СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "По страницам великой жизни" (к 100-летию А. И. Солженицына)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная посвящена 100-летию А. И. Солженицына. В ходе мероприятия организуется просмотр документального фильма о Солженицыне, обучающиеся вспоминают основные вехи жизни и творчества писателя, работают с рассказами "Крохотки" с помощью бильдредактирования.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "По страницам великой жизни" (к 100-летию А. И. Солженицына)»

«По страницам великой жизни» (к 100-летию А.И. Солженицына).

Ход мероприятия:

  1. Жизнь и творчество А. И. Солженицына.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний наш классный час – встреча в литературной гостиной. Посмотрите на портреты писателей. Все ли они хорошо знакомы вам? (учитель показывает портреты, обучающиеся называют писателей и выделяют портрет Александра Исаевича Солженицына).

Учитель: А.И. Солженицын – кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни.

Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя стало известно в период «хрущёвской оттепели» (60-е годы 20 века), затем…исчезло на многие годы. Почему? Потому, что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев отечественных чиновников от литературы. В основу его произведений легли страшные воспоминания тех, кто уцелел после сталинских репрессий. Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы.

Учитель:1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но в феврале 1974 года (в связи с выходом первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Александр Исаевич был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт-на-Майне приземлился самолет с одним единственным пассажиром.

Солженицыну было 55 лет.

Видеоролик о Солженицыне

Учитель: А.И. Солженицын родился в 1918 году в городе Кисловодске. Жизнь его отца Исаакия Семеновича, крестьянина, трагически оборвалась за несколько месяцев до рождения сына (он погиб от случайного выстрела на охоте). Мать Таисия Захаровна (в девичестве Щербак), дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование (училась в Москве на сельскохозяйственных курсах княгини Голицыной).

Благодаря заботам матери будущий писатель закончил школу (в Ростове) и поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал математику и астрономию в одной из школ Морозовска (недалеко от Ростова).

Учитель: 1941 год – начало Великой Отечественной войны. Война – страшное испытание для всего народа. Солженицын был мобилизован на фронт простым солдатом, а после окончания курсантской школы в городе Костроме – офицером. Со своей «звукобатареей», выявляющей неприятельскую артиллерию, прошел путь от Орла до Восточной Пруссии. Вот характеристика, которую дал молодому командиру «звукобатареи» генерал Травкин: «Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял героизм, храбрость, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) – вторая фронтовая награда будущего писателя.

Учитель: И вдруг арест, восемь лет в оцеплённых колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». Александр Исаевич попал под надзор военной контрразведки за переписку с Николаем Виткевичем – другом юности. Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошёл все круги тюремного ада.

Затем была ссылка на вечное поселение в Казахстан, где вскоре Солженицын узнал, что смертельно болен, но он решился на операцию по поводу злокачественной опухоли. Борьба за жизнь закончилась удачно – болезнь отступила. «Пока я пишу – у меня отсрочка», - признавался впоследствии Солженицын.

Учитель: Поселение длилось три года. Затем переезд в Рязанскую область и работа в деревне учителем. В Рязань Александр Солженицын приехал после реабилитации в 1956 году, потому что здесь работала в институте его первая жена Наталья Решетовская. В сущности, Рязань - это город, в котором Солженицын стал знаменит. Именно здесь был написан "Один день Ивана Денисовича", после публикации которого в "Новом мире", заговорили "о появлении в русской литературе большого писателя".

Солженицын прожил в Рязани 12 самых плодотворных лет: здесь появился "Матренин двор" и другие произведения, здесь он, по его словам, начинает "необыкновенно много сразу" - "Архипелаг ГУЛАГ", "Круг первый", "Раковый корпус". При этом все время работал учителем физики и астрономии.

Учитель: С 1974 года писатель живёт за границей, куда был насильственно выслан после выхода первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ». Александр Исаевич обосновался в американском штате Вермонт, природа которого напоминала среднерусскую полосу. Живет за границей, но пишет о любимой России. «Красное колесо» - многотомный роман о революции и гражданской войне, публицистические статьи «Жить не по лжи!», «Мир и насилие» и другие, трактат «Как нам обустроить Россию?» - Солженицын осмелился сказать правду.

Учитель: «Александр Солженицын совершил переворот в сознании, переворот всемирного значения, который нашел отклик во всех концах света. Он разоблачил не только ту систему, которая сделала его изгнанником, но и ту, куда был изгнан, он разоблачил и тех, кто усердно использует его для саморекламы…Он навсегда остаётся в совестливой памяти человечества…» - писал выдающийся немецкий писатель-гуманист Генрих Бёлль о Солженицыне, которого считал художником-пророком.

Учитель: С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына изменилось. Были опубликованы многие его произведения, например, в журнале «Новый мир» в 1989 году вышли отдельные главы книги «Архипелаг ГУЛАГ».

В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за книгу «Архипелаг ГУЛАГ».

Учитель: Вместе с семьёй Солженицын вернулся на родину 27 мая 1994 года. Талант писателя был оценён по достоинству: ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове, в 1997 году он был избран действительным членом Российской академии наук, награжден Большой золотой медалью имени М.В. Ломоносова (1998 г.), Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2007 г.).

12 июня 2007 года президент В.В. Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.

Учитель: Вскоре после возвращения автора в страну была учреждена литературная премия его имени (25 тысяч долларов) для награждения писателей, творчество которых обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы. Первым лауреатом стал филолог В.Н. Топоров.

Учитель: Последние годы жизни А.И. Солженицын провёл в Москве и на подмосковной даче. В конце 2002 года перенёс тяжёлый гипертонический криз, последние годы жизни тяжело болел, но продолжал писать. Вместе с женой Наталией Дмитриевной — президентом Фонда Александра Солженицына — работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука.

Учитель: Александр Исаевич скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.

  1. Работа с цитатами (раздать цитаты в виде перемешанных слов по группам, задание – собрать цитату).

  • «Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь».

  • «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

  • «Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь.

  1. Выставка и обзор книг А.И. Солженицына.

  2. Бильдредактор: работа с рассказами «Крохотки» (3-4 группы, раздать ватманы и рассказы (разрезать по абзацам), задача: составить рассказ и проиллюстрировать его).

Среди произведений А. И. Солженицына есть миниатюры, которые называются «крохотки», они короткие, мудрые, наполненные глубоким смыслом. Так хочется, чтобы люди были внимательны к траве, по которой ходят, к рассвету, который встречают, к человеку, который рядом...
Казалось бы, все так просто, всё знакомо: небо, река, солнце, лес, тропинка - и так все мудро... "Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней - можно ещё и пожить!"

Работа с плакатами в группах

Учитель: Своё знакомство с жизнью и творчеством писателя мы продолжим на уроках литературы.

























Приложение



Утёнок
Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик — перевёрнутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чём тут держится душа? Не весит нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, чуть-чуть его сжать — и нет. А между тем — тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.

А мы — мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся — за двадцать минут целый мир перепашем.

Но никогда! — никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...

ШАРИК 
Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.


Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.

Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу! Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!



ВЯЗОВОЕ БРЕВНО 

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось!

Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую,

Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас! 



КОСТЁР И МУРАВЬИ

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра.



Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...