.
Вместо пуха в той перинке
Только звёздочки-снежинки,
Ледяное покрывало
Заменяет одеяло.
А живёт в избе Мороз
И зовётся – Красный Нос.
Он студёною порою
Белым снегом землю кроет.
Помогает и зверушкам –
Дарит снежные подушки,
Укрывает белым пухом,
Шепчет песенки на ухо.
Взвоет серая волчица –
Ей от холода не спится.
И Мороз за ночь к утру
Утеплит её нору.
А в берлоге косолапый
Вместо мёда лижет лапу.
Пусть Мороз трещит по крыше,
Ничего медведь не слышит!
Примостившись на сосне,
Филин ухает во сне:
– Ух, и стужа-холода,
Не согреться никогда!
Дед Мороз по лесу ходит
И порядок свой наводит:
Он кедровые орехи
Сыплет белкам для потехи;
Встретил рыжую лисицу –
Подарил ей рукавицы;
А тулуп он волку дал:
Волк от холода дрожал.
Этот Дедушка Мороз,
Что зовётся Красный Нос,
Всем зверушкам помогает
И от холода спасает.
Слайд 15
3 блок: Гоголь Н.В.
Ведущий:1 апреля 1809 года родился писатель, слава которого не подвластна времени. Галерея его героев поражает художественной точностью. Одни из них берут взятки борзыми щенками, получают навар с мертвых крепостных и опасаются «значительных лиц», другие защищают законный порядок в Запорожье и темной украинской ночью, оседлав чёрта, летят за черевичками. В его книгах мы привычно ждем смеха, но между строк читаем «невидимые миру слезы». Фигура Николая Гоголя окружена ореолом мистики. «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно», - писал он.
Ведущий: Творчество Николая Васильевича Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. Он написал повесть «Ночь перед Рождеством», чтобы достоверно описать празднование Рождества и лучше узнать народные традиции.
Многие сказки и легенды имеют счастливый конец. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» полностью соответствует этому правилу. Главному герою, отважному кузнецу Вакуле, приходится пройти сложное испытание, для того чтобы завоевать сердце своей возлюбленной. В результате он получает руку и сердце своей избранницы.
Действующие лица:
Оксана
Вакула
Ночь перед Рождеством
(выносят лавку)
Слайд 16:
(По выходе отца своего Оксана долго еще принаряживается и жеманится перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не может налюбоваться собою. )
Слайд 17:
Оксана: «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша». «Разве черные брови и очи мои, так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!
(Оксана, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикивает)
— Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».
Вакула (входит тихо и шепчет):
— Чудная девка! и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!
Оксана: (продолжает)
«Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!»
(И, усмехнувшись, поворачивается она в другую сторону и видит кузнеца...)
— Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?
Вакула:
— Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Оксана: — Кто же тебе запрещает, говори и гляди!
Вакула:
— Позволь и мне сесть возле тебя! — сказал кузнец.
Оксана: — Садись.
Вакула: (садится около Оксаны)
— Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя!
(прижимает ее к себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклоняет свои щеки, и отталкивает его.)
Оксана:
- Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.
(Она подносит к лицу зеркало и снова начинает перед ним охорашиваться.)
Вакула:
«Не любит она меня. — Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее.
(кузнец сидит, понурив голову)
Оксана:
— Однако ж дивчата не приходят... Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно. А Одарке подарили новые черевики, хорошие, и с золотом! Хорошо ей, у нее есть такой человек, который все покупает; а мне некому достать такие славные черевики.
Вакула:
— Не тужи, моя ненаглядная Оксана! я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.
Оксана: (надменно глядит)
— Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица.… Да, если ты принесешь те самые черевики, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за тебя замуж.
(убегает)
Вакула:
— Смейся, смейся. Я сам смеюсь над собою!
(И, повесив голову, уходит)
Слайд 18
4 блок: Михаил Зощенко
Агния Барто В защиту Деда-Мороза
Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слез.
Он мне сказал, что Дед Мороз
Совсем не Дед Мороз!
Он мне сказал:
— В него не верь! —
Но тут сама
Открылась дверь,
И вдруг я вижу —
Входит дед.
Он с бородой,
В тулуп одет,
Тулуп до самых пят!
Он говорит:
— А елка где?
А дети разве спят?
С большим серебряным мешком
Стоит, обсыпанный снежком,
В пушистой шапке дед.
А старший брат твердит тайком:
— Да это наш сосед!
Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина! —
Я отвечаю: — Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты же не она!
(Выходят Ведущие)
Слайд 19
Ведущий: Михаил Михайлович Зощенко – один из самых известных русских писателей первой половины 20 – го столетия. А вы знаете, Надежда Дмитриевна к какому возрасту относятся его первые литературные опыты?
Ведущий: Конечно. Стихи Зощенко начал писать в 7 лет, а свой первый рассказ «Пальто» написал в возрасте 13 лет.
Ведущий:Прославился Зощенко благодаря свои юмористическим рассказам. Их даже рекомендовали читать доктора своим пациентам, чтобы поднять настроение, не хандрить.
Ведущий: Чудесные рассказы для детей небольшого формата были напечатаны в сборнике под названием «Лёля и Минька», прообразы которых – сам Михаил Зощенко и его старшая сестра.
Ведущий: Да, незатейливые истории легко и ненавязчиво учат читателей простым жизненным ценностям.
Мы приглашаем наших зрителей в гости к героям рассказа Михаила Зощенко «Ёлка» Миньке и Лёльке.
Действующие лица:
Лелька
Минька
Взрослый Минька
Мама
Слайд 20:
Под веселую новогоднюю музыку Лелька и Минька выходят на середину зала.
Лелька: — Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём к елке, и поглядим, что там делается.
(Минька с Лёлей подходят к елке и рассматривают ее. Под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.)
Лёля:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
(И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.)
Минька:
— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
(Минька берет яблочко и откусывает маленький кусочек).
Лёля:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
(Леля встает на цыпочки и своим ртом начинает поедать вторую пастилку).
Минька (с нарастающим гневом):
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
(Минька берет руками это яблочко и снова его немножко откусывает).
Лёля:
- Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
(Минька всхлипывает).
Минька:
— А я, Лёлища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
(Минька тянет к елке стул. Но стул упал на Миньку. Он хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки).
Лёля:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
(Заходит мама).
(Лёля говорит злорадно Миньке на ухо):
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
(Мама подходит к елке, переворачивает стул, поправляет подарки под елкой, берет в руки надкусанное яблоко и всем показывает)
Мама (строго):
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Лёля (показывает на Миньку):
— Это Минькина работа.
Минька (дёргает Лёлю за косичку):
— Это меня Лёлька научила.
Мама:
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.
Герои замерли (немая сцена)
Взрослый Минька: И вот прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не обидел того, кто слабее меня. Вот поэтому я такой сравнительно весёлый и добродушный. (Общий поклон)
Слайд 21:
Елена Григорьева Тайна деда Мороза
Увидеть хоть раз бы, одним бы глазком,
И как он справляется с нашим замком,
И как он подходит неслышно, тайком,
С огромным и старым, тяжёлым мешком…
И как проверяет: а крепко ли сплю?
А вдруг притворяюсь, а вдруг подсмотрю?
И как, наконец, достаёт из мешка
Подарок.
Какой? Я не знаю пока,
Там будет записка «для мальчика К.»
Потом он под ёлку положит его,
И, может, шепнет: «не забыл ли чего?.»
Потом посидит, повздыхает немного:
«Какая тяжёлая нынче дорога!»
Смахнет с бороды он налипший снежок,
Проверит, завязан ли крепко мешок,
Закинет на плечи, и тихо растает…
И тайну Мороза никто не узнает!
Слайд 22:
С.Я. Маршак «После праздника»
Нахмурилась елка, и стало темно.
Трещат огоньки, догорая.
И смотрит из снежного леса в окно
Сквозь изморозь елка другая.
Я вижу: на ней зажигает луна
Одетые снегом иголки,
И, вся разгораясь, мигает она
Моей догорающей елке.
И жаль мне, что иглы на елке моей
Метель не засыпала пылью,
Что ветер ее не качает ветвей,
Простертых, как темные крылья.
Лесная дикарка стучится в стекло,
Нарядной подруге кивая.
Пусть доверху снегом ее занесло, —
Она и под снегом живая!
Слайд 23:
Блок 5: История песни «В лесу родилась Ёлочка».
Ведущий: Кто из нас не слышал этой с детства знакомой мелодии? «В лесу родилась елочка…» А кто – нибудь из вас задумывался, кто автор этих великолепных стихов? Раиса Адамовна Кудашева, дочь чиновника Московского почтамта Адама Гедройца.
Ведущий: Однажды в кабинет Максима Горького постучала пожилая женщина, сообщив: хотела бы вступить в Союз Писателей СССР. Тот попросил назвать её литературные труды… Женщина ответила: «Я писала только тоненькие книжки для детей».
Ведущий: Когда Горький сообщил, что тут серьёзная контора для серьёзных литераторов, женщина молча пошла к выходу. На пороге обернувшись, она проронила: «Может быть вы слышали одно моё стихотворение?» и прочла знакомые всей стране строчки «В лесу родилась ёлочка…». Горький был сражен наповал. Ее немедленно приняли в Союз писателей.
А ведь никто и не догадывался о тяжелой судьбе этой женщины. В 1902 году случается трагедия — внезапно умирает отец Раисы. Семья сталкивается с огромными финансовыми проблемами, дочь идёт работать гувернанткой к 50-летнему князю Алексею Ивановичу Кудашеву, вдовцу, очень тяжело пережившему смерть жены.
Ведущий: Заботу о его ребенке и доме взяла на себя Раиса Адамовна. Через три года, она получила предложение руки и сердца князя. Так молодая гувернантка Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой.
Именно для приемного сына она и придумала незатейливые стихи о новогодней елке, трусишке зайке сереньком и сердитом волке.
Ведущий: Наступил страшный 1914-й… Сын князя Кудашева, приписав себе год… сбежал на фронт. Отец не выдержал переживаний, слёг и вскоре умер от сердечного приступа. Спустя месяц пришло другое трагическое известие — мальчик погиб где-то в прусских лесах вместе с армией генерала Самсонова. Княгиня замкнулась в себе, провела всю войну затворницей. Столь же равнодушно встретила революцию…
Ведущий: После гражданской войны, тщательно скрывая свой дворянский титул, Раиса Адамовна устраивается на службу рядовым библиотекарем. Но постоянно слышит свою «Ёлочку» на каждый Новый Год. Сначала её поют негромко, но после 1933-го года, когда праздник стали отмечать официально, песенка «неизвестного автора» обрела небывалую популярность.
Ведущий: Феномен бешеной популярности простой и незатейливой песни так и не объяснили искусствоведы, критики, исследователи. И вряд ли у них это уже получится. Ёлочка самостоятельно пробралась через все невзгоды, революционное лихолетье, войны…Давайте еще раз насладимся этими сердцу милыми, прекрасными стихами.
Слайд 24
(песню поют)
Слайд 25:
Блок 6: Щелкунчик
Ведущий: Декабрь — время «Щелкунчика». Каждый год тысячи людей стремятся попасть на знаменитый балет, чтобы погрузиться в атмосферу праздника. Музыка Чайковского, мастерство артистов на сцене стали одной из самых красивых рождественских и новогодних традиций.
Слайд 26:
Ведущий: Балет «Щелкунчик» является одним из сокровищ мировой культуры. Гениальная музыка русского композитора Петра Чайковского подчеркивает уникальность постановки.
Слайд 27:
Ведущий: Балет «Щелкунчик» является одной из ведущих постановок на мировой сцене. Увидев его раз, невозможно остаться равнодушным. Великая музыка Чайковского в сочетании с мастерством балетных артистов дает невообразимый эффект, постановка врезается в память и долго не отпускает.
Слайд 28:
Ведущий: Премьера «Щелкунчика» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Специально для этого вечера Чайковский использовал необычный музыкальный инструмент, вывезенный им из Франции, — челесту. Его звучание было похоже на звон капель воды. Это ошеломило зрителей, которые не могли понять, что издает столь необычный звук. Постановка прошла с успехом.
Слайд 29
Слайд 30
Танец девочки со Щелкунчиком.
Слайд 31:
Блок 7:
Ведущий: Бывали такие моменты в нашей истории, когда Новый год и Рождество проходили в эпоху тяжелых потрясений, революций и войн. С 1919 по 1921 гг. Киев неоднократно переходил «из рук в руки». Михаил Афанасьевич Булгаков оказался свидетелем кровавых событий в городе, которые он описал в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». При жизни Булгакова пьеса не печаталась, но спектакль был поставлен во МХАТе. Сталин посетил его не меньше 15 раз. Д. Т. пользовались уникальным успехом у публики. Это была единственная пьеса в советском театре, где белый лагерь был показан не карикатурно, а с нескрываемым сочувствием. «Дни Турбиных» - это пьеса о трагедии гражданской войны, о поражении белогвардейского движения, о великом переломе революции. Гражданская война - это страшная неразбериха, кровь, нелепые смерти. Огромные потери. Погибали и красные, и белые. «Это общие наши потери» (М. Булгаков).
Слайд 32:
Выходят дети
Диалог у новогодней елки
1:.— Что происходит на свете?
2:— А просто зима.
1:.— Просто зима, полагаете вы?
2: — Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
1: — Что же за всем этим будет?
2: — А будет январь.
1: — Будет январь, вы считаете?
2: — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
1: — Чем же всё это окончится?
2: — Будет апрель.
1: — Будет апрель, вы уверены?
2: — Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
1: — Что же из этого следует?
2: — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
1: — Вы полагаете, всё это будет носиться?
2: — Я полагаю, что всё это следует шить.
Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
недолговечны ее кабала и опала.
Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!
1: - Месяц — серебряный шар со свечою внутри,
и карнавальные маски — по кругу, по кругу!
2: (пропеть) - Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и — раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три!..
Слайд 33:
(Вальс 11 класса.)
(После вальса девочка остается у елки. К ней выходит мальчик со звездой в руке.)
Слайд 34:
Булгаков М.А. Дни Турбиных
Действующие лица:
Л а р и о с и к
Е л е н а
Ш е р в и н с к и й
Н и к о л к а
М ы ш л а е в с к и й
Т а л ь б е р г
Действие четвертое
Слайд 35:
Л а р и о с и к: Я полагаю, что эта звезда... Я полагаю, что эта звезда здесь будет очень уместна. Елка на ять, как говорит Витенька. Хотел бы я видеть человека, который бы сказал, что елка некрасива! Ах, Елена Васильевна, если бы вы знали!.. Елка напоминает мне невозвратные дни моего детства в Житомире... Огни... Елочка зеленая... (Пауза.) Впрочем, здесь мне лучше, гораздо лучше, чем в детстве. Вот отсюда я никуда бы не ушел... Так бы просидел весь век под елкой у ваших ног и никуда бы не ушел...
Е л е н а. Вы страшный поэт, Ларион.
Л а р и о с и к. Знаете что? Выйдите за меня замуж.
Е л е н а. Вы трогательный человек. Только это невозможно.
Л а р и о с и к. Ваш муж не вернется!.. А как же вы будете одна? Одна, без поддержки, без участия. Ну, правда, я поддержка довольно парши... слабая, зато я вас очень буду любить. Всю жизнь. Вы – мой идеал. Он не приедет. Теперь в особенности, когда наступают большевики... Он не вернется!
Е л е н а. Ларион, у меня есть роман.
Л а р и о с и к. Что? Роман! У кого? У вас? У вас роман? Не может быть!
(Пятится от нее)
Е л е н а. Ларион, я буду вам другом. Возвращайтесь скорее! Скоро гости придут!
Слайд 36:
(Лариосик, открыв дверь, сталкивается в передней с входящим Ш е р в и н с к и м. Тот в мерзкой шляпе и изодранном пальто, в синих очках.)
Ш е р в и н с к и й. Здравствуйте, Елена Васильевна! Здравствуйте, Ларион!
Л а р и о с и к. А... здравствуйте... здравствуйте. (Исчезает.)
Ш е р в и н с к и й. Поздравляю вас – Петлюре крышка! Сегодня ночью красные будут. Стало быть, советская власть и тому подобное!.. Леночка! Можно объясниться?
Е л е н а. Объяснитесь.
Ш е р в и н с к и й. Лена! Вот все кончилось... Николка выздоравливает... Петлюру выгоняют... Я дебютировал... Теперь начинается новая жизнь. Больше томиться нам невозможно. Он не приедет. Его отрезали, Лена! Я не плохой, ей-Богу!.. Я не плохой. Ты посмотри на себя. Ты одна. Ты чахнешь...
Е л е н а. Ты исправишься?
Ш е р в и н с к и й. А от чего мне, Леночка, исправляться?
Е л е н а. Леонид, я стану вашей женой, если вы изменитесь. И прежде всего перестанете лгать! Что ж мы будем делать с Тальбергом?
Ш е р в и н с к и й. Развод. Развод. Ты адрес его знаешь? Телеграмму ему и письмо о том, что все кончено! Кончено!
Отходят к окну
Н и к о л к а (входит, в черной шапочке, на костылях. Бледен и слаб.) В студенческой тужурке).
А!.. Вышибли Тальберга. Понимаю... Я давно догадывался. (садится га стул.)
Входят Лариосик и Мышлаевский.
Н и к о л к а. Смотрите, видите?.. Потрясающая новость! Елена расходится с мужем. Она за Шервинского выйдет.
М ы ш л а е в с к и й. А красные разбили Петлюру! Войска Петлюры город оставляют! Да-да! Красные уже в Слободке. Через полчаса будут здесь.
Ш е р в и н с к и й (возвращается). Подождите, подождите, не закрывайте собрания. Я имею внеочередное заявление. Елена Васильевна Тальберг разводится с мужем своим, бывшим полковником генерального штаба Тальбергом, и выходит... (Кланяется, указывая рукой на себя.)
Входит Е л е н а.
Л а р и о с и к (Елене). Поздравляю вас и желаю вам счастья. (Шервинскому.)
Поздравляю вас... поздравляю.
М ы ш л а е в с к и й. Но ты молодец, молодец! Ведь какая женщина! По-английски говорит, на фортепьянах играет, а в то же время самоварчик может поставить. Я сам бы на тебе, Лена, с удовольствием женился.
Е л е н а. Я бы за тебя, Витенька, не вышла.
М ы ш л а е в с к и й. Ну и не надо. Я тебя и так люблю. А сам я человек холостой и военный. Люблю, чтобы дома было уютно, но без женщин и детей, как в казарме…
Слайд 37:
Т а л ь б е р г. Мое почтение.
Мертвая пауза.
М ы ш л а е в с к и й. Это номер!
Т а л ь б е р г. Здравствуй, Лена! Вы как будто удивлены? (Пауза.)
Немного странно! Казалось бы, я мог больше удивляться, застав на своей половине столь веселую компанию в столь трудное время. Здравствуй, Лена. Что это значит?
Ш е р в и н с к и й. А вот что...
Е л е н а. Погоди... Господа, выйдите все на минутку, оставьте нас вдвоем с Владимиром Робертовичем.
Ш е р в и н с к и й. Лена, я не хочу!
М ы ш л а е в с к и й. (Шервинскому) Постой, постой... Все уладим. Соблюдай спокойствие... (Елене) Нам выкатываться, Леночка?
Е л е н а. Да.
М ы ш л а е в с к и й. Я знаю, ты умница. В случае чего кликни меня. Персонально. Ну что ж, господа, пойдем к Лариону.
Е л е н а. (Тальбергу) Прошу вас.
Т а л ь б е р г. Что все это значит?
Е л е н а. Скажите, как же вы вернулись? Ведь сегодня большевики уже будут...
Т а л ь б е р г. Я прекрасно в курсе дела. Гетманщина оказалась глупой опереткой. Немцы нас обманули. Но в Берлине мне удалось достать командировку на Дон, к генералу Краснову. Киев надо бросить немедленно... времени нету... Я за тобой.
Е л е н а. Я, видите ли, с вами развожусь и выхожу замуж за Шервинского.
Т а л ь б е р г (после долгой паузы). Хорошо! Очень хорошо! Воспользоваться моим отсутствием для устройства пошлого романа...
Е л е н а. Виктор!..
Входит М ы ш л а е в с к и й.
М ы ш л а е в с к и й. Лена, ты меня уполномачиваешь объясниться?
Е л е н а. Да! (Уходит.)
М ы ш л а е в с к и й. Понял. (Подходит к Тальбергу.) Ну? Вон!.. (Ударяет его.)
Тальберг растерян. Идет в переднюю, уходит.
М ы ш л а е в с к и й. Лена! Уехал. Дает развод. Очень мило поговорили.
Е л е н а. Спасибо, Виктор! (Целует его в щеку)
М ы ш л а е в с к и й. Туши свет, зажигай елку....
Л а р и о с и к. Замечательно!.. Огни... елочка...
М ы ш л а е в с к и й. Ларион! Скажи нам речь!
Л а р и о с и к. Я, господа, право, не умею!
Но если обществу угодно, я скажу. Мы встретились в самое трудное и страшное время, и все мы пережили очень, очень много... и я в том числе. Я пережил жизненную драму... И мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны...
М ы ш л а е в с к и й. Как хорошо про корабль...
Л а р и о с и к. Да, корабль... Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились... Впрочем, и у них я застал драму... Ну, не стоит говорить о печалях. Время повернулось. Вот сгинул Петлюра... Все живы... да... мы все снова вместе... И даже больше того: вот Елена Васильевна, она тоже пережила очень и очень много и заслуживает счастья, потому что она замечательная женщина. И мне хочется сказать ей словами писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем...»
Слайд 38:
Далекие пушечные удары.
Е л е н а. Неужто бой опять?
Ш е р в и н с к и й. Нет. Это салют!
Все идут к окну.
Н и к о л к а. Господа, сегодняшний вечер и этот салю т– великий пролог к новой исторической пьесе.
Мышлаевский. Кому – пролог, а кому – эпилог.
Слайд 39:
Романс «Белой акации гроздья душистые…»
Слайд 40:
Александр Суворов «Виток»
Ещё один виток вокруг светила
Земля невозвратимо накрутила...
Какие фейерверки! Посмотри.
А в небесах рябит от пересверка
Вселенского живого фейерверка,
И мы глядим на это изнутри.
Всю жизнь стремясь к счастливому причалу,
Мы радуемся новому началу –
Ах, Новогодье! В сердце – шторм надежд!
А Солнце по своей орбите мчится,
Не вглядываясь в праздничные лица,
Не различая праздничных одежд.
Земля, планета наша, с Новым годом!
Готовься к ясным солнечным восходам,
Влетая в новый жизненный виток.
Наматывай орбиту нам на счастье,
Как голубую нитку на запястье,
Вкруг Солнца в свой невидимый клубок.
Мы тоже будем жить на белом свете,
Ведь с каждым годом подрастают дети
И жаждут новой радости сердца.
Ещё один виток вокруг светила
Земля невозвратимо накрутила,
И не должно быть этому конца.
Слайд 41:
Блок 8:
Ведущий: Михаил Булгаков любил отмечать Новый год.
В их семье были сильны традиции. Непременной была пушистая ёлка, сложенные под неё подарки, хлопушки, праздничный стол. Также был обязательный домашний спектакль. Все члены семьи наряжались в костюмы, гримировались. Особенно нравилось гостям наряжаться в костюмы исторических героев. Именно, на одной из ёлок и возникла идея о перемещении их во времени.
Ведущий: Весной 1933 года писателю было предложено написать «эксцентрическую трёхактную пьесу». Булгаков решил создать комедию, и использовал эту идею. Герои перемещаются из Москвы 30-х годов в XXIII столетие.
Комедией заинтересовался Театр сатиры, но автору предложили кардинально переделать пьесу. Сюжет комедии Булгаков всё же оставил прежним, но поменял время действия: из-за сбоя в работе машины, изобретённой инженером Тимофеевым, московский управдом Бунша вместе с жуликом Жоржем Милославским перемещаются в XVI век, а царь Иван Грозный попадает в XX столетие.
Слайд 42:
Ведущий: При жизни автора произведение ни разу не было опубликовано. Впервые пьеса «Иван Васильевич» увидела свет в 1965 году в книге «Драмы и комедии» Михаила Булгакова. А 50 лет назад на киноэкраны вышел фильм, который был признан шедевром и лучшей комедией в истории отечественного кинематографа, — «Иван Васильевич меняет профессию».
Слайд 43:
Ведущий: В случае с «Иваном Васильевичем» Гайдаю удалось далеко уйти от оригинала и создать комедию с «фирменным» юмором. Дуэт Яковлева и Куравлёва покорил зрителей, а фразы их героев стали крылатыми:
«Замуровали, демоны»,
Ведущий: «Вот что крест животворящий делает!»,
Ведущий: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть».
Ведущий: «Красота-то какая! Лепота!»,
Ведущий: Три магнитофона, три камеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая…тоже три.
Ведущий: Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Сергей Бондарчук? Нет. Юрий Никулин? Нет, нет, нет. Боже мой! Иннокентий Смоктуновский! Кеша!
Слайд 44:
Ведущий: Единственная актриса, которая не проходила пробы, Наталья Крачковская. Во время съемок она заболела и вернулась на площадку очень похудевшей. Режиссер посадил ее на специальную «диету», в течении двух недель заставил ее питаться блинами и оладьями.
Слайд 45:
Ведущий: А вот угощения на царском столе были самые настоящие — и стерлядь, и щучьи головы, и все закуски. И икру ели ложками, она тоже была настоящая. Уже позже узнали, что Леонид Гайдай лично внес приличную сумму в организацию этого роскошного стола. Ему было важно, чтобы все выглядело достоверно. Итак, 16 век. Москва. Царские палаты….
Действующие лица:
Царь Иоанн Грозный
Царица
Милославский
Царицы
Выходит мальчик и обращается к ведущим:
Мальчик (с мольбой): «Пожалуйста, пожалуйста, можно я стишок расскажу?»
Ведущие переглядываются «Ну ладно, мальчик, расскажи!»
Мальчик:
Однажды в ночь под Новый год
Чудесный сон приснился мне.
Как будто дедушка Мороз
Зовет меня на карнавал во сне…
(В этот момент Илью перебивает Милославский (выбегает из зала)):
Милославский. Э, нет! Этак я из сил выбьюсь.
(Говорит на зрителя) Объявляю перерыв на обед!!!
Царь трапезничать желает! (Хлопает три раза в ладоши)
(Тотчас мальчики (11а класс) вносят кушанья
Слайд 46:
Милославский (комментирует):
1. Головы щучьи с чесноком
2. Икра красная
3. Икра заморская - баклажанная!
4. Картошечка вареная кругляшом
5. Курочка копченая
5. Студень мясной!
7. Сельдь в кафтане
8. Гнездо глухариное!
8. Блюдо зимнее заморское в честь… как это его… французишко?… Оливье!!!
16. Грузди белые с лучком
9. Огурцы, помидоры соленые.
10. Капуста квашеная
11. Хлеб подовый!!!
12. Блины со сметаной
13. Пироги ягодные, капустные. С яйцом и луком …
14. Печенье, в колодец сложенное!
15. Хворост
17. И сыром Лимбургским живым и ананасом золотым
18. Фрукты заморские из Великих садов мира: виноград, мандарины душистые, яблочки наливные…
19. Наливочка анисовая, приказная, кардамонная.
(выносит наливочку в графинчике на подносе).
Милославский. Красота!…
(Выходит царь) Потирает ручки:
Царь: Это сон какой - то!
(Садятся с Милославским за стол, начинают есть.)
Царь: (Милославскому)
За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?
Милославский: Да уж во всяком случае, не мы! Да ты, царь, ешь, не стесняйся. За всё уплачено! (Едят)
Царь: Ты мне очень понравился. Я бы без тебя, признаться, как без рук был. Давай будем дружить с тобой.… Ой, какой скандал меня дома ждет…
Милославский: А что такое?
Царь: Я же не сказал Ульяне Андреевне, куда я пошел…
Милославский: А, да, да…
Миша Никифоров: Царица к тебе, великий государь, видеть желает.
Царь: Вот тебе раз! Этого я как-то не предвидел. Боюсь, чтобы не вышло недоразумения с Ульяной Андреевной. Она, между нами говоря, отрицательно к этому относится. А впрочем, ну ее к черту, что я ее, боюсь, что ли?
Милославский. И правда.
Слайд 47:
(Танец цариц)
(Девушки становятся в ряд, царь подходит к ним и здоровается за руку со словами: «Очень приятно, царь»).
Царица (кланяется). Пресветлый государь, княже мой и господин! Дозволь рабыне твоей, греемой милостью твоею…
Царь: Очень рад. (Целует руку царицы.) Очень рад познакомиться. Мы с вами где – то встречались? Позвольте вам представить: гражданин Милославский.
Милославский. Ты что плетешь, гад?
Царь: Но-но-но…Прошу вас к нашему столику. (Садятся за стол)
Простите, ваше имя-отчество не Юлия Владимировна?
Царица. Марфа Васильевна я…
Царь: Чудесно, чудесно! Очаровательно! Рюмочку кардамонной?
Царица: Ну что вы…что вы…
Царь: Не откажите…(пьют) Вот вы говорите, царь, царь. А вы думаете, нам, царям, легко? Ничего подобного, обывательские разговорчики…У всех трудящихся два выходных дня, мы же цари работаем без выходных. Рабочий день у нас ненормированный. Закусывайте, Марфа Васильевна, все оплачено! Если хотите знать, нам, царям, за вредность надо молоко бесплатно давать! Журнал «Здоровье» так прямо и указывает: нервные клетки не восстанавливаются.
Царица: И все-то ты в трудах, все в трудах, великий государь, аки пчела!
Царь: Марфа, вы единственный человек, который меня понимает.
Царь: (держит царицу за ручку и что – то шепчет ей на ушко).
Царица (хихикая). Что вы, что вы…
Милославский: (говорит в зал) А вы что, граждане, молчите? Грянуть вам что-нибудь, эдакое…
Царь: Я требую продолжения банкета! Современное! Тили – тили. Трали – вали. Это нам не тили-тили…(Царице): Эх, Марфуша, нам ли быть в печали? Позвольте вас просить на один тур, Марфа Васильевна.
Царица. Ой, срамота! Что это ты, батюшка-царь?
Царь: Ничего, ничего.
Слайд 48:
Песня Милославского «Вдруг, как в сказке…» и общий танец девушек.
Опять выходит мальчик и спрашивает актеров:
«А можно я все – таки стишок расскажу?»
Милославский: «Рассказывай!!!»
Слайд 49:
Мальчик:
Однажды в ночь под Новый год
Чудесный сон приснился мне.
Как будто дедушка Мороз
Зовет меня на карнавал во сне…
Я одеваюсь и сажусь,
В метелицу - карету.
В круговороте белых птиц
Лечу я, а не еду.
И вот вхожу я во дворец,
Иду в ледовый зал,
Поет Садко, гусляр – певец.
Вот – вот начнется бал.
И Дед – Мороз поет для всех
Любимый наш мотив.
Снегурочка плывет с ларцом
И радует нас всех!
Слайд 50:
Выходят Дед Мороз и девочка.
Песня «Новогодние игрушки». Общий выход.
Хлопушки взрывают, все хором три раза кричат «С наступающим новым годом!!!»
35