Лобанихинский филиал
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района
Алтайского края
Литературная гостиная «Прекрасный этот край»,
посвященная Герману Степановичу Титову*
*Литературная гостиная «Прекрасный этот край» создана на основе творческой и исследовательской работы «Человек-легенда. Человек-эпоха», посвященной 85-летию со дня рождения Германа Степановича Титова, выполненной ученицей 9 - го класса Орловой Софьей под руководством классного руководителя Барсуковой Валентины Васильевны.
В 2020 году работа заняла 1 место в краевом конкурсе творческих и исследовательских работ, посвященного 85-летию со дня рождения Германа Степановича Титова. Работа опубликована на собственной странице на сайте Мультиурок https://multiurok.ru/wwb : Свидетельство MUF1829740
https://multiurok.ru/files/uchebno-issledovatelskaia-rabota-prekrasnyi-etot-k.html
Работу выполнила:
Классный руководитель:
Барсукова Валентина Васильевна,
с. Лобаниха, 2024
Цели занятия:
− Формирование представлений о том, что любовь и уважение к нашей стране – России складывается из любви к своему краю, региону, к его культуре и истории, людям, его населяющим, гордости за их достижения.
− Формирование ценностного отношения к достижениям известных людей своего региона.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине.
Основные смыслы: понятие «Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родное село, регион, вся наша страна и народ. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Форма занятия: познавательная беседа, чтение отрывков, фотоосмотр.
Формирование читательской грамотности предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; выбирать из текста или придумать заголовок;
Умение интегрировать и интерпретировать информацию, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте. Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, хочу начать наше занятие с демонстрации стихотворения. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, какие ассоциации возникают у поэта Зинаиды Николаевны Александровой со словом «Родина»? а что для вас означает слово «Родина»?Чтение стихотворения «Родина» 0https://rutube.ru/video/e04151a5bb5dc1063cc123dc586f70ac/
Учитель. Какие эмоции вы испытываете, когда произносите слово – Родина?
Учитель. Ребята, тогда что такое Родина? Чем вы гордитесь в нашей стране?
Учитель. Родная земля, богата талантами, природной красотой, замечательными тружениками, даёт нам возможность воспитать в себе черты целеустремлённой личности, стать человеком образованным сильным и ответственным.
Знаменитым нашим земляком, наследником замечательного отца, талантливого учителя Степана Титова, космонавтом №2 Германа Степановича Титова сотворила наша Родина. Весь мир с замиранием сердца следил за полётом гражданина Советского Союза, весь мир аплодировал подвигу уроженца Алтайского края. Весь мир не забудет это имя – Герман Титов.1
Наша цель занятия, а как любил Герман Степанович свою Землю? Какую роль сыграла эта любовь в его работе? И что значит для него Родина?
Часть 2. Основная.
Ученик 1: Детские впечатления.
«Детские впечатления глубоки. – Написал в книге «Голубая моя планета» Герман Степанович Титов. - На всю жизнь остаются в памяти места наших мальчишеских игр, любимые игрушки, особенно если они сделаны руками родителей. И эти впечатления детства живут в нас всю жизнь, с ними связан образ Родины не в собирательном, в конкретном его выражении.
Сибирь, Алтайский край…
Убеждён, что среди самых красивейших, самобытных мест земного шара эта земля по красоте своей занимает не последнее место. Леса здесь богаты дичью, реки – рыбой, луга – неповторимым разнообразием цветов. Почти чёрное по ночам небо в мириадах ярких, сверкающих звёзд. Зимы – суровые, с метелями и вьюгами, весны – быстрые, как горные потоки. Осень живописна и щедра дарами алтайской земли. 2
…И живут в прекрасном этом краю спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою землю люди. Это – моя Родина». [3, стр.40]
Учитель. Итак, ребята, сегодня наш разговор посвящён малой Родине, имя которой Алтайский край. Вся мощь и красота Родины, всё, чем богата наша малая страна, ключевые достижения её в науке, а именно, в космонавтике, – всё это представим мы сегодня в литературной гостиной.
Это малая родина Г. С Титова. Гордость за родной Алтай и любовь к «прекрасному этому краю» Герман Титов пронёс через всю жизнь. И это так и было. Герман Титов называл Землю колыбелью, родиной человечества. Считал Родину дороже всего для человека « Это не только место, где ты родился, это не только точка на географической карте. Холмы и овраги, луга и озёра, реки и степи, стога сена и скирды хлеба, тихие зори и суровые бураны, буйные весенние половодья цветов и запахов – всё это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина». [3,стр 7]
Природу Герман сравнивал с матерью. С первого дня на свет человечек попадает в «объятия» природы. И она незаметно, ежедневно и каждый час, как заботливая и внимательная мама, раскрывает ему удивительный свой мир. Но и взрослый, утвердившийся в жизни и на земле человек, иногда хочет, как когда-то в детстве, положить голову на колени мамы, ощутить ласку родной природы. Он любил в часы усталости просто растянуться на сухой траве, на прошлогодней засохшей хвое, на ковре из осенних листьев, смотреть далеко в небо и слушать шёпот леса и его пернатых обитателей.
Символом русской земли были для него белые берёзки в любом наряде. Такие нежные и притихшие шептались они, как девчонки-подростки, которые пришли потанцевать на дискотеку. А налетит внезапно озорной ветер, разметает во все стороны их красивые волосы - и берёзки застенчиво покажут свои прекрасные белые шеи.3 Описывая свою родину - Сибирь, навсегда любимую до сердечного трепета, Герман находил то единственное тёплое слово, которое радовало его.
Ученик 2: Становление характера.
Сильное влияние на становление характера Германа, будущего космонавта, оказали родители.4
«Отец и в детские годы, и теперь остаётся авторитетным и любимым
человеком. Став взрослым, я понял, откуда у отца такая преданность к родному краю, такое тонкое понимание ребячьих душ, их забав и бед. Он вырос здесь же. На таких же речных камнях грелась ватага его сверстников.
Вместе со своим отцом моим дедом – он построил не одну избу в селе. За такими же партами, за которыми учились и мы, прочёл первый букварь.
Сын крестьянина – бедняка, он в годы советской власти стал педагогом. Преподавал русский язык и литературу, неплохо рисовал, любил музыку, играл на скрипке. Отец был организатором кружков самодеятельности учителей и колхозников нашего села, которые с успехом выступали в колхозных бригадах, в соседних сёлах и даже на районных смотрах художественной самодеятельности. Отец сам мастерил мне игрушки, помогал разбираться в несложных мальчишеских проблемах, терпеливо и настойчиво воспитывал во мне уважение к людям, к семье, товарищам, труду. Мне кажется, по сей день: всё, что есть лучшего во мне, - от отца.
Вот только не сбылась его мечта - сделать меня музыкантом.5 Отец страстно любит и хорошо понимает музыку. Он стремился частичку этой своей любви, своего восхищения чудесной гармонией звуков привить мне с детства. В ту пору трудно было из нашего села попасть в оперу или на концерт симфонической музыки. Отец поступил просто. Он купил патефон и набор пластинок. И в нашей избе зазвучала музыка. Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Глинки….
Музыкантом я не стал. Дальше барабана, на котором я играл в школьном оркестре, дело не пошло, но я благодарен отцу за то, что всё-таки сумел посеять во мне ростки чувства прекрасного, рождаемого настоящей музыкой». [3, стр. 44]
Герман Степанович трогательно вспоминает о маме: «Мама… Ласковая и доверчивая…Неустанно о заботах и работе, она полностью доверила отцу наше воспитание. Я старался никогда не обидеть её шалостью или непослушанием, но думаю, что у меня это не всегда получалось. … В памяти остался поздний вечер. Отец уходил на фронт. Тяжело оставлял он дом. В тот день мать встала ещё до рассвета и хлопотала по хозяйству, стараясь чем-нибудь занять себя. Отец собирался медленно, деловито.
- Ну, мать, пора…
- На войну бегом не бегают. Не торопись, - сказал приехавший на проводы дед Михайло.
…Да посидим на дорогу-то - сквозь слёзы сказала мать.
Все молча, по русскому обычаю, сели. Прошла секунда, другая. Отец резко встал.
- Сын, - позвал он. Я подошёл.
-вот так,- спокойно, будто раздумывая над чем-то самым обыденным, проговорил отец, - на войну ухожу, сынок…
Я поднял на отца глаза. Чисто выбритый, стройный, подтянутый, он чуть-чуть грустно смотрел на меня. На его подбородке заметил царапину. «Бритвой нечаянно резанул»,- мелькнуло у меня.
- Ты слушай мать, помогай по хозяйству. В общем, оставайся мужчиной в доме. Понял?
Я мотнул головой. Понял. Хотя понял тогда только одно - отец уходит. И уходит надолго, навстречу большой опасности. Ласково опустилась его ладонь на мою голову, потрепала вихры. Потом, спокойно шагнув через порог, отец вышел. Я метнулся за ним.
- Останься, сынок,- попросила мать. Я остался и долго смотрел вслед уходившему отцу, пока все провожающие скрылись за поворотом нашей улицы.
Маме было трудно. Я хотя и «остался мужчиной в доме», но пользы от меня по причине возраста было мало, а на руках у мамы была совсем крохотная моя сестрёнка Земфира. Поэтому в один из дней к нашему двору подъехали две брички, и, погрузив нехитрые пожитки, мы поехали в «Майское утро».
Дом деда, в котором поселилась наша семья, был срублен ещё коммунара и стоял на краю деревни среди высоких старых берёз.6 Сразу за оградой начинался лес, полный ягод, грибов и всякой живности». [3, стр 45]
«…Когда последних лошадей в селе забрали в обозы воинских частей, дед
стал приучать к упряжке колхозных коров. Делал он это мастерски. Часто на
такие объезды брал и меня. Впустую мы не ездили и каждый раз старались
захватить попутную кладь». [3, стр. 47]
«…Письма с фронта приходили редко и были полны заботой о домашних и колхозных делах. Отец очень тосковал вдали от семьи, от родимого края и часто в солдатском треугольнике присылал свои стихи.
…. С каким бы радостным томленьем
К земле бы грудью я припал.
С каким бы трепетным волненьем
Знакомым полем прошагал…» [3, стр. 48-49]
Ученик 3 Что помогло будущему космонавту выполнить лётные задания?
В книге Константина Сомова «Герман Титов». Позывной «Орёл»/ Константин Сомов описан жизненный путь и жизненный подвиг Германа Степановича Титова. Здесь мы читаем о том, как будущему космонавту удалось справиться не только с четким выполнением лётных заданий, но и с самим собой, победив уныние и грусть и «лучше его самого не расскажет никто» [2, стр. 43] - пишет автор: «…Однажды усталый и расстроенный, перед вечерней поверкой я пошёл погулять, так как слушать разговоры товарищей в палатке о предстоящих назавтра полётах у меня уже не было сил. В тот вечер было тихо и для здешних мест сравнительно прохладно. Тёмное небо в россыпях звёзд, и меня, как когда-то в детстве, окутало туманом грусти. Мне было жалко себя оттого, что я один со своими неудачами нахожусь здесь, в этих бескрайних казахских краях, среди людей, хотя весёлых и искренних, но не родных, не близких. А самые дорогие мне люди далеко отсюда, в маленьком тихом домике в селе Полковниково, занимаются своими делами и не знают, как мне тяжело сейчас. Чувство тоски по родительскому дому вдруг охватило меня, и я решил: «Всё! К чёрту авиацию! Отслужу положенные два года в армии и вернусь домой. Поступлю в институт, стану инженером, агрономом или кем угодно - только бы уехать отсюда.
Стало на минутку легче от такого решения, и я хотел уже было пойти, чтобы написать черновик рапорта, как вдруг, откуда – то издалека, со стороны нашего клуба ветер донёс тихую, с детства знакомую мелодию Дворжака. Ну конечно, это ведь второй «Славянский танец», который отец любил играть по вечерам, когда усталый возвращался из школы. Помню, мы с сестрёнкой затихали, боясь помешать отцу, оборвать лёгкие движения невесомого смычка. И я отчётливо увидел наш дом, комнату с камельком и полатями, освещённую неярким светом горевшей в полнакала электрической лампочки. В такие вечера, когда нельзя было отцу заниматься со школьными тетрадками, потому что воды нашей речки Бобровки не могли засветить все лампочки села в полный накал, отец доставал из самодельного футляра скрипку и играл….
Тёплый родной дом вспомнился мне в одно мгновение, захотелось скорее туда, к отцу. Я представил, как открываю дверь. «Кто там? – спрашивает отец, опуская скрипку. – Ты вернулся, сынок? ты же хотел стать лётчиком. Разве ты уже стал им?»
Что же я отвечу ему, открыв дверь родного дома? Скажу, что струсил, что не получается с посадкой?... «Прежде чем хлопнуть дверью, подумай, как ты будешь вновь стучаться в неё»,- вспомнил я пословицу и не хлопнул дверью школы…» [2, стр. 43-44]
И молодой лётчик сумел вновь поверить в себя самого, у него словно открылось второе дыхание, в результате чего он успешно выполнил подвод самолёта к земле благодаря точным расчётам и правильным определением фактического места выравнивания. И в дальнейшей жизни он не раз
доказывал, что он человек сильный, настоящий мужчина.
Ученик 4 Алтайские яблоки.
Курсант Сталинградского военного училища Герман Титов как – то в
столовой, когда подали компот, посмотрел на сухофрукты в стакане и, обращаясь к своему соседу по казарменной койке Владимиру Махалину, грустно сказал:
- Сейчас бы вместо этого отведать настоящих алтайских яблок!
Тот засмеялся: - откуда на Алтае яблоки? У вас там, наверное, не знают, что это такое? Поеду домой, в Ташкент, - так и быть, привезу.
-Ташкентских не надо, - проговорил Герман со вздохом. - Попробовал бы наших, какие растут в саду,7 у дома, тогда бы ты понял вкус яблок! [2, стр.53]
Герман с радостью рассказал однокурснику, какой у них прекрасный сад, за которым ухаживает отец. Там и малина, и смородина, и яблоки.
Ученик 5 Землю надо беречь!
Полёт «Восток 2», естественно, не был похож на развлекательное путешествие. Пролетая над Южной Америкой, в ночной тьме Герман Степанович Титов видел два фосфоресцирующих пятна, вероятно, огни больших городов. Они появились и исчезли, но оставили в душе радостное чувство, неразрывной связи с людьми. Ведь они зажигают огни!
На первой пресс - конференции в США, отвечая на вопрос: «Какой вы увидели землю?», он сказал: «У меня возникла такая ассоциация, что наша Земля космосе так же, как песчинка в океане.8 И вот на этой «песчинке» люди живут, живут в разных странах, и мне кажется, что для людей слишком большая роскошь позволить себе ссоры, драки, войны. Я очень остро почувствовал, что нам нужно беречь Землю нашу. Беречь её от ядерных взрывов, украшать её, чтобы живые существа, прилетев из космоса на нашу планету, могли бы ей любоваться…» [2, стр. 158]
Библиотекарь: В феврале 1962 года уже всемирно знаменитым Герман Титов приехал на родину. Родители его жили в Полковниково. В селе Налобихе, где Герман учился в старших классах, в квартире бывшей старосты Анастасии Старцевой (Аборневой) собрались одноклассники космонавта. «Помню, мы налепили много пельменей, - вспоминает Анастасия Григорьевна. – Отовсюду приехали друзья – из Москвы, Горького, Новокузнецка. Мы хотели знать всё. И он рассказывал, какая земля с высоты полёта, как перенёс невесомость, вообще, что чувствовал во время полёта. Земля круглая. Видел все материки, океаны, другие страны. Кругом звёзды – сверху, сбоку, снизу. Такую красоту смог бы запечатлеть Рерих, говорил Герман». [1,стр. 315]
Как любил Герман Степанович свою Землю? Какую роль сыграла эта любовь в его работе? И что значит для него Родина?
Вопросы просты как сама истина. Красной нитью через жизненный и профессиональный путь Титова Германа Семёновича проходит его любовь к Родине. Сильная любовь к родителям, сестрёнке, к родному селу, природе, Земле, друзьям, жене, детям - это залог успеха его полёта в космос, в котором он был абсолютно уверен.
Космические полёты открыли много неизведанного в строении Вселенной; нам стало известно многое из того, о чём, сидя на Земле, узнать просто невозможно. Сам Герман Семёнович писал так: «Что движет советскими людьми, самоотверженно выполнять свой гражданский долг на фабриках и заводах, колхозных полях, в исследовательских лабораториях и институтах? Что помогает нашей замечательной советской молодёжи осваивать целинные земли, вдохновенно работать на многочисленных новостройках страны? Это прежде всего любовь к своей социалистической Родине, беззаветная преданность Коммунистической партии. Я горд тем, что моя Советская Родина, мой народ прокладывают человечеству путь в космос, и считаю своим долгом сделать всё, что в моих силах, для решения этой благородной задачи». [3, стр. 155]
Учитель. Ребята! Что показалось вам наиболее важным и интересным?
Чем вы гордитесь? Что вы могли бы сделать для нашей страны уже сейчас?
Часть 3. Рефлексия
Учитель. Наша сегодняшняя беседа подходит к концу. Скажите, что на вас оказало самое глубокое впечатление? О чём хочется узнать ещё больше?
Ответы обучающихся.
Учитель: За столь короткое время, конечно, невозможно подробно поговорить о нашей малой Родине, её красотах и достижениях. Но мы обязательно продолжим этот разговор.
В завершение занятия хочу ещё раз, ребята, подчеркнуть, что каждому человеку очень важно пронести чувство принадлежности к своей Родине, своему народу. Неважно, где человек живёт. Важно то, что он знает и помнит, где он родился.
Из любви к малой родине складывается любовь к нашей большой стране, как из регионов складывается общая большая карта России, наша общая
история, наша общая гордость за современные достижения нашего народа. Любовь к Родине, чувство гордости за неё играет ключевую роль в нашей жизни.
Приложение - Фотографии:
1. Весь мир с замиранием сердца следил за полётом гражданина Советского Союза, весь мир аплодировал подвигу уроженца Алтайского края. Весь мир не забудет это имя – Герман Титов.
2…Леса здесь богаты дичью, реки – рыбой, луга – неповторимым разнообразием цветов…
3. …Символом русской земли были для него белые берёзки в любом наряде…
4. Герман с родителями в своём саду у дома. Полковниково. 1953 год
5. « …Вот только не сбылась его мечта - сделать меня музыкантом….»
6.«… Дом деда, в котором поселилась наша семья, был срублен ещё коммунарами и стоял на краю деревни ….»
7. …..- «Попробовал бы наших, какие растут в саду…..»
8. Снимок поверхности Земли, сделанный лётчиком-космонавтом СССР Германом Титовым
Список использованных источников и литературы:
Козлов А.Ф., История Алтайского края в лицах. Замечательные люди. Главное богатство. – Барнаул: КГУП «Газета «Алтайская правда», 2013. с-315.
Сомов, Константин. Герман Титов. Позывной «Орёл»/ Константин Сомов; Упр. Алт. края по культуре и Арх. делу.- Воронеж: Макс-Принт, 2015- (Алтай. Судьба, Эпоха), с. 43-44;53;158.
Титов Г.С. Голубая моя планета. – Барнаул; Алт. кн. изд-во, 1988. с-7;40;44-45;47-49;155.
Интернет - источники
1;2 https://yandex.ru/images/search
3;4 https://yandex.ru/search/
5 https://kulturologia.ru/blogs/070616/29887/
6 https://yandex.ru/images/search
7;8 https://yandex.ru/images/search
0 https://rutube.ru/video/e04151a5bb5dc1063cc123dc586f70ac/ ( стихотворение «Родина»)