СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная «Прекрасный этот край», посвященная Герману Степановичу Титову

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие "Родина" растёт вместе с человеком - это родители, семья, дом, друзья, село, город, регион, вся наша страна и народ.

Родина - это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «Прекрасный этот край», посвященная Герману Степановичу Титову»

Лобанихинский филиал

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района

Алтайского края




Литературная гостиная «Прекрасный этот край»,

посвященная Герману Степановичу Титову*


*Литературная гостиная «Прекрасный этот край» создана на основе творческой и исследовательской работы «Человек-легенда. Человек-эпоха», посвященной 85-летию со дня рождения Германа Степановича Титова, выполненной ученицей 9 - го класса Орловой Софьей под руководством классного руководителя Барсуковой Валентины Васильевны.

В 2020 году работа заняла 1 место в краевом конкурсе творческих и исследовательских работ, посвященного 85-летию со дня рождения Германа Степановича Титова. Работа опубликована на собственной странице на сайте Мультиурок https://multiurok.ru/wwb : Свидетельство MUF1829740

https://multiurok.ru/files/uchebno-issledovatelskaia-rabota-prekrasnyi-etot-k.html






Работу выполнила:

Классный руководитель:

Барсукова Валентина Васильевна,



с. Лобаниха, 2024

Цели занятия:

− Формирование представлений о том, что любовь и уважение к нашей стране – России складывается из любви к своему краю, региону, к его культуре и истории, людям, его населяющим, гордости за их достижения.

− Формирование ценностного отношения к достижениям известных людей своего региона.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине.

Основные смыслы: понятие «Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родное село, регион, вся наша страна и народ. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.

Форма занятия: познавательная беседа, чтение отрывков, фотоосмотр.

Формирование читательской грамотности предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

  • Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; выбирать из текста или придумать заголовок;

  • Умение интегрировать и интерпретировать информацию, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

  • Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте. Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, хочу начать наше занятие с демонстрации стихотворения. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, какие ассоциации возникают у поэта Зинаиды Николаевны Александровой со словом «Родина»? а что для вас означает слово «Родина»?Чтение стихотворения «Родина» 0https://rutube.ru/video/e04151a5bb5dc1063cc123dc586f70ac/

Учитель. Какие эмоции вы испытываете, когда произносите слово – Родина?

Учитель. Ребята, тогда что такое Родина? Чем вы гордитесь в нашей стране?

Учитель. Родная земля, богата талантами, природной красотой, замечательными тружениками, даёт нам возможность воспитать в себе черты целеустремлённой личности, стать человеком образованным сильным и ответственным.

Знаменитым нашим земляком, наследником замечательного отца, талантливого учителя Степана Титова, космонавтом №2 Германа Степановича Титова сотворила наша Родина. Весь мир с замиранием сердца следил за полётом гражданина Советского Союза, весь мир аплодировал подвигу уроженца Алтайского края. Весь мир не забудет это имя – Герман Титов.1

Наша цель занятия, а как любил Герман Степанович свою Землю? Какую роль сыграла эта любовь в его работе? И что значит для него Родина?

Часть 2. Основная.

Ученик 1: Детские впечатления.

«Детские впечатления глубоки. – Написал в книге «Голубая моя планета» Герман Степанович Титов. - На всю жизнь остаются в памяти места наших мальчишеских игр, любимые игрушки, особенно если они сделаны руками родителей. И эти впечатления детства живут в нас всю жизнь, с ними связан образ Родины не в собирательном, в конкретном его выражении.

Сибирь, Алтайский край…

Убеждён, что среди самых красивейших, самобытных мест земного шара эта земля по красоте своей занимает не последнее место. Леса здесь богаты дичью, реки – рыбой, луга – неповторимым разнообразием цветов. Почти чёрное по ночам небо в мириадах ярких, сверкающих звёзд. Зимы – суровые, с метелями и вьюгами, весны – быстрые, как горные потоки. Осень живописна и щедра дарами алтайской земли. 2

…И живут в прекрасном этом краю спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою землю люди. Это – моя Родина». [3, стр.40]

Учитель. Итак, ребята, сегодня наш разговор посвящён малой Родине, имя которой Алтайский край. Вся мощь и красота Родины, всё, чем богата наша малая страна, ключевые достижения её в науке, а именно, в космонавтике, – всё это представим мы сегодня в литературной гостиной.

Это малая родина Г. С Титова. Гордость за родной Алтай и любовь к «прекрасному этому краю» Герман Титов пронёс через всю жизнь. И это так и было. Герман Титов называл Землю колыбелью, родиной человечества. Считал Родину дороже всего для человека « Это не только место, где ты родился, это не только точка на географической карте. Холмы и овраги, луга и озёра, реки и степи, стога сена и скирды хлеба, тихие зори и суровые бураны, буйные весенние половодья цветов и запахов – всё это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина». [3,стр 7]

Природу Герман сравнивал с матерью. С первого дня на свет человечек попадает в «объятия» природы. И она незаметно, ежедневно и каждый час, как заботливая и внимательная мама, раскрывает ему удивительный свой мир. Но и взрослый, утвердившийся в жизни и на земле человек, иногда хочет, как когда-то в детстве, положить голову на колени мамы, ощутить ласку родной природы. Он любил в часы усталости просто растянуться на сухой траве, на прошлогодней засохшей хвое, на ковре из осенних листьев, смотреть далеко в небо и слушать шёпот леса и его пернатых обитателей.

Символом русской земли были для него белые берёзки в любом наряде. Такие нежные и притихшие шептались они, как девчонки-подростки, которые пришли потанцевать на дискотеку. А налетит внезапно озорной ветер, разметает во все стороны их красивые волосы - и берёзки застенчиво покажут свои прекрасные белые шеи.3 Описывая свою родину - Сибирь, навсегда любимую до сердечного трепета, Герман находил то единственное тёплое слово, которое радовало его.

Ученик 2: Становление характера.

Сильное влияние на становление характера Германа, будущего космонавта, оказали родители.4

«Отец и в детские годы, и теперь остаётся авторитетным и любимым

человеком. Став взрослым, я понял, откуда у отца такая преданность к родному краю, такое тонкое понимание ребячьих душ, их забав и бед. Он вырос здесь же. На таких же речных камнях грелась ватага его сверстников.

Вместе со своим отцом моим дедом – он построил не одну избу в селе. За такими же партами, за которыми учились и мы, прочёл первый букварь.

Сын крестьянина – бедняка, он в годы советской власти стал педагогом. Преподавал русский язык и литературу, неплохо рисовал, любил музыку, играл на скрипке. Отец был организатором кружков самодеятельности учителей и колхозников нашего села, которые с успехом выступали в колхозных бригадах, в соседних сёлах и даже на районных смотрах художественной самодеятельности. Отец сам мастерил мне игрушки, помогал разбираться в несложных мальчишеских проблемах, терпеливо и настойчиво воспитывал во мне уважение к людям, к семье, товарищам, труду. Мне кажется, по сей день: всё, что есть лучшего во мне, - от отца.

Вот только не сбылась его мечта - сделать меня музыкантом.5 Отец страстно любит и хорошо понимает музыку. Он стремился частичку этой своей любви, своего восхищения чудесной гармонией звуков привить мне с детства. В ту пору трудно было из нашего села попасть в оперу или на концерт симфонической музыки. Отец поступил просто. Он купил патефон и набор пластинок. И в нашей избе зазвучала музыка. Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Глинки….

Музыкантом я не стал. Дальше барабана, на котором я играл в школьном оркестре, дело не пошло, но я благодарен отцу за то, что всё-таки сумел посеять во мне ростки чувства прекрасного, рождаемого настоящей музыкой». [3, стр. 44]

Герман Степанович трогательно вспоминает о маме: «Мама… Ласковая и доверчивая…Неустанно о заботах и работе, она полностью доверила отцу наше воспитание. Я старался никогда не обидеть её шалостью или непослушанием, но думаю, что у меня это не всегда получалось. … В памяти остался поздний вечер. Отец уходил на фронт. Тяжело оставлял он дом. В тот день мать встала ещё до рассвета и хлопотала по хозяйству, стараясь чем-нибудь занять себя. Отец собирался медленно, деловито.

- Ну, мать, пора…

- На войну бегом не бегают. Не торопись, - сказал приехавший на проводы дед Михайло.

…Да посидим на дорогу-то - сквозь слёзы сказала мать.

Все молча, по русскому обычаю, сели. Прошла секунда, другая. Отец резко встал.

- Сын, - позвал он. Я подошёл.

-вот так,- спокойно, будто раздумывая над чем-то самым обыденным, проговорил отец, - на войну ухожу, сынок…

Я поднял на отца глаза. Чисто выбритый, стройный, подтянутый, он чуть-чуть грустно смотрел на меня. На его подбородке заметил царапину. «Бритвой нечаянно резанул»,- мелькнуло у меня.

- Ты слушай мать, помогай по хозяйству. В общем, оставайся мужчиной в доме. Понял?

Я мотнул головой. Понял. Хотя понял тогда только одно - отец уходит. И уходит надолго, навстречу большой опасности. Ласково опустилась его ладонь на мою голову, потрепала вихры. Потом, спокойно шагнув через порог, отец вышел. Я метнулся за ним.

- Останься, сынок,- попросила мать. Я остался и долго смотрел вслед уходившему отцу, пока все провожающие скрылись за поворотом нашей улицы.

Маме было трудно. Я хотя и «остался мужчиной в доме», но пользы от меня по причине возраста было мало, а на руках у мамы была совсем крохотная моя сестрёнка Земфира. Поэтому в один из дней к нашему двору подъехали две брички, и, погрузив нехитрые пожитки, мы поехали в «Майское утро».

Дом деда, в котором поселилась наша семья, был срублен ещё коммунара и стоял на краю деревни среди высоких старых берёз.6 Сразу за оградой начинался лес, полный ягод, грибов и всякой живности». [3, стр 45]

«…Когда последних лошадей в селе забрали в обозы воинских частей, дед

стал приучать к упряжке колхозных коров. Делал он это мастерски. Часто на

такие объезды брал и меня. Впустую мы не ездили и каждый раз старались

захватить попутную кладь». [3, стр. 47]

«…Письма с фронта приходили редко и были полны заботой о домашних и колхозных делах. Отец очень тосковал вдали от семьи, от родимого края и часто в солдатском треугольнике присылал свои стихи.

…. С каким бы радостным томленьем

К земле бы грудью я припал.

С каким бы трепетным волненьем

Знакомым полем прошагал…» [3, стр. 48-49]

Ученик 3 Что помогло будущему космонавту выполнить лётные задания?

В книге Константина Сомова «Герман Титов». Позывной «Орёл»/ Константин Сомов описан жизненный путь и жизненный подвиг Германа Степановича Титова. Здесь мы читаем о том, как будущему космонавту удалось справиться не только с четким выполнением лётных заданий, но и с самим собой, победив уныние и грусть и «лучше его самого не расскажет никто» [2, стр. 43] - пишет автор: «…Однажды усталый и расстроенный, перед вечерней поверкой я пошёл погулять, так как слушать разговоры товарищей в палатке о предстоящих назавтра полётах у меня уже не было сил. В тот вечер было тихо и для здешних мест сравнительно прохладно. Тёмное небо в россыпях звёзд, и меня, как когда-то в детстве, окутало туманом грусти. Мне было жалко себя оттого, что я один со своими неудачами нахожусь здесь, в этих бескрайних казахских краях, среди людей, хотя весёлых и искренних, но не родных, не близких. А самые дорогие мне люди далеко отсюда, в маленьком тихом домике в селе Полковниково, занимаются своими делами и не знают, как мне тяжело сейчас. Чувство тоски по родительскому дому вдруг охватило меня, и я решил: «Всё! К чёрту авиацию! Отслужу положенные два года в армии и вернусь домой. Поступлю в институт, стану инженером, агрономом или кем угодно - только бы уехать отсюда.

Стало на минутку легче от такого решения, и я хотел уже было пойти, чтобы написать черновик рапорта, как вдруг, откуда – то издалека, со стороны нашего клуба ветер донёс тихую, с детства знакомую мелодию Дворжака. Ну конечно, это ведь второй «Славянский танец», который отец любил играть по вечерам, когда усталый возвращался из школы. Помню, мы с сестрёнкой затихали, боясь помешать отцу, оборвать лёгкие движения невесомого смычка. И я отчётливо увидел наш дом, комнату с камельком и полатями, освещённую неярким светом горевшей в полнакала электрической лампочки. В такие вечера, когда нельзя было отцу заниматься со школьными тетрадками, потому что воды нашей речки Бобровки не могли засветить все лампочки села в полный накал, отец доставал из самодельного футляра скрипку и играл….

Тёплый родной дом вспомнился мне в одно мгновение, захотелось скорее туда, к отцу. Я представил, как открываю дверь. «Кто там? – спрашивает отец, опуская скрипку. – Ты вернулся, сынок? ты же хотел стать лётчиком. Разве ты уже стал им?»

Что же я отвечу ему, открыв дверь родного дома? Скажу, что струсил, что не получается с посадкой?... «Прежде чем хлопнуть дверью, подумай, как ты будешь вновь стучаться в неё»,- вспомнил я пословицу и не хлопнул дверью школы…» [2, стр. 43-44]

И молодой лётчик сумел вновь поверить в себя самого, у него словно открылось второе дыхание, в результате чего он успешно выполнил подвод самолёта к земле благодаря точным расчётам и правильным определением фактического места выравнивания. И в дальнейшей жизни он не раз

доказывал, что он человек сильный, настоящий мужчина.

Ученик 4 Алтайские яблоки.

Курсант Сталинградского военного училища Герман Титов как – то в

столовой, когда подали компот, посмотрел на сухофрукты в стакане и, обращаясь к своему соседу по казарменной койке Владимиру Махалину, грустно сказал:

- Сейчас бы вместо этого отведать настоящих алтайских яблок!

Тот засмеялся: - откуда на Алтае яблоки? У вас там, наверное, не знают, что это такое? Поеду домой, в Ташкент, - так и быть, привезу.

-Ташкентских не надо, - проговорил Герман со вздохом. - Попробовал бы наших, какие растут в саду,7 у дома, тогда бы ты понял вкус яблок! [2, стр.53]

Герман с радостью рассказал однокурснику, какой у них прекрасный сад, за которым ухаживает отец. Там и малина, и смородина, и яблоки.

Ученик 5 Землю надо беречь!

Полёт «Восток 2», естественно, не был похож на развлекательное путешествие. Пролетая над Южной Америкой, в ночной тьме Герман Степанович Титов видел два фосфоресцирующих пятна, вероятно, огни больших городов. Они появились и исчезли, но оставили в душе радостное чувство, неразрывной связи с людьми. Ведь они зажигают огни!

На первой пресс - конференции в США, отвечая на вопрос: «Какой вы увидели землю?», он сказал: «У меня возникла такая ассоциация, что наша Земля космосе так же, как песчинка в океане.8 И вот на этой «песчинке» люди живут, живут в разных странах, и мне кажется, что для людей слишком большая роскошь позволить себе ссоры, драки, войны. Я очень остро почувствовал, что нам нужно беречь Землю нашу. Беречь её от ядерных взрывов, украшать её, чтобы живые существа, прилетев из космоса на нашу планету, могли бы ей любоваться…» [2, стр. 158]

Библиотекарь: В феврале 1962 года уже всемирно знаменитым Герман Титов приехал на родину. Родители его жили в Полковниково. В селе Налобихе, где Герман учился в старших классах, в квартире бывшей старосты Анастасии Старцевой (Аборневой) собрались одноклассники космонавта. «Помню, мы налепили много пельменей, - вспоминает Анастасия Григорьевна. – Отовсюду приехали друзья – из Москвы, Горького, Новокузнецка. Мы хотели знать всё. И он рассказывал, какая земля с высоты полёта, как перенёс невесомость, вообще, что чувствовал во время полёта. Земля круглая. Видел все материки, океаны, другие страны. Кругом звёзды – сверху, сбоку, снизу. Такую красоту смог бы запечатлеть Рерих, говорил Герман». [1,стр. 315]

Как любил Герман Степанович свою Землю? Какую роль сыграла эта любовь в его работе? И что значит для него Родина?

Вопросы просты как сама истина. Красной нитью через жизненный и профессиональный путь Титова Германа Семёновича проходит его любовь к Родине. Сильная любовь к родителям, сестрёнке, к родному селу, природе, Земле, друзьям, жене, детям - это залог успеха его полёта в космос, в котором он был абсолютно уверен.

Космические полёты открыли много неизведанного в строении Вселенной; нам стало известно многое из того, о чём, сидя на Земле, узнать просто невозможно. Сам Герман Семёнович писал так: «Что движет советскими людьми, самоотверженно выполнять свой гражданский долг на фабриках и заводах, колхозных полях, в исследовательских лабораториях и институтах? Что помогает нашей замечательной советской молодёжи осваивать целинные земли, вдохновенно работать на многочисленных новостройках страны? Это прежде всего любовь к своей социалистической Родине, беззаветная преданность Коммунистической партии. Я горд тем, что моя Советская Родина, мой народ прокладывают человечеству путь в космос, и считаю своим долгом сделать всё, что в моих силах, для решения этой благородной задачи». [3, стр. 155]

Учитель. Ребята! Что показалось вам наиболее важным и интересным?

Чем вы гордитесь? Что вы могли бы сделать для нашей страны уже сейчас?

Часть 3. Рефлексия

Учитель. Наша сегодняшняя беседа подходит к концу. Скажите, что на вас оказало самое глубокое впечатление? О чём хочется узнать ещё больше?

Ответы обучающихся.

Учитель: За столь короткое время, конечно, невозможно подробно поговорить о нашей малой Родине, её красотах и достижениях. Но мы обязательно продолжим этот разговор.

В завершение занятия хочу ещё раз, ребята, подчеркнуть, что каждому человеку очень важно пронести чувство принадлежности к своей Родине, своему народу. Неважно, где человек живёт. Важно то, что он знает и помнит, где он родился.

Из любви к малой родине складывается любовь к нашей большой стране, как из регионов складывается общая большая карта России, наша общая

история, наша общая гордость за современные достижения нашего народа. Любовь к Родине, чувство гордости за неё играет ключевую роль в нашей жизни.











































Приложение - Фотографии:

1. Весь мир с замиранием сердца следил за полётом гражданина Советского Союза, весь мир аплодировал подвигу уроженца Алтайского края. Весь мир не забудет это имя – Герман Титов.





















2…Леса здесь богаты дичью, реки – рыбой, луга – неповторимым разнообразием цветов…







3. …Символом русской земли были для него белые берёзки в любом наряде…













































4. Герман с родителями в своём саду у дома. Полковниково. 1953 год















5. « …Вот только не сбылась его мечта - сделать меня музыкантом….»



































6.«… Дом деда, в котором поселилась наша семья, был срублен ещё коммунарами и стоял на краю деревни ….»









7. …..- «Попробовал бы наших, какие растут в саду…..»



8. Снимок поверхности Земли, сделанный лётчиком-космонавтом СССР Германом Титовым




Список использованных источников и литературы:

  1. Козлов А.Ф., История Алтайского края в лицах. Замечательные люди. Главное богатство. – Барнаул: КГУП «Газета «Алтайская правда», 2013. с-315.

  2. Сомов, Константин. Герман Титов. Позывной «Орёл»/ Константин Сомов; Упр. Алт. края по культуре и Арх. делу.- Воронеж: Макс-Принт, 2015- (Алтай. Судьба, Эпоха), с. 43-44;53;158.

  3. Титов Г.С. Голубая моя планета. – Барнаул; Алт. кн. изд-во, 1988. с-7;40;44-45;47-49;155.

Интернет - источники

1;2 https://yandex.ru/images/search

3;4 https://yandex.ru/search/

5 https://kulturologia.ru/blogs/070616/29887/

6 https://yandex.ru/images/search

7;8 https://yandex.ru/images/search

0 https://rutube.ru/video/e04151a5bb5dc1063cc123dc586f70ac/ ( стихотворение «Родина»)