СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная по творчеству Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная по творчеству Есенина»

Сценарий литературной гостиной в 7 А классе

«Есенин-это вечное…»

Цели:

  • расширить представление о поэтическом мире С. Есенина

продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения;

  • воспитывать любовь к родному краю и к миру поэзии.

  • Задачи:

  • изучить исследовательскую литературу о С.Есенине;

  • показать народность есенинского творчества.

Форма мероприятия: урок-исследование

Оборудование: портреты и фотографии Есенина; иллюстрации к стихам

презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.

записи песен на стихи С. Есенина.

Планируемые результаты

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество; работать индивидуально и в группе; определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные: осознание литературы как особого способа познания жизни, развитие умения создавать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализировать прочитанное.

Ведущий1-Аксенова Н.М.

Оформление: На экране портрет Есенина. Выставка книг ЕсенинаСтол, на нём подсвечник со свечой.

(Слайд 1)

(Звучит песня «Клён». Звук немного приглушается)

Ведущий1:    Добрый  день, дорогие друзья, уважаемые гости!Сегодня мы с вами собрались в нашей литературной гостиной для того, чтобы поговорить о творчестве известного русского поэта Сергея Александровича Есенина, 125 лет со дня рождения которого мы отметили в октябре этого года, а в декабре мы вспомним трагическую дату со дня его смерти. 

(Звук песни прибавляется. Ученица – ведущая 2 подходит к подсвечнику и зажигает свечу….Песня приглушается, на её фоне продолжает ведущий

Ведущий 1: 

3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - смерти поэта. 30 прожитых поэтом лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 писать, рассказывая людям всё, что он увидел и узнал. Сегодня мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.


Ведущий 1:

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба — подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». То, что он нам дал, - это целый мир, он живёт, движется, переливается. Это задушевная песнь о великом, о вечном — о России.

Мурзин В.1-й чтец:  (слайды 2-3 образ Руси в стих)

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц.
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мягкой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки.
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая
«Кинь ты Русь, живи в раю!» -
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Ведущий1-Давайте вспомним некоторые факты из жизни поэта.

(Слайд 4,фото рождения поэта,место)

Пономарева Диана 2-й ученик: 

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, в селе Константиново. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё егодетство. Дядья его были ребята озорные и отчаянные, поэтому с трёх с половиной лет посадили Есенина на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.

Куршев Дима 3-й ученик: 

Бабушка в своём внуке души не чаяла, баловала его. А мать сына берегла, всю жизнь берегла. Мальчишка рос озорной. С раннего детства слушал дедовы духовные стихи и народные песни. Подрос – был отдан в Спас-Клепиковскую школу, довольно далеко от родного села, о которой говорил «скорее убраться из этого ада». Один раз даже бежал к матери. Только она уговорила его вернуться обратно.

Ведущий 1:

   Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то»....

Ведущий 1:

Есенин — поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве».

(слайд 5 Спит ковыль)

Сидорка Саша 4-ий чтец: стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая».

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Ведущий  1:

     Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны.

Ведущий 1:

Истоки этого нужно искать в детстве. Бабушка очень любила рассказывать ему сказки, а мать была лучшая песенница на селе, играла на гармони. Отец его в детстве пел в церковном хоре и сохранил умение петь на всю жизнь. Послушайте композицию «Отговорила роща золотая».

 (слайд 6клип к песне)

(Звучит песня «Отговорила роща золотая» ).

Ведущий 1:

    О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам.

Ведущий 1:

Образ поэта живёт, движется, меняется, приобретая всё новые и новые черты. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались самой нежностью.

Мордасов Слава 5-ый чтец: стихотворение «Заметался пожар голубой».

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз златокарий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ведущий 1:

     Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству.

Кашаев Стас 6-ой чтец: Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи?

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Ведущий 1:

 Один  из  героев   Василия  Шукшина  говорит:  «Вот  жалеют – Есенин  мало  прожил.  Ровно  с  песню.  Будь  она  эта  песня  длинней,  она  не  была  бы  такой  щемящей.  Длинных  песен  не  бывает…»

 

Слайд7(Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу» на её фоне

7 чтец. Мирошниченко Варя

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Ведущий 1:

Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нём преобладает только зимний пейзаж. Но это внешний признак. Главное же здесь – воспоминание поэта о своей жизни. Поэт осмысливает свою жизнь.


Аксенова Лена8-ый чтец: стихотворение  «Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю — то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.

9-ый чтец. Можаев Виталик:  стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья!»

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

        

Ведущий 1:

У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Всем нам дорога поэзия Есенина, у всех нас свое восприятие его творчества.

10-ый чтец   Киреев Олег К ЮБИЛЕЮ  С.ЕСЕНИНА

Для меня Есенин - буйство красок,

Буйство звуков, запахов и чувств.

И пейзажи в стиле русских сказок,

Где берёзки да рябины куст.

Он воспел закаты и восходы,

Родину, что искренне любил.

Красоту родной своей природы

Для потомков в виршах сохранил.

Был московским озорным гулякой,

Только сердце доброе имел.

Умилялся он зверушкой всякой,

Мужика-крестьянина жалел.

Гениальный лирик и философ

В наши дни шагнул с далёких лет.

До сих пор на многие вопросы

Я в его стихах ищу ответ.


Ведущий 1: 

Казалось бы, все, о чем писал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее

(слайд 8)

Ведущий 1: 

Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей нам о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.

(звучит песня на стихи С. Есенина «Клён». Ученица - ведущая  подходит к подсвечнику и гасит свечу. Музыка приглушается на её фоне концовка) 

Ведущий 1: 

Наша  музыкально-литературная гостиная закрывает свои двери. Сегодня мы слушали стихотворения Есенина, песни, написанные на его стихи. Я думаю, что  каждый из вас открыл в душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество.

Ведущий 1:

 Возможно, кто-то из нас завтра придет в библиотеку, возьмет томик стихов поэта и захочет побыть наедине с его творчеством - таким простым и понятным каждому из нас, таким душевным, мелодичным, способным пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства…

Ведущий 1: До новых встреч!

Домашнее задание.

Подготовить отзыв "Мое любимое стихотворение С.Есенина"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!