Селенгинское районное управление образованием
МБОУ « Гусиноозерская гимназия»
Литературная гостиная
в форме театрализованных постановок по произведениям
Николая Васильевича Гоголя
«И смеху отдал он себя всего…»
Выполнил:Доржиева Д.В.., учитель
русского языка и литературы
г.Гусиноозерск
2017г
Литературная гостиная
Цель: способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя, активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету литература.
Задачи:
продолжить знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя;
дать представление о художественных особенностях стиля и юмора писателя;
способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся и их творческих способностей.
Оформление: создание интерьера в стиле 19 века, портрет писателя, эпиграф, декорации, свечи, канделябры, портрет Пушкина в рамочке, томики стихов, музыкальное сопровождение, слайдовая презентация и т.д.
Действующие лица: ведущие 1 и 2, кумушки, учитель, Гоголь, 2 мальчика, дамы и господа, Солоха, черт, голова, Чуб, дьяк, Анна Андреевна, Марья Антоновна, Хлестаков, Чичиков, секретарь.
Участники: 25 чел. (9-10кл.)
Продолжительность: 60 минут
Ход проведения мероприятия
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые зрители! Мы приглашаем вас посетить нашу литературную гостиную и окунуться в мир гоголевских произведений. Наша литературная гостиная будет проходить в форме театрализованных постановок по произведениям писателя. (слайд №1)
Ведущий 2. Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры.
Ведущий 1. Время не властно над творениями великого писателя и драматурга. На сценах российских театров идут пьесы Николая Васильевича, книги писателя начинают волновать и тревожить сердца миллионов людей, как и много лет тому назад. Из глубины веков звучит голос Н.В.Гоголя, его крылатые слова о России.
Гоголь: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?»
Ведущий 2. Николай Васильевич Гоголь сохранился в памяти современников как человек сложный и противоречивый. Веселый и пасмурный, простодушный и замкнутый. грустный и надменный.
Ведущий 1. Шутки Гоголя были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал, сам же он всегда шутил, не улыбаясь.
Ведущий 2. Николай Васильевич очень любил посмеяться над собой и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах произведений писателя мы встречаем яркие, веселые эпизоды. (слайд №2)
Ведущий 1.
Мог выйти архитектор из него:
Он в стилях знал извилины различий,
Но рассмешил его при встрече городничий,
И смеху отдал он себя всего.
Ведущий 2.
Смех Гоголя нам ценен оттого, -
Смех нутряной, спазмический, язычий,
- Высмеивать своё же существо.
В своём бессмертье мёртвые мы души,
Ведущий 1.
И человек, и мёртвовекий Вий –
Частицы смертного материала…
Вот, чтобы дольше жизнь не замирала,
Нам нужен смех, как двигатель крови.
(И.Северянин)
Гоголь. Я путник, странник, много путешествовал. Я не представляю жизнь свою без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец… Вон русские избы виднеются. Дом ли то мой синеет вдали? (слайд №3)
(украинский народный танец исполняет танцевальная группа 5 класса)
Сценка №1. «В селе. Встреча 2 кумушек»
1 кумушка. Кума, какая радость у нас в селе! У наших панов Марии Ивановны и Василия Афанасьевича Гоголей – Яновских наконец-то сын родился. Да родился в дороге!
2 кумушка. Как в дороге?
1 кумушка. Да река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки поспеть в Сорочинцы.
2 кумушка. Что, богатырь родился?
1 кумушка. Да нет, болезненный. Доктор лечил водой, целебными травами. Но двое предыдущих деток родились мёртвыми, а этот выжил. Наш барин гордится сыном, сказал, что из него толк будет.
Ведущий 2. Когда Николай Гоголь подрос, его подготовили дома к поступлению в полтавское училище, а в 1821 году перевели в только что открытую Нежинскую гимназию высших наук. Его появление в лицее запомнилось однокашникам как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали, и, когда развязали, то глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. (слайд №4)
Сценка №2. (В гимназии. Учитель, Гоголь, 2 мальчика)
(слайд №5)
Гоголь (пишет письмо)
«Дражайшие Папинька и Маминька! О, если бы вы могли знать, как горько и одиноко мне здесь без вас…»
Мальчишки. Гоголь – моголь. Гоголь - Пигалица! Мёртвая мысль! Таинственный карла!
Учитель. Это ещё что такое опять?! (мальчишки убегают). А ну-ка, что это у вас? (читает письмо). Разве так пишут хороший дети благородний родителям, подвергая их печали. Не вынуждайте меня прибегать к наказанию. И не думайте жаловаться, употребляя во зло родительский любов… . Порвите это и пишите снова
Гоголь. Да, тяжело быть чужим. Тяжело постоянно чувствовать на себе насмешливые взоры. Смех вызывала моя внешность, неумение держаться. Я делал пропасть грамматических ошибок в сочинениях и не знал иностранных языков, тогда как многие воспитанники свободно изъяснялись на нескольких. О, какая мука – сознание себя хуже и ниже других!
Ведущий 1. Гоголевское затворничество кончилось, когда в гимназии открылся театр. Гоголь расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации и даже шил костюмы. Естественно, он играл почти в каждом спектакле. Его актёрский талант развился здесь полностью. В памяти зрителей остались его комические роли: Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль», старика в одной из комедий. Играл так, что зрители покатывались от хохота. (слайд № 6)
Гоголь. Уже в годы учёбы в гимназии я начал задумываться о будущем. Мне всегда казалось, что я стану человеком известным, что сделаю что-то важное для общего добра. Однако мысль о писательстве в эти годы ещё не приходит мне в голову. И вот в 1828 году гимназия окончена. Впереди свобода! Петербург! Служба! Но… Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Жить здесь несравненно дороже. Я вынужден отказаться от лучшего своего удовольствия видеть театр.
Ведущий 2. «Трудно схватить общее выражение Петербурга», - писал Гоголь. Вот как изображен калейдоскоп населения столицы – «совершенно отдельные общества» на страницах повести «Невский проспект»
Сценка №3. (несколько пар на Невском проспекте)
(слайд № 7)
Ведущий 1. Нет ничего лучше Невского проспекта. Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия.
Дама 1. Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук
.
Дама 2. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером никакою кистью не изобразимые.
Господин 1. Здесь вы встретите талии какие даже вам не снились никогда. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте.
Дама 1. Бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь.
Господин 1. Талии тоненькие, узенькие, талии никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми вы почтительно отойдёте к сторонке, чтобы как- нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтём.
Дама 2. Усы, которым посвящена лучшая половина жизни. Усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы и которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорты помад…
Господин 2. Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку, верх искусства.
Дама 2. Усы, которые заворачиваются на ночь тонкою бумагою.
Господин 2. Улыбку иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше Адмиралтейского шпиля и поднимите её вверх.
Господин 1. Нет ничего лучше Невского проспекта. Чем ни блестит эта улица – красавица нашей столицы.
Гоголь. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. Не верьте этому Невскому проспекту!
Ведущий 2. В 1830 году Гоголь наконец после долгих поисков определился на службу в канцелярию. Ему удалось получить жалкое место переписчика бумаг с мизерным жалованием. Юноша понял, что его мечты о высоком призвании на государственной должности – всего лишь иллюзии. В сумрачном казённом Петербурге Гоголю, измученному мелочной борьбой за существование, вспоминалась родная, солнечная Украина. (слайд №8)
Гоголь. Дорогая матушка, здесь так занимает всех всё малороссийское. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке…Сообщите мне описание свадьбы, о Иване Купале, о русалках… Множество носится между простым народом поверий, преданий, разных анекдотов. Всё это будет для меня чрезвычайно занимательно.
Ведущий 1. У Гоголя с собою всегда большая конторская книга, заведённая ещё в Нежине. На обложке Гоголь написал: «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Нежин. 1826 год». Сюда Гоголь вписывает особенно заинтересовавшие его слова, интересные фамилии и прозвища. Так возникает замысел «Вечеров на хуторе близ Диканька» - книги, в которой воплотилась его мечта о красивой, вольной жизни человека.
(слайд №9)
Ведущий 2. Но давайте-ка заглянем в окошко Солохиной хаты и посмотрим, что же происходит у нее в эту волшебную ночь перед Рождеством
Сценка №4 из повести «Ночь перед Рождеством». («Солоха и её ухажёры» - исполняют учащиеся 6, 9 класса)
(слайд №10)
Гоголь. В 1833 году я помешался на комедии. Примусь за историю, - передо мною движется сцена, шумит аплодисмент, рожи высовываются из лож, из кресел и оскаливают зубы… И я стал работать над комедией «Женихи», впоследствии переименованной в «Женитьбу».
Ведущий 1. Право, такое затруднение - выбор! Иной кавалер меж двух дам разрывается, а невесте из комедии «Женитьба» нужно выбрать из шести человек…Как же сделать правильный выбор и не просчитаться? Посмотрим, как разрешается проблема в этой комедии. (слайд №11)
Сценка №5 из комедии «Женитьба». (Агафья Тихоновна, Фёкла Ивановна «Выбор жениха» - участвуют учащиеся 9 класса)
(слайд №12)
Гоголь. В 1835 году я попросил Александра Сергеевича Пушкина: «Сделайте милость, дайте мне какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».
Ведущий 2. Пушкин рассказал Гоголю историю, случившуюся в Одессе с их общим знакомым, которого приняли за ревизора, приносили ему просьбы, совали взятки. Вспоминают, как однажды и самого Пушкина приняли за ревизора инкогнито. Первое представление «Ревизора состоялось 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге.
Ведущий 1. Давайте посмотрим на Хлестакова, молодого человека, несколько приглуповатого и, как говорят, без царя в голове. (слайд №13)
Сценка №6 из комедии «Ревизор». (Анна Андреевна, Марья Антоновна, Хлестаков -
исполняют учащиеся 10 класса).
Сценка №7. Гости салона.
Дама 1. Что за пошлость? Что за люди, что за лица выведены? Хотя бы один привлёк.
Дама 2. Ну, отчего не пишут у нас так, как французы пишут, например, как Дюма?
Господин 1. Что в этой пьесе? Во-первых, завязки никакой, действия тоже нет, соображенья решительно никакого, всё невероятности и при том всё карикатуры.
Господин 2. Как смел Гоголь написать и представлять публично такой пасквиль на начальство?
Гоголь. На зеркало неча пенять, коли рожа крива… Я потрясён силой общественного возбуждения, вызванного «Ревизором». Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия.
Ведущий 2. И Гоголь принимает решение уехать за границу. Он надеется там отдохнуть, поправить своё здоровье, «разгулять свою тоску» и, наконец, «глубоко обдумать… свои будущие творения». 6 июня 1836 года Гоголь уехал из России. Именно за границей Николай Васильевич по-настоящему взялся за новое произведение, над которым начал работать ещё прежде, чем над «Ревизором». Это была поэма «Мёртвые души», сюжетом которой он был обязан А.С. Пушкину.
Гоголь. Забыть страдание, забыть прошедшее, забыть свою пошлую, текущую жизнь! Моя жизнь, моё высшее наслаждение умерло с ним… (берёт портрет Пушкина). Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан Пушкину. И теперешний труд мой есть его создание. Не житьё на Руси людям прекрасным. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка…
Ведущий 1. В поэме «Мертвые души» писатель размышляет о России и ее народе. Мы видим процесс оскудения и омертвления человеческой души. Посмотрите, как Чичиков-подлец-приобретатель ни перед чем не остановится ради собственной выгоды.
(слайд №14)
Сценка №8 из поэмы «Мёртвые души». Сценарий М. Булгакова
(Комедия по поэме Н.В.Гоголя в четырех актах двенадцать картин с прологом. Пролог.).
Гоголь. Русь! Русь!.... Но какая же непостижимая, тайная сила влечёт к тебе?... Я живу в чужой земле, вижу прекрасные небеса, мир…. Но разве перо моё принялось описывать предметы, могущие поразить всякого? Ни одной строки не мог посвятить я чуждому. Неопределённой цепью прикован я к своему… Молитесь за Россию!
(звучит песня «Степь да степь кругом)
Ведущий 2. 21 февраля 1852 года Гоголь умер. Умер человек, «который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы, человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших». (слайд №15)
В. 1. Как трудно быть Гоголем в нашей державе.
С ней вместе лететь под откос.
Когда бы не тройка, не посвист, не ржанье,
Когда бы не пыль от колёс!
В. 2. Корявы листы на отеческом древе,
Закон деформаций суров:
Родится Ньютон – а растёт Собакевич,
А то и подавно Ноздрёв.
В.1. По-плюшкински мы экономику строим.
По свалкам – хороший задел!
И глядь – уже Чичиков ходит героем,
Коль массами он завладел.
В.2. Опять городничий диктует газетам
И Шпекин над письмами бдит.
И метит всерьёз Хлестаков в президенты,
Имея ноздрёвский кредит.
Вместе. Как трудно в России прожить человеку.
Тут нужен особый закал.
(Л. Зиман)
Звучит народная песня
Народная песня «Розпрягайте, хлопцi, коней» (Лаврова, Басова, Никишина)
Использована информация:
1. «Я вхожу в мир искусств». Л. Зиман. Литературный театр. «Из прекрасного далека…» (На темы Н.В. Гоголя». Репертуарно-методическая библиотечка. №2, 2006 г.
2. «Читаем, учимся, играем». 2004 г.- Вып. №1
3. Театр круглый год. – 2003 г. - №3
4. Гоголевский вечер в школе. Инсценировки. – «Детская литература», 1975 г.
5. Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород.- Мн.: Нар. асвета, 1980 г.
6. Н.А. Марченко. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке.- М.: Дет. лит., 1980 г.
7. Интернет-ресурсы