Литературная гостиная ( 5-6 кл.)
на тему: «Путешествие
с крымскими поэтами по Крыму»
Цель: познакомить учащихся с творчеством крымских поэтов, прививать любовь к родному краю, развивать чувство прекрасного.
Оборудование: книга «Крымские чудеса», фотоиллюстрации с видами Крыма, рисунки детей, презентация.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя. ( слайд 1).
Ребята, мы с вами живем в удивительном уголке планеты. Крым часто называют орденом на груди Земли. Оглянитесь вокруг – сказочные горы и ласковое солнце. Сколько чудес! А сегодня мы познакомимся ещё с одним крымским чудом, вернее с «Крымскими чудесами»! Совершим заочную экскурсию по нашей малой Родине, но не одни, а с крымскими поэтами. Итак, уселись поудобнее, отправляемся в путь.
(слайд 2)
Площадь — 27.000 км²
Население — 2,29 млн. человек (2014)
Столица — г. Симферополь
Наивысшая точка — 1545 м (г.Роман-Кош)
Средняя температура летом — 28-36°
Температура моря летом — 21-26°
Крымский полуостров — находится на западе России (смотри Крым на карте России и координаты Крыма), на территории полуострова находятся Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Глубоко выдаётся в Черное море, с востока омывается Азовским морем.
По территории Крыма протекают 257 рек.
В Крыму богатые и разнообразные ресурсы для лечения, отдыха и туризма. Крупнейшие города: Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия.
Многое изменилось в жизни нашей страны за эти годы. В 1991 году наша держава провозгласила независимость, есть у нас Основной Закон – Конституция, Государственный флаг, Гимн, Герб. Есть Конституция Республики Крым, принятая 21 октября 1998 года, утверждены Гимн, Флаг и Герб .(слайд 3)
3.Беседа с учащимися, чтение стихотворений наизусть:
- Ребята, что изображено на гербе Крыма?
- Кто является автором Гимна Крыма?
- Что обозначают цвета нашего флага?
Учитель. А теперь давайте отправимся в наше путешествие. Представим себе ясное солнечное крымское утро, весёлый щебет птиц, шум прибоя. Слушаем стихотворение Вячеслава Ложко «Крымское утро»…( слайд 4)
Учитель. Невозможно представить себе Крым без гор.
- Скажите, а вам приходилось бывать в горах?
- Какое впечатление произвели они на вас?
- Что запомнилось больше всего?
Давайте послушаем стихотворение Л.И. Кондрашенко о знаменитой Медведь-горе.( слайд 5)
Беседа с учениками:
- А кто знает, какой детский лагерь находится у подножия Медведь-горы?
- Что вы знаете об этом лагере?
- Знаете ли вы легенду о Медведь-горе?
- Расскажите её.
- Какие крымские горы вы знаете?
Давайте посмотрим, на водопад Учан-Су . Слушаем стихотворение Вячеслава Ложко «Водопад Учан –Су»»…(слайд 6)
Учитель. А иногда горы умываются и от этого становятся ещё красивее. Слушаем стихотворение Вячеслава Ложко «Горы умываются»…(слайд 7)
Учитель.
- Ребята, а как называется художественный приём, при котором свойства живого существа приписывается неживому?
- Давайте, теперь поговорим о крымских реках. Река Салгир — единственная река Крыма, имеющая длину более 200 км, и является главной рекой Крымского полуострова. Слушаем стихотворение на крымскотатарском яыке «Озен»(«Река»).( слад 8)
- Давайте теперь с гор спустимся к ласковому, тёплому морю.
Слушаем стихотворение Инны Козеевой «Черное море»…(слайд 9)
Учитель.
- Ребята, перед вами рисунки, на многих из них изображено море. Почему именно оно стало предметом ваших раздумий?
- Какие рисунки вам больше всего понравились? Почему?
- Почему море называется Черным?
Черное море: площадь – 422тыс кВ км, глубина – 2245м.
Азовское море – глубина – 8-15м..
Слушаем стихотворение Владимира Орлова «Я рисую море»…(слайд 10)
Учитель. Владимир Орлов – один из известнейших детских поэтов Крыма. Давайте поближе познакомимся с этим человеком. Слушаем подготовленное сообщение о творчестве В. Орлова…(рассказывает ученик)
Учитель. И ещё одно стихотворение этого удивительного человека. Слушаем стихотворение В. Орлова «Живые камешки»…(слайд 11)
Учитель . В море много ракушек, которые выбрасывает оно на берег. Стихотворение « Ракушка»( слайд 12)
Учитель. Раз уж мы очутились в море, давайте поговорим о морских обитателях.
- Кто является всеобщим любимцем? Кто сопровождает катера, ловко выпрыгивает из воды. Давайте послушаем стихотворение, посвященное этим удивительным созданиям. Автор этого стихотворения Иванов Виктор Александрович. Слушаем стихотворение В.А. Иванова «Дельфин»…(слайд 13)
В Крыму 55 видов млекопитающих, 300 видов птиц. В Красной книге – 2775 видов растений, из них 164 растут в Крыму.
Еще , давайте , вспомним об одном обитателе Черного моря – это медуза. (слайд 14)
Слово учителя.
Ребята, во многих местах Крыма мы успели побывать на уроке: любовались рассветом, бродили в горах, плескались в теплом море, вспоминали морских обитателей, а теперь давайте обратимся к фотоиллюстрациям.
- Какие места, запечатленные на фотографиях, вам известны?
- Что вы знаете о них?
- В каких уголках Крыма вы побывали? (рассказы детей о своих впечатлениях)
Учитель. Быть в Крыму и не побывать в крымских садах, не попробовать сочных, сладких фруктов – непростительная ошибка. Поэт Владимир орлов в своих стихотворениях упоминает ароматные персики и терпкую айву. Слушаем стихотворения «Персик» и «Айва»…( слайд 15-16)
Учитель. Благодатная крымская земля, многие народы живут в Крыму, и хочется произнести торжественные слова, в которых бы говорилось о красоте и величии нашей земли. Вот и подошло к концу наше путешествие по Крыму. Очень хочется, чтобы над нашей землей светило теплое, мирное солнце, на берег накатывались голубые волны, а все народы Крыма жили в мире и согласии. Слушаем стихотворение Ларисы Фисейской «Мой Крым»(слайд 17)
Приложение.
КРЫМСКОЕ УТРО Солнце выгнулось горбушкой, Показалось из-за туч. По волнам, по их верхушкам Заплясал весёлый луч. Разметал туман плакучий, Лист на клёне шевельнул, А затем на всякий случай И на пляж он заглянул. В каждой заиграл песчинке, Раскачался на волне, Засверкали, словно льдинки, Рыбки шустрые на дне. Засмеялись Нади, Пети, Стали радостно кричать, Ну, а вам, скажите, дети, | 2.МЕДВЕДЬ -ГОРА Смотри: и впрямь – гора – Медведь, Застывшая лавина. Не может встать, ходить, сидеть, Урчать и есть малину… Лежит себе из века в век У моря косолапый, От всех ветров закрыв « Арте» Своей огромной лапой. |
ВОДОПАД Учан – Су Гора воды летит с горы! Все – в шуме, брызгах, дрожи. Вот – зрелище для детворы, Да и для взрослых – тоже. Они приходят и стоят Здесь, у воды летящей. Им щедро дарит водопад По радуге блестящей. Я на ресницах унесу По капельке прохладной – Дар водопада Учан-Су И речки Водопадной. | Горы умываются А горы все круче и круче, Вздымаются ввысь над землей. За них зацепилась тучка, От страх заплакала6 « Ой…» Вот капнула звонко слеза…. И вдруг разразилась гроза. Ведь горы умыться хотели Поэтому тучку задели. |
Черное море Кто твердит упрямо в споре, Будто мрачно наше море ? Ты его окинешь взором — Удивит оно простором! А разгладится слегка — Отражает облака. Море нежно-голубое. Море дышит, как живое! На волнах уставших чаек Море ласково качает. Все богатства светлых вод Щедро людям отдает. И, вбирая солнца жар, Сберегает звездный дар! Море, мы навек с тобою Крепко связаны судьбою! | Я рисую море Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали! У меня такая Краска голубая, Что волна любая Просто как живая! Я сижу тихонько Около прибоя - Окунаю кисточку В море голубое. |
Живые камешки Под водой, под водой Каждый камешек – живой! Все они – прохладные, Яркие, нарядные! Мы их из моря достали, Но они другими стали: Им на воздухе опасно- Красота у них погасла! Я их в воду опущу! На свободу отпущу! Потому что под водой Каждый камешек – живой! | РАКУШКА Что слышно на дне, Все расскажет ракушка. Но только не вслух. По секрету. На ушко. |
Дельфин Из таинственных глубин К берегам плывет дельфин, Черный, гладкий и блестящий, Самый- самый настоящий. И промчавшись под мостом, Помахал он мне хвостом. Над водой подпрыгнул ловко. - Поиграй, со мною, Вовка, Я тебя пощекочу, Вдоль причала прокачу, Поиграем, похохочем, Одному мне скучно очень. Научу тебя нырять, Ну, иди скорей играть! - Я не прочь, да вот беда- Холоднющая вода. Фыркнул мне в ответ дельфин И нырнул в простор глубин. Больше я его не видел, Видно ,здорово обидел. | 10. Медуза Возле берега медуза Повстречала карапуза. Напугала так мальчишку, Что отчаянно, вприпрыжку Из воды на бережок Мчался маленький дружок. Как от диких пчел медведь, Прыг на берег – и реветь. - Ну подумаешь, медуза,- Утешают карапуза.- Ты чего ревешь , глупыш? Призадумался малыш. Гордо слезы вытирает: - А чего она пугает? |
11. Айва Румянится яблоко, Груша поспела. Поспеть на деревьях Айва не успела: То грушей , То яблоком Думала стать. И некогда было Айве поспевать. На ветках уже Пожелтела листва, Но яблоком Так и не стала Айва. С деревьев на землю Опала листва, Но грушею тоже не стала айва. Все лето ни на что не решалась | 12. Персик Чуть повеет холодком – Персику неможется: Очень тонкая на нем кожица. Оттого, что ветерок Дунул, как из форточки, Персик сразу занемог И продрог д косточки. Люди множество костров Разжигали с вчера, Чтоб от северных ветров Ночью уберечь его. Он боялся, Он не не спал В непроглядной темени. Он поспешно поспевал И поспел ко времени. |
6