СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная «Остановившая часы «серебряного века» русской поэзии» (поэтическое конфетти, посвященное «Златоустой Анне всея Руси»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитию интереса к самообразовательному чтению способствует организация такой творческой формы деятельности как литературная гостиная. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «Остановившая часы «серебряного века» русской поэзии» (поэтическое конфетти, посвященное «Златоустой Анне всея Руси»)»

Слайд № 1

Литературная гостиная

«Остановившая часы «серебряного века» русской поэзии»

(поэтическое конфетти, посвященное «Златоустой Анне всея Руси») 


Автор: Бречко Л. С., учитель русского языка и литературы, учитель-методист

Развитию интереса к самообразовательному чтению способствует организация творческой формы деятельности. Творческая форма деятельности – нестандартна, нетрадиционна, многомерна. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Такие формы деятельности, как литературная гостиная, превосходят качественный потенциал обычных уроков, уроков по внеклассному чтению, уроков-игр, семинаров.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей является своеобразным зеркалом культуры и образованности человека.


Цели:

1. Способствовать развитию духовного потенциала учащихся.

2. Используя разные виды искусства окунуть учащихся в эпоху А. Ахматовой, понять тематику, проблематику ее поэзии, познакомить с главными этапами ее творчества.

3. Воспитание позитивного отношения к жизни на примере жизни-подвига поэтессы.

4. Воспитание патриотических чувств.

Задачи:

1. Учить анализировать и отбирать материал в соответствии с поставленной задачей, обучать выразительному чтению.

2. Развитие чувства коммуникативной сообразности, навыков общения, творческих способностей учащихся.

3. Воспитание интереса к русской литературе, чувства прекрасного

Методы и приемы

словесный, наглядный, практический методы (выразительное чтение стихотворения; инсценирование; вопросно-ответная бесед).

Оборудование: презентация, серия портретов А.А. Ахматовой, свечи, музыка, сборники стихов.

Слайд № 2


Эпиграф:

Златоустой Анне – всея Руси
Искупительному глаголу,–
Ветер, голос мой донеси
И вот этот мой вздох тяжелый.

Расскажи, сгорающий небосклон,
Про глаза, что черны от боли,
И про тихий земной поклон
Посреди золотого поля.

М. Цветаева

Сценарий литературной гостиной

Учитель - вступительное слово.

«Златоустая Анна всея Руси»…Так в порыве восхищения талантом своей великой современницы и коллеги по поэтическому цеху назвала Анну Андреевну Ахматову другая не менее «златоустая» литературная «царица» и уж точно не менее трагический персонаж бедственной эпохи первой половины ХХ века – Марина Цветаева. 

И если Марина Ивановна искала смыслы преимущественно в безграничности своих внутренних пространств, отзывчивая поэзия Ахматовой была открыта ещё и всем ветрам современного ей мира. Известный литературовед Б. Эйхенбаум так охарактеризовал её творчество: «...Поэзия на границе личных признаний, на границе безответной откровенности. В этом или за этим – ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой всё значительно и общезначимо». В жизни и в творчестве Анны Андреевны отчётливо вырисовываются несколько периодов, и обретения каждого из них она бережно переносила в следующий этап жизни своего духа. 

Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но, благодаря, памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.

И всегда, чтобы понимать произведение искусства, надо знать условия творчества, личность художника и эпоху. Как говорит Дмитрий Лихачев, «искусство нельзя поймать голыми руками. Слушатель должен быть вооружен знаниями, сведениями. Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи».

Сегодня нас приглашает в свою эпоху Анна Андреевна Ахматова. Трудным и сложным был жизненный и поэтический путь ее. Начав с акмеизма, она пришла в течение своей долгой и напряженно прожитой жизни к реалистичности и историзму. Титулованная когда-то званием «Сафо XX столетия» она стала всемирно известным поэтом. Ее стихи переведены на все основные языки мира. Анна Ахматова была избрана почетным доктором литературы Оксфордского университета, ей присудили Международную поэтическую премию.… Но эти награды и признание пришли к ней, к сожалению, в последние годы жизни.

А в 1921 году в Царском Селе она записала:

Здесь столько лир повешено на ветки,

Но и моей как будто место есть…

Жизнь и поэзия Анны Ахматовой перестают быть только личною ценностью, а обращаются в силу, окрыляющую дух всякого, воспринявшего ее. Одержимые ею, мы более ценной видим и свою, и чужую жизнь.

Давайте окрылим свой дух поэтическим конфетти, посвященным «Златоустой Анне всея Руси», той, которая своей смертью «остановила часы «серебряного века» русской поэзии»…

(звучит классическая музыка)

Слайд №3


Почитатель

Анне не было и года, когда её семья покинула юг и перебралась в Царское Село. За тринадцать лет замужества за морским инженером Андреем Антоновичем Горенко кроткая Инна Эразмовна, урождённая Стогова, – милая и заботливая хозяйка дома – родила шестерых детей. Однако настоящее счастье в дом Горенко заглядывать не торопилось. Анна стала четвёртым ребёнком пары, и поначалу ничем не отличалась от девочек своего круга, хотя яркая внешность уже тогда обещала её обладательнице «буйную слепоту страстей». Непокорная и чересчур свободолюбивая, она в семье была очень любима, но не пользовалась большим доверием: могла уйти на долгое время из дома, не сказав никому ни слова, или уплыть далеко-далеко в море во время ежегодных крымских каникул...

Первое стихотворение Аня Горенко написала на рубеже веков, в 1900 году, будучи одиннадцатилетней ученицей Царскосельской Мариинской женской гимназии. «Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама»,  – писала на исходе жизни Ахматова. 


Почитатель

По завершении третьего класса девочку принял в свои стены знаменитый Смольный институт, но задержалась там Анна ненадолго. Позже она рассказывала, что лет до 13-14 была «лунатичкой», бродила ночами по коридорам Смольного и наводила страх на пансионерок, и так напуганных преданиями о привидениях, будто бы живущих в старинном здании. Если бы не эта детская особенность, как знать, может не было бы возвращения Анны в Царское и не случилась бы под рождество 1903 года судьбоносная встреча с воспитанником седьмого класса Царскосельской Николаевской гимназии Николаем Гумилёвым. 

Окололитературные сплетники

– Вы слышали, Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?

– Правильно, они давно исписались.

– Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

–Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.

– Да что она, вообще, собой представляет? Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится…я вам скажу…

Слайд № 4



Музыка. На экране появляется фото Анна Ахматова.

Почитательница в роли А. Ахматовой

Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребенком я была перевезена на Север – в Царское Село. Мои первые воспоминания царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.

Сюда ко мне поближе сядь

Гляди веселыми глазами:

Вот эта синяя тетрадь

С моими детскими стихами.

Училась я в Мариинской женской гимназии. Сначала плохо, а потом лучше…Ежедневный путь в школу и из школы пролегал по улицам, засаженным липами.

Почитательница в роли подруги Ахматовой

В старших классах гимназии Анна Горенко даже в мелочах заметно отличалась от остальных гимназисток. Ее одноклассница вспоминала: «У Горенко была какая-то другая форма, не такая, как у всех: из мягкой и дорогой ткани, и покрой особый, не стандартный, и сидела не мешком, а как влитое, да и цвет не коричнево-школьный, а густо-шоколадный, как раз такой, что при ее бледности и серо-зеленых бархатных глазах «лечил», а не «убивал».

Слайд № 5

Почитательница в роли А. Ахматовой

Однажды под Рождество «мы пошли из дому с подругой прикупить какие-то милые украшения для елки». Был чудесный солнечный день, липы в морозном серебре. Около Гостиного двора мы встретились с «мальчиками Гумилевыми, Митей и Колей-гимназистом. И они проводили нас до дому».

Почитатель

Гумилев – одна из наиболее знаменитых фигур в литературной жизни начала века. Он много печатается, читает лекции, работает в издательстве «Всемирная литература», руководит петроградским отделением Союза поэтов.

Почитательница в роли А. Ахматовой

-В ремешках пенал и книги были,

Возвращалась я домой из школы,

Эти липы верно не забыли

Нашей встречи, мальчик мой веселый?

Почитатель в роли Н. С. Гумилева

Я люблю ее деву-ундину

Озарённую тайной ночной.

Я люблю ее взгляд заревой

И горящие негой рубины…

Почитательница в роли А. Ахматовой

Я ничуть не была заинтересована этой встречей. В сероглазого, высокомерного с виду и очень неуверенного в себя 17-летнего гимназиста, уже поэта, к тому же символиста, я, конечно, не влюбилась, но встреча эта всё-таки заинтересовала меня.


Слайд № 6


Почитатель в роли Н. С. Гумилева

А ты мне сразу понравилась и я, возвращаясь из гимназии, часто «маячил» в ожидании тебя.

Почитательница в роли А. Ахматовой

Помнишь, уже через несколько дней ты подарил мне шедевр «Tertian Virgilian» своего метра Брюсова.

Почитатель в роли Н. С. Гумилева

Помню. Но куда больше радости доставил тебе мой следующий подарок –томик Блока – «Стихи о прекрасной Даме».

Почитательница в роли А. Ахматовой

Предчувствую тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном, предчувствую тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Почитатель в роли Н. С. Гумилева

Ты начала избегать меня, но в начале лета 1905 года я выследил, подкараулил в парке и оживлённый, весёлый, говорил-говорил…

Я поеду в Париж, в Африку, когда окончу гимназию… я готовлю сборник стихов, даже название придумал…

(и вдруг становится на колени и торжественно)

Я прошу Вас, Анна, стать моей женой!

Почитательница в роли А. Ахматовой

Твоей женой? Да как ты смеешь? У тебя никто не умирал, у тебя есть всё: и свой дом, и отец…Париж…Африка.… Какая Африка, когда столько горя. Стреляют, вешают, бросают бомбы.… Твоей женой…

Гумилёв поднимается, уходит, останавливается в другом конце гостиной.

Почитательница в роли А. Ахматовой


Он не повернулся и ушёл. Не сказал не единого слова.… О, если бы он обернулся.

Почитатель

11июня 1905 года ей исполнилось 16 лет.

Учитель

Вот так они проживут жизнь – вместе и врозь. Ни он, ни она никогда не забудут и день их встречи, а она не забудет своей первой женской вины и бессмысленной, безответственной жестокости.

Звучит песня «Мы эхо». Видео (Анна Герман. Мы эхо…, 03 мин.)

Слайд № 7



Почитатель в роли Н. С. Гумилева читает своё стихотворение «Я и вы» (отрывок.)

-Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришёл из иной страны,

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам

Тёмным платьям и пиджакам-

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам.

Я люблю как араб в пустыне

Припадает к воде и пьёт,

А не рыцарем на картине,

Что на звёзды смотрит и ждёт…

Слайд № 8


Почитательница в роли А. Ахматовой в ответ читает своё стихотворение

Пока не свалюсь под забором

И ветер меня не добьёт,

Мечта о спасение скором

Меня, как проклятая, жжёт.

Упрямая, жду, что случится,

Как в песне случится со мной-

Уверенно в дверь постучится

И, прежний, весёлый, дневной,

Войдёт он и скажет: " Довольно,

Ты видишь, я тоже простил",-

Не будет ни страшно, ни больно…

Ни роз, ни архангельских сил.

Затем и в беспамятстве смуты

Я сердце моё берегу,

Что смерти без этой минуты

Представить себе не могу.

Почитатель

В «Поэме без героя», начатой в 1940 году, она, вспоминая себя в юности, скажет сурово, просто, бесслёзно: «С той, какою была когда-то…, снова встретиться не хочу».

Песня "Мы эхо"

Слайд № 9


Почитатель в роли Н. С. Гумилева радостно:

Наконец-то 25 апреля 1910 году состоялось наше венчание и спустя неделю мы отправились во Францию, в свадебное путешествие.

Слайд № 10


Почитательница в роли А. Ахматовой

1 октября 1912 года родился наш единственный сын Лев.

Музыка

Слайд № 11


Почитатели

1. В ночь на 4 августа 1921г. Арестован Николай Гумилёв.

2. 16 августа написано стихотворение «Не бывать тебе в живых».

3. 25 августа без суда и следствия по приговору Ревтрибунала замечательный русский поэт был расстрелян по подозрению в контрреволюционном заговоре.

4. Оправдан он был лишь в 1990 году.

Музыка

Слайд № 12


Учитель (обобщение этого этапа жизни)

Любовь явилась тем поэтическим открытием, которое позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в русской лирике ХХ века. В отличие от романтически настроенных символистов, акмеисты (в том числе и Ахматова) выступали за необходимость вернуть поэзии ощущение реальной жизни. Анна в своих стихах была очень женственна, но в то же время властна и энергична. Любовь в стихах поэтессы никогда не бывает спокойной. Это и взлёт, и падение, и первая встреча, и разрыв.

Почитатели читают наизусть 2-3 стихотворения о любви.

Учитель

Вот так закончился первый этап, счастливый этап её жизни, счастливый в отношении творчества.

В 1915 году Ахматова написала посвящённое мужу стихотворение «Колыбельная», в котором есть уже ощущение горя.

Было горе, будет горе,

Горю нет конца.

Да хранит святой Егорий

Твоего отца.

Как будто Анна чувствовала, что с этого времени горе будет почти постоянным спутником её жизни.

Стихотворение «Я гибель накликала милым…»

Книги «Белая стая» (1917г.), «Подорожник» (1921г.), «Anna Domini» (1922г.) упрочили за Ахматовой славу поэта, однако следующей книге её стихов суждено было увидеть свет лишь в 1940 году, спустя 18 лет.

Окололитературный сплетник

Позвольте, говорят, Анна Ахматова не приняла революцию?

Слайд № 13


Почитатель читает стихотворение «Не с тем я, кто бросил землю».

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы не единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.


Почитатели

В голодном 1919 году из Москвы Ахматова вернулась в Петроград, под крыло Максима Горького. Пользуясь своей славой «буревестника революции», Горький организовал в Петрограде комиссию по оказанию помощи работникам науки и культуры. Лошадь, которая развозила по квартирам пайки тем, кто уже не мог добраться до раздаточного пункта, Анна называла «горькой лошадью».

«Вот едет горькая лошадь».

Но ей в 1919 г. «горьких» пайков не досталась. Тем не менее в Питере умереть с голоду ей не дали: сначала слегка подкармливала подруга, потом в борьбу по спасению голодающей Ахматовой включилась Лариса Рейснер (подруга Гумилёва). «Ахматова превратилась в ужасный скелет, одетый в лохмотья. Ещё в туберкулёзе», – в полном недоумении писал жене Чулков, друг Ахматовой.

С наступлением нэпа, к середине 20-х годов жизнь стала чуточку и сытнее, и чище, но Анну Ахматову общее улучшение бытовых условий почти не коснулась, она ещё несколько лет продолжала жить в доме, который, хотя и носил громкое имя «Мраморный дворец», для жилья был совершенно не приспособлен. Не было ни кухни, ни водопровода, даже свет здесь включали намного позже, чем везде, после того, как окончательно стемнеет. Но она остаётся в России, хотя…

Слайд № 14


Почитательница в роли А. Ахматовой


Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и оби".

Но равнодушно и спокойно.

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Слайд № 15


Учитель (музыка негромко)

Но тяжёлая жизнь окупалась поэтическим триумфом, когда в 1921г. 6 тысяч её книг, несмотря на холод, голод, вмиг исчезали с книжных прилавков. В 1933г. впервые арестовали сына Льва Гумилёва и через несколько дней выпустили, но Анна Ахматова, после 4-летнего молчания вдруг пишет стихотворение «Привольем пахнет дикий мёд».

Привольем пахнет дикий мёд,

Пыль - солнечным лучом,

Фиалкою – девичий рот,

А золото – ничем.

Водою пахнет резеда,

И яблоком – любовь,

Но мы узнаем навсегда,

Что кровью пахнет только кровь…

Почитательница в роли А. Ахматовой

В период культа личности имя моё было под запретом, ругань шла как вода по водопроводу, при обысках снимали со стен мои портреты. Между 1925-39 годами меня перестали печатать совершенно. Тогда я присутствовала при своей гражданской смерти. А мне было всего 35 лет. Быть забытой и критикой, и читающей публикой, когда находишься в полном расцвете творческих сил, тяжело.

Сегодня я догадалась, в чём состоит моя вина перед человечеством, какое я совершила преступление, за которое мне не перестают мстить: я писала стихи, которые нравились и продолжают нравиться людям. Это, очевидно, нельзя простить.

О, знала ль я, когда в одежде белой

Входила Муза в тесный мой приют,

Что к лире, навсегда окаменелой,

Мои живые пальцы припадут.

О, знала ль я, когда неслась, играя,

Моей любви последняя гроза,

Что лучшему из юношей, рыдая,

Закрою я орлиные глаза.

О, знала ль я, когда томясь успехом,

Я искушала дивную Судьбу,

Что люди скоро беспощадным смехом

Ответят на предсмертную мольбу.


Слайд № 16


Почитательница в роли А. Ахматовой продолжает:

Начало второй мировой войны, 1940 год, – это башня, с которой я заново обозревала и оценивала свою жизнь, жизнь своего народа

Из года сорокового

Как с башни на всё гляжу…

Звёзды смерти стояли над нами…

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.


Почитатель

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём,

Навеки!

Учитель

Но война пощадила Анну Ахматову.

Слайд № 17


Почитатель

Во время Великой Отечественной войны Ахматова два с половиной года провела в Ташкенте. В эти трудные годы до нас, оставшихся в осаждённом Ленинграде, доходили скупые, отрывочные известия о её жизни и работе в Средней Азии. Но 1 июня 1944 года она вернулась в Ленинград. Вспоминает Мануйлов: «Вскоре 11 июня я видел Анну Андреевну в городе Пушкине, в городском Доме культуры. Отмечалась очередная годовщина со дня рождения Пушкина. Город, носящий имя поэта, был освобождён недавно, большой зал был переполнен. В торжественном собрании выступила Ахматова, прочла свои всем хорошо известные стихи о Пушкине- лицеисте.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И в столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни…

Давние стихи молодой Ахматовой звучали в этот день как-то по-новому. Голос её звучал ещё совсем молодо, и это стихотворение как-то особенно взволновало всех. Сколько всего было пережито! И Пушкина, и вещее его слово мы пронесли через испытания военных лет, как что-то родное и близкое каждому из нас».

Музыка

Слайд № 18


Друзья Анны Ахматовой (среди друзей Недоброва, Гинзбург, Ильина, Ходасевич, Лидия Чуковская, Чуковский, Мануйлов, Чулков) и т.д.

1. Стихи Анны очень просты, немногоречивы, в них она сознательно умалчивает о многом - и едва ли не это составляет их главную прелесть. Их содержание всегда шире и глубже слов.

2. Её стихи сотворены, а не сочинены…, средства берутся ею те, которые непосредственнее трогают в душе нужную…струну. Её стихи волнуют очень сильно, и не одним только лирическим волнением, но и всеми жизненными волнениями, возбуждают к деятельности творческую способность.

3. Аннушка умела радоваться, казалось бы, незначительным вещам. Она была требовательна в больших делах, поступках, в отношениях к людям…и по-детски умела радоваться пустякам: запела ли птица, расцвёл ли цветок, зажглось ли небо вечерним светом. И особенно ценила она простое внимание друзей своих и сама была хорошим другом.

4. Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Николая Гумилёва. Это были годы её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло 2-3 года, и в её глазах, в осанке, в обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта её личности: величавость. Не спесивость, а именно величавость: нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

5. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жёстком вагоне, даже в ташкентском трамвае, всякий не знавший её чувствовал её «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.

6. Замечательна в её характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувство собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Конечно, она очень ценила красивые вещи. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в её скромном быту, но через несколько недель исчезали.

Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были её вечными спутниками, и она нередко брала их…в дорогу. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой.

Слайд № 19


7. А помните, как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, мы собрались у неё. А ей досталась от какого-то заезжего друга большая банка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной "муки" "Нестле." Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведённого в кипячёной воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо-сытным обедом. Было поздно, гости ушли, я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на тёмную лестницу. И вдруг…она выбежала за мною и сказала обыкновенным голосом: «Это для вашей…для Мурочки…» И в руках у меня очутилось драгоценное "Нестле". Передо мной захлопнулась дверь, и сколько я не звонил, не открылась. Таких случаев я помню очень много.

8. Гневалась она и вступала в споры лишь, когда речь касалось предметов, близко принимаемых ею к сердцу. По другим поводам до споров и опровержений не снисходила. Как бы порой не приходилось ей тяжко, она никогда не жаловалась, не роптала, а с присущим ей величием жила, влюблённая в жизнь.

Учитель

Вспоминая Ахматову, непременно встречаешься с темой культуры, традиций, наследия. О воздействии русской классики на поэзию Ахматовой много уже говорили. В этом ряду Пушкин и поэты пушкинского времени. Но она поэтесса XX века. У классиков она училась и в стихах её можно встретить те же слова, но отношения между словами другие. Поэтическое слово Ахматовой изначально было лёгким, хрупким, трепетным, ломким и одновременно царственным, величавым.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль.

И долговечней - царственное слово.

Она сама была изящная. Современники писали «о патрицианском профиле» и о её изысканно-горделивой фигуре с царственной осанкой, писали о ней, как о Музе Петербургской, с испанской шалью на плечах.

Слайд № 20


Почитатели

Была прижизненная иконография поэтессы. Ахматова не была красива в классическом смысле этого слова, но обладала невероятным магнетизмом и очарованием. Не случайно её, высокую, стройную, полную скорбной и величавой тайны, стремились запечатлеть на своих полотнах многие известные художники – прижизненная иконография поэтессы составила почти две сотни картин.

Слайд № 21



А. Ахматова из всех поэтесс начала века произвела самое сильное впечатление. Тонкая, высокая. Стройная, с гордым поворотом маленькой головки, закутанная в цветистую шаль, Ахматова походила на гитану. Нос с горбинкой, темные волосы, на лбу подстрижены, на затылке подхвачены высоким испанским гребнем. Небольшой, тонкий, не часто улыбавшийся рот. Темные суровые глаза. Ее нельзя было не заметить. Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею. На литературных вечерах молодежь бесновалась, когда Ахматова появлялась на эстраде. Она делала это хорошо, умело, с сознанием своей женской обаятельности, с величавой уверенностью художницы, знающей себе цену.

Учитель

Источником вдохновения для неё была Родина, Россия поруганная, но от этого ставшая ещё ближе и роднее. Анна Андреевна не смогла уехать в эмиграцию, так как знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна её поэзия.

Слайд № 22



Почитательница в роли А. Ахматовой

-На сотни вёрст, на сотни миль,

На сотни километров

Лежала соль, шумел ковыль

Чернели рощи кедров

Как в первый раз я на неё

На Родину глядела.

И знала: это всё моё

Душа моя и тело.


Родная земля

И в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы месим, и крошим, мелем, и

Тот ни в чём не помешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею.


Анна Ахматова «Мужество» (1942) (читает автор, 00:44 сек.)


Почитатели

Стихи её теперь знают все, кто любит русскую поэзию. Этот её дар с нами. Он жив, он не покинет живых. Но был у неё ещё один талант, который навек ушёл от нас. Это удивительное богатство её устной речи. В споре, в обыденном разговоре она умела выражать свои мысли удивительно точно, просто, естественно – и в то же время многозначительно, с многогранным глубинным подтекстом.

Речь Ахматовой была настолько своеобразна, точна, порой афористична, что передавать её своими словами, восстанавливать в памяти, опираясь лишь на смысл сказанного – такое было бы бесстыдством. Записывать следовало по горячим следам, в тот же день.

Слайд № 23


Почитательница в роли А. Ахматовой

Да, я научила женщин говорить. С большой прямотой напросилась на комплимент, но хвастовство ослабляет человека, открываются тысячи ахиллесовых пят.

Критик

Анна Андреевна, как вы относитесь к стихотворению Пушкина «Памятник»? Мне кажется, слишком смелые слова: «Я памятник воздвиг себе…»

Почитательница в роли А. Ахматовой

В прежние годы я читала это завещание Пушкина совсем другими глазами и многого не замечала. Теперь для меня особое значение приобрело предчувствие поэта:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Как это верно, как это важно. Разве не в чувствах добрых к человеку - основной смысл искусства, главное назначение поэзии.


Учитель:

В 1946 году, в роковом для неё августе, опять начались несчастья.


Слайд № 24


Почитательница в роли А. Ахматовой

В1946 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором я и Зощенко обвинялись в пропаганде пессимизма и "узенького мирка личных переживаний". Меня опять перестали печатать, хотя поэтическая и творческая работа не прекращалась.

Учитель:

Ахматова осталась без законного вида на жительство, без продуктивных карточек и без гонорара. Сына Льва Николаевича выгнали из аспирантуры. Единственным местом, куда сына антисоветской поэтессы взяли на работу, была библиотека при сумасшедшем доме. Чтобы не умереть с голоду Анна стала переводить.

Сплетники

Да, что вы всё Ахматова, Ахматова. Она же пишет "Я хочу теперь забытой быть". Да современна ли она?

Почитатели

Да, современна…, так как она всегда умела говорить на языках тех культурных поколений, с которыми время сводило её на протяжении её долгой жизни.

Анна Ахматова – самобытный, талантливый русский поэт, чья поэзия солнечна, проста и свободна. «Она родная сестра прекрасной поэзии и Эллады», – говорит поэт Михаил Дудин.

Во всех сферах своей поэзии Ахматова остаётся поэтом высокого строя и гармонии. Эта победоносная красота и просветляющая лирическая сила и явилась одним из главных оснований нашего притяжения к стихам Ахматовой последних лет её жизни.

Вот стихотворение "Летний сад".

И лебедь как прежде плывёт сквозь века,

Любуясь красой своего двойника:

Или "Городу Пушкина":

Щедро взыскана дивной судьбою

Я в беспамятстве дней забыла теченье годов

Или гениальный "Приморский сонет"( 1958 г.) При первом чтении он может не войти в душу, не задеть нашего восприятия. Зато, вживаясь в него, мы чувствуем, с какой победившей страдания лёгкостью и простотой, светлой скорбью поэт прощается здесь со своей жизнью.

Слайд № 25


Почитательница в роли А. Ахматовой читает стих «Приморский сонет»

Здесь всё меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелёт.

И голос вечности зовёт

С неодолимостью нездешней.

И над цветущею черешней

Сиянье лёгкий месяц льёт

И кажется такой нетрудной

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

Там средь стволов ещё светлее,

И всё похоже на аллею

У Царскосельского пруда.

Музыка


Слайд № 26


Учитель

23 июня 1949 года ей исполнилось 60 лет. Ни одного юбилейного поздравления.… А в ноябре арестовали Льва Гумилёва как сына белогвардейца и отродья «антисоветской поэтессы» и дали 10 лет. По совету Алексея Суркова и Фадеева она решается на отчаянный шаг: сочиняет посвящённый Сталину патриотический цикл «Слава миру». Увы, и это не помогло. Ни Пунину – мужу, ни Гумилёву, а для Ахматовой обернулось тяжелейшим инфарктом.

В те страшные годы она создаёт цикл «Черепки», своего рода малый «Реквием» – сюжет – мать и сын.

Мне, лишённой огня и воды,

Разлучённой с единственным сыном…

На позорном помосте беды.

Как под тронным стою балдахином.

Вот и доспорился яростный спорщик

До енисейских равнин…

Вам он бродяга, шуан, заговорщик,

Мне он единственный сын.

5 марта 1953 году умер Сталин. В феврале 1956 года состоялся исторический ХХ-й съезд партии, осудивший культ личности Сталина.

15 апреля 1956 года вернулся Лев Гумилёв. Но в жизнь Анны Ахматовой вторглась новая беда: семь лет каторги ожесточили его душу: до конца жизни Гумилёв младший был твёрдо убеждён, что во всех его несчастьях виновата мать. Она эту свою боль скрыла очень тщательно, но скрытая боль делала своё дело: инфаркт следовал за инфарктом. Но работать и работать, плодотворно не переставала. Именно в эти годы «плодоносной осени» созданы её лучшие эссе о Пушкине.

Слайд № 27



Друзья и почитатели

Любить эту землю для Ахматовой было не просто, потому что именно здесь, на родной земле, приходилось испытывать муки, беды, трагедии. Трагедийность становится общезначимой, вбирает в себя страдания миллионов людей, ставших жертвами террора и насилия.

Над лирическим циклом «Реквием», который Ахматова позднее назвала поэмой, она работала в 1939-40 годах и в начале 60-х годов. Впервые «Реквием» был напечатан (без ведома автора) в 1963 году в Мюнхене. В России «Реквием» опубликовали целиком лишь в 1987 году. В основу сюжета поэмы положены трагические события, всю тяжесть которых Ахматова разделила со своим народом. В октябре 1935 года были арестованы муж-профессор Пунин и её сын Лев Гумилёв.

«Реквием» ошеломил даже русскую эмиграцию. «Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое. Воистину томов премногих тяжелей. Останется навсегда как безмолвный приговор зверству».

Все встают со свечами

Слайд № 28


Почитательница в роли А. Ахматовой начинает рассказывать:

Нет! и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл-

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, …очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

И я сказала:

– Могу.


Почитатели по очереди читают «Реквием».

Почитательница в роли А. Ахматовой «Эпилог» до слов:

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов…

Музыка

Учитель

На слова Ахматовой сочинено много песен (звучат песни).

Романс Юрия Эдельштейна на стихи Анны Ахматовой «Все мы немного у жизни в гостях…». Исполняет Анна Смирнова (01:56).


Слайд № 29


Сплетник

Для меня Ахматова остаётся всё-таки личностью противоречивой, непонятной. Я привёл журналистов. Давайте, поставим все точки над и.

Газета "Комсомольская, правда". Что было в характере Ахматовой главное, важное?

Я думаю, что самым сильным, самым характерным качеством Анны Андреевны можно назвать безошибочное чувство формы: оно проявилось у неё во всём, начиная с творчества и кончая манерой говорить и держаться.

Журнал "Дружба народов". В творчестве Ахматовой много места уделяется Пушкину. А она сама говорит: "Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова". В культурном мире Ахматовой существовало явление ни с чем не сравнимое – Пушкин. У неё было до странного личное отношение к Пушкину и людям, которые окружали его. Она их судила, оценивала, любила, ненавидела, как будто они были живые и всё ещё продолжают жить.

Журнал "Звезда". Почему русская поэтесса Горенко стала Ахматовой, татаркой?

Почитательница в роли А. Ахматовой

К ранним поэтическим занятиям отец относился скептически и раздражённо сказал: «Не срами моё имя». А я, 17-летняя шальная девочка ответила: «И не надо мне твоего имени», – и взяла фамилию своей прабабки, чей род происходил от татарского хана Ахмата.

Сплетник

Говорят, патриотизм великой поэтессы был, правда, не сразу, а после многих лет замалчивания, замечен и оценён Сталиным?

Почитатель

Да, Сталину оказалась близка державная, царственная поэзия Ахматовой. И его решением был издан сборник "Из шести книг" в 1940 году. Началось даже обсуждение её кандидатуры в лауреаты Сталинской премии, но сорвано литературной бюрократией тех лет. И по приказу Сталина Ахматова была вывезена (значит, спасена) в 1941 году из блокадного Ленинграда.

Сплетник

Расскажите о судьбе единственного сына Льва Николаевича Гумилёва.

Почитатель

В тридцатые годы был арестован, вскоре освобождённый он был арестован вновь. Во время войны Гумилёв был выпущен на волю и послан на фронт, где и воевал до победного конца. В 1949г. его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956г. он оказался на свободе. Он историк и географ, автор одного из крупнейших достижений XX века – этнологической теории.

Слайд № 30



Учитель

Июнь 1962 г. преподнес Ахматовой к 73-летию неожиданный подарок: её стихи как замечательное явление русской культуры были выдвинуты на Нобелевскую премию. Анна Андреевна её не получила и была этому рада, после того что случилось с Пастернаком, которого власти вынудили отказаться от Нобелевской премии.

Вторым подарком была Международная литературная премия "Этна-Теормина", выдвинутая по инициативе Италии. Торжества по случаю вручения премии состоялись в декабре 1964 года. Вот как вспоминает об этом немецкий писатель Ганс Рихтер: «Здесь восседала сама Россия: посреди сицилийско-доминиканского монастыря, на белом лакированном садовом стуле …великая княгиня поэзии давала аудиенцию в своем дворце. Перед ней стояли поэты всех стран Европы, малые и великие, молодые и старые, консерваторы, либералы, коммунисты, социалисты: они стояли, пристроившись в длинную очередь…, чтобы поцеловать руку Анны Ахматовой. Каждый подходил, кланялся.… Каждый совершал эту церемонию в манере своей страны,… и только русские знали тот стиль, который достоин Анны Ахматовой. Целуя руки поэтессы, они словно целовали землю России, традиции своей истории и величие своей литературы».

Почитательница в роли А. Ахматовой

–Да, я была поэтом, русским поэтом.

Горят свечи. Почитатели

Летят года как междометья,

Как паутина на стерне.

Сафо 20-го столетия

Однажды говорила мне:

-Не скроешься. Поэты голы.

Всем, богаты и бедны…

Без разделенья запятой:

Поэт обязан быть красивым

Нестыдной правды наготой.

М. Дудин.



Учитель

Анна Ахматова была не только выдающейся поэтессой. Она была исключительным человеком: умела любить, умела дружить, умела молчать. Совершенно не могла устроить быт, спокойно принимала свою кочевую бездомную жизнь, безденежье, голод.

Она – и юная красавица десятых годов, и скорбящая женщина из тюремной очереди. В одном из своих стихотворений Марина Цветаева назвала Ахматову «Златоустой Анной всея Руси». Это было в 1916 году. Ахматовой уже тогда была написана пророческая «Молитва», а впереди ждали своего часа «Реквием» и «Поэма без героя». Именно ей суждено было стать голосом России и в годы репрессии, и во время блокады: слезами жен, плачем матерей.

Слайд № 31



5 марта 1966 года умерла Анна Ахматова, великий русский поэт. Она называла свое сердце «дырявым» с молодых лет. Жизнь уготовила этой женщине такую чашу душевных страданий, которые способны уничтожить любого. Но судьба хранила Анну Ахматову почти 77 лет. Конечно, ради тех драгоценных строчек, которые изо дня в день отражал на бумаге ее Божий дар.

Смерть Анны Ахматовой остановила часы «серебряного века» русской поэзии. Она была последним представителем этой яркой поры отечественной литературы, уходящей корнями во вторую половину XIX века. «Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в том, и в другом – люди, друг друга стоящие. Вряд ли первые другой породы, чем вторые», - так очень точно определил в 1933-м году эти два явления  русской культуры поэт Николай Оцуп. Анна Ахматова принадлежала к этой «высшей» породе русских поэтов.

Слайд № 32


Саму Анну Андреевну долго не трогали, несмотря на то, что ее поэзия считалась «упаднической» и «жеманной». Однако в 1945-м году она навлекла на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И.Берлина. Наряду с Михаилом Зощенко Ахматова стала объектом «растаптывающей в пыль» партийной критики. В 1946-м году в журналах «Звезда» и «Ленинград» появилось постановление, в котором Зощенко был назван «литературным хулиганом», а она – «блудницей». Партийный функционер Жданов называет ее стихи «поэзией взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней». Собратья-писатели тут же исключили ее из своего Союза. Однако и в этой ситуации Анна Андреевна только пожала плечами: «Зачем великой стране надо пройти танками по грудной клетке одной больной старухи?».

Ее не печатали 20 лет. На закате жизни «королеве серебряного века» было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина и звание почетного доктора Оксфордского университета. Из всех наград родины она получила единственную, но самую дорогую – признание соотечественников.

Слайд № 33


В Бежецком районе Тверской области, на  земле «памятной до боли», стоит прекрасный памятник Анне Ахматовой, Николаю Гумилеву и Льву Гумилеву. Они изображены счастливой семьей, ступающей по родной земле, которую они осветили блеском своих талантов.

Анна Ахматова с болью как-то сказала: «Достоевский знал много, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, то станешь Раскольниковым.
А мы сейчас знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и вечером пойти в театр».
На экране видеоряд. Заключительное слово учителя-ведущего.

Видеоролик «Поэты серебряного века» (10:56, включить с 07 минуты)



 Судьбы творцов начало Серебряного века... Они были разными, яркими, необычными и пафосно-трагическими...

Многие из них долгие годы проведут в эмиграции: Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич.

Зинаида Гиппиус. Умерла вдали от Родины.

Николай Гумилев. Расстрелян по подозрению в антиправительственном заговоре. Реабилитирован лишь в 1991 году.

Константин Бальмонт. Заболевает душевной болезнью, умирает на чужбине.

Марина Цветаева. Покончила с собой.

Анна Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград».

Осип Мандельштам. Умер в застенках ГУЛАГа.

Есенин. Покончил с собой.

Маяковский. Застрелился.

Борис Пастернак в атмосфере травли прожил недолго.

Поэты Серебряного века....Судьба каждого – это целая книга...А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.

        Мой серебряный век,
        Твой серебряный век,
        Наш серебряный век...
        Сколь тайн и имен!
        В этот век я влюблен.



Источники:

1. Анна Ахматова "Стихотворения и поэмы", вступительная статья А.И.Павловского. Лениздат, 1989.

2. Бальмонт К. Элементраные слова о символической поэзии//Соколов А.Г.2000.

3. Банников Н.В."Серебряный век русской поэзии". Просвещение, 1993 г.

4. Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества. 2-е изд. - Л.: Лен-издат, 1982. - 174 с.

5. Павловский А.И. Булгаков и Ахматова. // Рус. лит. 1988. - № 4. - С. 116.

6. Павловский А.И. Поэзия Ахматовой в литературно-общественном контексте эпохи // Проблемы творчества и биографии А.А. Ахматовой: Тез. докл. обл. науч. конф. Одесса, 1989. - С. 3-4.

7. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 191 с.

8. Ронен Омри. Серебряный век как умысел и вымысел // Материалы и исследования по истории русской культуры, - М.,2000, Вып.4.

9. Смирнова Л.А.и др. "Русская литература ХХ века", часть 1-ая. Москва, "Просвещение". 1994.

10. "Серебряный век: поэзия" АСТ Олимп, 1996 г.

11. Серебряный век русской поэзии. Сост. К.Ф.Нестерова.- М., «ИМА-Кросс».- 1994.

12.Эйхенбаум Б.М. «Мой временник.»: Худож. проза и избр. ст. 20-30-х гг. /Сост. Ю.А. Бережновой. СПб.: ИНАПРЕСС, 2001. - 656 с.

13. Эткинд Е.Г. Материя стиха. Париж: Ins. d'etudes slaves, 1985. - 505 с.

14.Эткинд Е.Г. «Кто знает, что такое слава.»: Год и век Анны Ахматовой / Беседу вел Б. Мазо // Веч. Ленинград. 1989. - 21 июня

15. Эфрон Г.С. Письма / Сост., подгот. текстов, предисл., примеч. Е.Б. Кор-киной. 2-е изд, испр. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой; Королев: Музей М.И. Цветаевой в Болшеве, 2002. - 240 с.



Интернет-ресурсы:

  1. iplayer.fm/q/музыка для мероприятий

  2. mp3-pesnja.com/mp3-music/фоновая музыка

  3. http://ru.wikipedia.org.

  4. http://lib.ru.

  5. http://dic.academic.ru./

  6. http://www.abella.in/

  7. http://www.library.ru

  8. http://chtoby-pomnili.com.



Скачать

© 2018, 568 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!