Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л. Н. Толстого Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области
филиал в с. Гагарино
Номинация «Педагогическая мастерская»
Методическая разработка
литературной гостиной в 6-7 классах
«Трагическая хвала сущему…»
(К 145-летию со дня рождения И.А. Бунина)
Разработала Черникова Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы.
(лауреат 6 Бунинских чтений гимназия №1 г.Липецк 14.12.15г.)
Методический комментарий
Форма: литературная гостиная, посвященная 145- летию со дня рождения И. А. Бунина, рассчитана на аудиторию 6-7 классов, мало знакомую с жизнью и творчеством писателя. В центре внимания – жизнь и творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.
Подборка книг для выставки, презентация, иллюстрации, музыка, чтение наизусть стихов и прозы – все это было использовано для более полного восприятия творчества Ивана Алексеевича Бунина. Именно эти материалы помогли не только более подробно представить образ жизни писателя, но и понять ту сложную историческую эпоху начала 20 века.
Особая роль отводилась творческой группе (ведущим), которые занимались изучением материалов, связанных с жизнью и творчеством И. А. Бунина: изучали дневниковые записи писателя и его жены В. Н. Муромцевой; работали с дополнительной литературой.
Вся информация о жизни и творчестве писателя разделена на блоки:
По страницам жизни писателя – земляка,
Литературная судьба.
Ученик Толстого
Трагический рубеж. Эмиграция.
Присуждение Нобелевской премии
Последние годы жизни.
Выступлению каждого ведущего соответствовал слайд из презентации.
В ходе проведения мероприятия были использованы различные методики. Но основной формой работы была групповая, которая воспитывала интерес к творчеству писателя, создавала благоприятные условия для формирования у детей чувства уверенности в себе, формировала у них опыт сопереживания.
При проведении праздника ведущей технологией была технология сотрудничества, использовалась личностно – ориентированная технология при чтении прозаических и лирических текстов, технология ИКТ (создание электронной презентации, музыкальное сопровождение).
-1-
Планируемые результаты:
Школьники
- расширят представление о жизни замечательного русского писателя И. А. Бунина; - проявят интерес к изучению его творчества.
Цели:
образовательная:
- познакомить учащихся с основными событиями жизни, мотивами творчества замечательного русского писателя И. А. Бунина;
- обеспечить понимание учащимися феноменальности его творчества, раскрыть его драматический жизненный путь;
2) развивающая
- развивать умение строить суждение на конкретном материале;
- способствовать выявлению и развитию у учеников творческих
способностей;
3) воспитательная
- создать такую атмосферу, чтобы учащиеся пережили волнение от
сознания, что они – земляки большого русского писателя;
- стимулировать интерес учащихся к творчеству писателя;
Для достижения данной цели творческой группой заинтересованных ребят были определены задачи:
для заочного знакомства с жизнью и творчеством И. А. Бунина составить и прочитать подборку материалов-публикаций в журналах « Литература в школе», « Читаем, учимся, играем», газете « Народное слово» Лев – Толстовского района.
определить круг вопросов и обсудить их коллективно;
продумать ход мероприятия;
оформить кабинет.
-2-
Оборудование:
Выставка книг И. А. Бунина « Жизнь Арсеньева», « Темные аллеи» и др.;
На стенде иллюстрации к произведениям писателя.
Мультимедийное оборудование;
Парты расставлены полукругом, разомкнутым к доске; в центре стол, покрытый скатертью, на нем — свечи и книги Бунина, цветы в вазе;
На доске портрет И. А. Бунина.
Содержание
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Рада приветствовать вас вновь в нашей литературной гостиной. Сегодня знаменательная дата в истории российской словесности.
145 лет назад в Воронеже в обедневшей дворянской семье родился Иван Алексеевич Бунин - одно из самых ярких имен русской литературы.
Сегодня вы прослушаете выступления о жизни и творчестве писателя – земляка, просмотрите презентацию, посвященную певцу русской жизни, в исполнении своих одноклассников услышите отрывки из его произведений
( Выходит 1-й ведущий, садится за стол и начинает свой рассказ о Бунине)
Ведущий( 1) О Бунине легче всего говорить его же словами. « Родился я, - писал о своем детстве Бунин,- 10 октября1870 года в Воронеже, куда мои родители переселились из деревни для воспитания моих старших братьев, но детство (с четырехлетнего возраста) мне пришлось провести в глуши, в одном из родовых поместий - хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
Я происхожу из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина, известная поэтесса екатерининского времени, и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы».
-3-
Ведущий (2) (продолжает рассказ о семье) Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был усадебный дворянин с головы до пят: вспыльчивый и отходчивый, азартный – превыше всего любил охоту, пение под гитару старинных романсов. Он побывал на военной службе, участвовал в Севастопольской кампании, а затем вел помещичью «неслужилую» жизнь, понемногу спуская за картами и вином доставшееся ему наследство и состояние жены.
В противоположность отцу мать Ивана – Людмила Александровна
Чубарова - была натурой кроткой, религиозной, воспитанной на стихах
А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Тихая и печальная, она очень любила
поэзию и часто читала детям стихи. Но главной заботой Людмилы
Александровны было воспитание детей. Преданность семье, детям, которых у нее было 9 человек, и из которых она пятерых потеряла,
была изумительна, разлука с ними – невыносима. Мать свою Бунин очень любил.
(выходит ученица и читает отрывок о матери из «Жизни Арсеньева» наизусть)
« Мать была для меня совсем особым существом среди прочих, нераздельным с моим собственным; я заметил, почувствовал ее, вероятно, тогда же, когда и себя самого. С матерью связана самая горькая любовь всей моей жизни…. Сколько слез видел я ребенком на ее глазах, сколько горестных песен слышал из ее уст!...В далекой родной земле, одинокая, навеки всем миром забытая, да покоится она в мире, и да будет вовеки благословенно ее бесценное имя»
Так что в характере мальчика слились родительские черты, прямо противоположные друг другу: сила и страстность переживаний, артистизм натуры и инстинктивное неприятие всего злого от матери и порывистый нрав, правдивость, смелость и упорство от отца.
Детские и юношеские годы будущего писателя протекали на земле бывшей Орловской губернии (ныне Липецкой области).
-4-
Эта земля на всю жизнь осталась для Бунина родником, питающим начало его творчества. Именно здесь, среди необозримых полей, то зеленых от хлебов, то белых от снега, в неброском пейзаже, он почувствовал прелесть родной земли, ее запахи, звуки, краски.
Ведущий( 1) А в 11 лет Бунин поступил в Елецкую уездную гимназию, которую так и не закончил, так как ему нечем было платить за обучение. Больше он не посещал ни школу, ни институт. И именно это одиночество, предоставленность самому себе, душевный досуг развивали в И. А. Бунине присущую ему от природы созерцательность, пристальность всматривания в окружающий мир, природу и человека. Но Бунин продолжил свое образование под руководством старшего брата Юлия, сосланного народовольца. Первыми его книгами стали стихи английских поэтов (читать научился рано) и «Одиссея» Гомера.
2. Литературная судьба.
Ведущий(3) (Продолжается рассказ о Бунине)
Юлий, видя литературные способности младшего брата, знакомил его с русской классической литературой, советовал писать самому. Иван Алексеевич с увлечением читал А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, а в 17-летнем возрасте сочинял довольно серьезные стихи. Он самостоятельно изучил английский язык и прославился непревзойденным переводом американского поэта Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
18-летний Иван Бунин покидает родительский дом, чтобы начать самостоятельную жизнь. Он поступил в газету «Орловский вестник», был редактором, корреспондентом. Жизнь Бунина стала насыщенной различными событиями и переживаниями.
В конце 80-х годов на страницах литературных журналов и газет все чаще начинает появляться имя молодого и талантливого поэта Ивана Бунина. Первый его рассказ «Танька» получил одобрительные отзывы.
Литературная судьба молодого человека складывалась счастливо. О нем заговорили как о талантливом писателе осени, грусти, дворянских гнезд. Горький, Куприн, Чехов восхищались его прекрасным языком.
-5-
Изумительное художественное мастерство показал Бунин в своей любимой повести «Антоновские яблоки».
(Выходит ученица в накинутой на плечи шали и читает наизусть фрагмент из рассказа «Антоновские яблоки»).
…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная»… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, — непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение — никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет:
— Вали, ешь досыта, — делать нечего! На сливанье все мед пьют.
К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони — и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.
Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.
А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!
-6-
Иван Алексеевич много путешествовал по странам Европы и Ближнего Востока. В 1900 г. Бунин первый раз уехал в заграничное путешествие: Германия, Франция, Австрия, Швейцария. Впечатления, полученные там, нашли художественное отражение во многих его произведениях. Но в годы странствий Бунин печатал свои стихи. Скоро он выделился и как замечательный мастер поэтического слова. А вышедший в 1902 году сборник стихов «Листопад» вызвал широкое одобрение. Осенью 1903 года Академия наук присудила ему Пушкинскую премию за сборник стихов «Листопад» и «Песнь о Гайавате». Это была высокая честь.
(Выходит ученик и читает отрывок из стихотворения «Листопад»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
-7-
Мотивы его поэзии разнообразны, но ведущими мотивами являются природа, любовь, философские раздумья
(Ученика сменяет ученица и читает наизусть стихотворение «Ночь наступила, день угас»).
Ночь наступила, день угас,
Сон и покой - и всей душою
Я покоряюсь в этот час
Ночному кроткому покою.
Как облегченно дышит грудь!
Как нежно сад благоухает!
Как мирно светит и сияет
В далеком небе Млечный Путь!
За все, что пережито днем,
За все, что с болью я скрываю
Глубоко на сердце своем, -
Я никого не обвиняю.
За счастие минут таких,
За светлые воспоминанья
Благословляю каждый миг
Былого счастья и страданья!
(Чтец уходит. Входит четвертый ведущий и садится к столу.
Продолжается рассказ о Бунине ).
Ведущий(4) Мы живем с вами в Лев – Толстовском районе,
и поэтому невозможно не затронуть вопрос отношения Бунина ко
Льву Толстому.
Личность и творчество Толстого вызывали горячий интерес Бунина в продолжение всей его многолетней литературной деятельности.
Первое знакомство с творчеством Толстого началось для Бунина с газетной вырезки в «Неделе».
В 19 лет он прочитал «Анну Каренину», в 20 – «Войну и мир» и был поражен великим мастерством автора.
-8-
Уже в эмиграции Иван Алексеевич писал одному из своих друзей: «Я недавно кончил перечитывать «Войну и мир», должно быть, в пятидесятый раз. Читаю лежа, но от восхищения постоянно приходится вскакивать. Боже, до чего хорошо…»
В июле 1890 года желание непосредственного знакомства с Толстым подтолкнуло молодого начинающего автора написать письмо с просьбой о встрече, летом 1893 года послать ему книги, сборники стихотворений. Первая встреча состоялась в Москве, в Хамовниках, между 4 - 8 января 1894 года.
Никогда у Бунина не было преклонения ни перед кем, кроме Толстого, о котором он говорил постоянно, считая, что «Толстому должны подражать все писатели. От этого получится только польза… отучишься брехать».
Бунин называл себя учеником Толстого, в том смысле, что ни у него, ни у Толстого нет ни одного фальшивого слова, а как только он слышит имя Льва Николаевича, так у него «загорается душа, ему хочется писать, и является вера в литературу». Позднее он говорил о своем отношении к Толстому: «Я почти весь свой век прожил в страстной любви к нему».
В своем творчестве дореволюционного, а еще более – эмигрантского периода, Иван Алексеевич стремился быть достойным своего учителя. И даже в последний день своей жизни, 7 ноября 1953 года, он читал толстовское «Воскресенье».
Трагический рубеж. Эмиграция.
(Выходит пятый ведущий и садится к столу. Продолжается рассказ о Бунине)
Ведущий(5): Октябрьскую революцию 1917 года писатель не принял, так как увидел в ней «кровавое безумие». С горечью наблюдал он за гибелью всего, что было дорого ему. В мае 1918 года И. А. Бунин бежал из «красной» Москвы на юг, а 6 февраля (16 января) 1920 года на французском пароходе навсегда покинул Россию. Здесь его ничто не держало – родители умерли, брат Юлий был при смерти, былые друзья стали врагами или еще раньше покинули страну.
После долгих мытарств И. А. Бунин с женой обосновались во Франции, где и суждено писателю было прожить до конца дней – тридцать три года.
-9-
Писатель покинул родную землю, но забыть ее не смог. «Эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии Бунина», - писал А. Т. Твардовский в одной из своих статей. На чужбине Бунин так и «не прижился», остался обособленным, не примкнул ни к одной литературной группировке. Гордость и одиночество – вот что было несознательным его девизом. В середине 20-х годов он замыслил написание большого произведения, тема которого – история души поэта, т.е. самого И. А. Бунина.
Это был роман «Жизнь Арсеньева», писался который с 1927 по 1933 год.
Почти все, что Бунин написал в период эмиграции, принадлежит к его лучшим творениям, почти все произведения посвящены России.
Присуждение Нобелевской премии
(Продолжается рассказ о Бунине)
Ведущий(1). В 1933 году И. А. Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии «за строгий артистический талант, с которым он воссоздает в литературной прозе типично русский характер».
В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии высоко оценил поэтические способности, особенно остановился на таланте выразительно и точно описывать реальную жизнь. В ответной речи писатель отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту.
Присуждение премии И. А. Бунину стало международным признанием достоинства, мужества и чести русской эмиграции. 715 тысяч французских франков, полученных вместе с нобелевским дипломом и золотой медалью, литератор пожертвовал нуждающимся писателям. В Советской России присуждение премии встретили враждебно.
Ведущий(2)
Желание вернуться в Россию было острым и сильным. Накануне войны, в 1939 году, Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было передано с Алексеем Николаевичем Толстым.
-10-
А через несколько дней фашисты напали на нашу Родину. Письмо осталось без ответа.
В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, что есть в мире.
Пять долгих лет Бунин провел в Грассе, следя за ходом битвы, которая развертывалась на полях его великой России. Писатель вел себя мужественно. Он голодал, сильно нуждался (от Нобелевской премии уже ничего не осталось), но ни единой строки, несмотря на многочисленные предложения, не напечатал в фашистской прессе. Бунин наотрез отказался сотрудничать в профашистских изданиях, всегда проклинал Гитлера, называл его пароноиком.
Он скрывал у себя в доме гонимых людей, слушал запретные радиопередачи, следил за движением войск, делал отметки на огромных картах Советского Союза, развешанных в кабинете. Освобождение Франции и победу русских войск воспринял как великий праздник. В своих дневниковых записях он делал такие пометки: « Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?...»
Мысль о Родине была главной: « Разве можем мы забыть родину? Она – в душе. Это с годами не пропадает».
После войны И. А. Бунину предложили приехать в СССР. Он мечтал о возвращении на родину, но решиться на такой шаг в преклонном возрасте было непросто. И от предложения возвратиться на родину писатель отказался. И дело было не только в старости, хотя писателю и шел 76-й год. Былые несогласия с новым общественным строем не исчезли.
( Звучит романс С.В. Рахманинова « Я опять одинок» на стихи И.А. Бунина)
Ведущий(3): Нерадостной была его старость. Последние годы жизни И. А. Бунин , хотя и старался «держать вид», бедствовал. Зарабатывал все более редкими выступлениями. болезни начали подтачивать некогда могучее здоровье. Вместе с болезнями пришла нужда. Существовать приходилось на те средства, которые для него собирались в порядке благотворительности среди богатых людей.
Но Иван Алексеевич и в старости, при ужасающей физической слабости сохранил ясность мысли и живой интерес к тому, что делается на родине.
-11
В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года, далеко от Родины, в скромной квартирке на одной из улиц Парижа Иван Алексеевич Бунин тихо скончался от застарелой болезни легких в возрасте 83 лет…(пауза). Отпевание было торжественным в русской церкви на улице Дарю при небывало громадном стечении народа. Многие плакали, словно прощались с самым близким человеком.
( Звучит музыка С. В. Рахманинова)
Похороны были много позже – на восходе солнца в очень морозный день 30 января 1954 года (до этого прах находился во временном склепе). Русское кладбище под Парижем Сен-Женевьев-де-Буа было заметено глубокими снегами – лишь кресты печально возносились к небу.
На похоронах было всего одиннадцать человек.
Согласно завещанию покойного гроб был цинковый. В последние годы он не раз говорил, что боится, вдруг к нему в гроб заползет змея!
Но нет, не так просто в этом завещании. А может, мысль у Ивана Алексеевича была иной?
Ведущий(4): Мы высоко ценим его произведения. Они принадлежат народу и стране, где родился, жил, творил в расцвете своего таланта большой русский писатель Иван Бунин.
«Трагическая хвала сущему» - так охарактеризовал всю жизнь и творчество И.А. Бунина один из друзей писателя в эмиграции - Федор Степун.
(В конце праздника ведущие по одной строчке читают синквейн, созданный ими )
Бунин!
Русский, проникновенный
Любил, переживал, грустил,
Писал о своей Родине.
Патриот!
-12-
Приложение