СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная творческий, литературоведческий, межпредметный, групповой, долгосрочный проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная

творческий,  литературоведческий, межпредметный, групповой, долгосрочный проект

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная творческий, литературоведческий, межпредметный, групповой, долгосрочный проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №44









Литературная гостиная

творческий, литературоведческий, межпредметный, групповой, долгосрочный проект

Выполнили: ученики 3 «Г» класса



Руководитель:

Архипкина Н.К.













Г.Иваново

2022 г.


Актуальность темы

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовного богатства личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Но в современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к чтению, овладению правилами и нормами родного языка. Проявляется пренебрежение к культурному и историческому наследию.

Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык, и родная литература. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ребёнка, необходимо развивать эмоциональное восприятие детей, потребность в чтении, в книге. Необходимо расширять круг чтения, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст.

Тема проекта

«Литературная гостиная», 188-летие сказки Владимира Фёдоровича Одоевского «Городок в табакерке»

Объект исследования

Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке», биография и художественное творчество писателя

Предмет

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка

Тип проекта

Творческий, литературоведческий, межпредметный, групповой, долгосрочный.

Методы

Наблюдение, беседа, анализ, дискуссия, обсуждение, экскурсия, инсценирование

Формы работы

Коллективная, групповая, индивидуальная

Цель проекта

  • Познакомить учащихся с биографическими данными В. Ф. Одоевского, еого произведениями из серии «Сказки дедушки Иринея» (в частности «Городок в табакерке»).

  • Развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей, стимулировать интерес к духовному богатству России.

  • Формировать активную жизненную позицию, исследовательские умения и навыки через включение учащихся в проектную деятельность.

Задачи

  • Изучение биографии и творчества В.Ф. Одоевского

  • Развитие интереса к исследовательской и творческой работе

  • Развитие коммуникативных и сценических навыков, познавательной активности

  • Воспитание интереса к изучению литературных произведений, к историческому прошлому России





Проблема проекта

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось. Снижается интерес к классической литературе. Повышается спрос на литературу детективного, криминального, мистического характера.

Формирование читателя – сложное и продолжительное дело. Читательские интересы зависят от отношения к книге в семье, от возраста читателя, от уровня его развития.

Но всё же ведущая роль остаётся за учителем и уроками литературного чтения.

Работа над проектом «Литературная гостиная» должна внести свой посильный вклад в формирование у учащихся основ читательской компетенции, литературно-творческих способностей и активной жизненной позиции.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2021г. – февраль 2022г.

Участники проекта

Учащиеся 3 «Г» класса, родители, классный руководитель, экскурсоводы Ивановского историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина.


Этапы и календарный план реализации проекта.

  • Погружение в проект. (сентябрь)

  • Выбор направления деятельности

  • Организационный этап. (октябрь)

  • В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

  • В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

  • * Определение темы и актуальности проекта

  • Определение цели и задач проекта

  • Составление плана реализации проекта.

  • Построение алгоритма деятельности.

  • Определение источников информации.

  • Формирование проектных групп.

  • Планирование мероприятий.


III. Практический этап. (ноябрь - декабрь)

  • Интерактивная экскурсия в Ивановский историко-краеведческий музей им Д.Г. Бурылина, в ходе которой учащиеся познакомились с общественной библиотекой ХIХ века; узнали, что читали их ровесники, жившие в позапрошлом веке; познакомились с культурой семейного чтения; увидели редкие книги из собрания музея.

  • Коллективно-составленный отзыв о сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

  • Знакомство с историей создания диафильмов.

  • Составление диафильма по сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

  • Инсценирование сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».




  • Ролевое чтение сказки В. Ф. Одоевского «О четырёх глухих» из серии «Сказки дедушки Иринея».

  • Заочная экскурсия в музей В. Ф. Одоевского. Знакомство с биографией писателя и его художественным творчеством.

  • Сочинение сказок и стихов на тему проекта

  • Знакомство с историей табакерки.

  • Проведение викторины «Самый внимательный читатель» по произведению

  • В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

  • Знакомство с музыкальным творчеством В. Ф. Одоеского.

  • Просмотр двух художественных фильмов: «Шкатулка с секретом» (Союзмультфильм, 1976 года, режиссер Валерий Уваров и 3D «Городок в табакерке» (Союзмультфильм, 2016 года). Сравнительный анализ фильмов между собой и сопоставление их с оригиналом сказки.

IV. Обработка и оформление результатов. (январь - февраль)

  • Творческий отчёт.

  • Фото и видео отчёт.

  • Презентация проекта.

  • Обсуждение мероприятия.

  • Оформление проектной папки.

  • Анкетирование.

  • Анализ результатов.

  • Оценка качества выполненной работы.

  • Планирование дальнейшей работы.

  • Создание презентации

  • Обсуждение.

  • Проверка выдвинутой гипотезы.

  • Самоанализ.


Сроки реализации проекта: сентябрь 2021-февраль 2022

Участники проекта: учащиеся 2 «Г» класса, родители, классный руководитель, экскурсоводы Ивановского историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина.



















Коллективно составленный отзыв

о сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Работая над проектом «Литературная гостиная», мы всем классом прочитали произведение В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».Эта сказка была написана в 1834 году. Значит, в этом году произведению исполнится 185 лет!

Жанр сочинения определён как познавательная сказка. Автор даёт возможность читателю узнать законы изобразительного искусства, понимание того, как работает шкатулка, откуда рождается музыка и каким образом это происходит.

Главный герой произведения – мальчик Миша, которому папенька подарил музыкальную табакерку. Мишу очень заинтересовала музыка, которая звучит из шкатулки, и ему непременно захотелось узнать как она устроена. Это желание исполняется во сне. Оказавшись внутри табакерки, Миша путешествует по сказочному городу. В пути его сопровождают мальчики – Колокольчики. Миша знакомится с дядьками Молоточками, надзирателем Валиком и принцессой Пружинкой. Миша узнаёт как взаимодействуют части музыкального механизма, кА рождаются звуки.

Главная мысль сказки заключается в том, что всё в мире взаимосвязано. Из сказки можно сделать вывод: когда ты думаешь о какой-то проблеме и загадке, то решение рано или поздно придёт к тебе, пусть даже во сне.

Эта сказка учит быть любознательным, потому что благодаря этому качеству дети учатся и постигают интересные вещи об окружающем мире.

Сказка нам очень понравилась. У неё необычный для сказок сюжет, ведь её действие разворачивается не в выдуманной сказочной стране, а в механизме музыкальной табакерки, который фантазия автора превратила в сказочный город. Нам понравилось и описание городка в табакерке, и сам мальчик Миша, который проявил свои самые лучшие качества – доброту и отзывчивость. Любознательность и пытливость ума. Мы с большим удовольствием прочитали эту удивительную историю и советуем всем познакомиться с этой замечательной нестареющей сказкой!























История табакерки.

Христофор Колумб привёз табак в Европу из путешествия по Южной Америке. Там он встретил американских индейцев, которые нюхали неизвестный ему порошок, некоторые образца которого Колумб привёз в Европу, и порошок быстро стал модным. Это был нюхательный табак – табак, перетёртый в тонкую пыль с добавлением ароматизаторов.

В 16 веке французский посол в Лиссабоне – Жан Нико послал нюхательный табак королеве Франции – Екатерине Медичи, которая страдала от мигрени. Королева была в восторге, нюхательный табак снимал мучительную головную боль (королева страдала приступами мигрени). Так возникло понятие, что нюхательный табак исцеляет мигрень. Нюхательный табак сразу стал модным среди дам и господ аристократии, а в царствование Людовика ХI он стал частью придворного этикета, и даже предполагалось хранить его в специальной коробочке – табакерке.

Дворяне использовали теперь табак как модную манеру, а табакерка стала предметом роскоши и ювелирным произведением искусства. Она изготавливалась из серебра, золота, металла, дерева, фарфора, янтаря, слоновой кости и других материалов. Табакерки украшались драгоценными камнями, иногда в них играла популярная мелодия. Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так, чтобы все могли её хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими манерами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

Поражает разнообразие форм табакерок. Их делали в виде яблок и лимонов, дамских туфелек и птичек, кухонных горшков и голов животных.

Для любителей табака разного сорта были придуманы многочисленные табакерки, каждое отделение в которых закрывалось особой крышкой. Модные вещицы были желанным подарком. Табакерки иногда служили официальными наградами, щедрой платой за услуги. Они могли быть «сувениром сердца» или памятью о путешествии.

Но в конце ХVIII века изменился покрой одежды, из моды вышли карманы и в месте с ними ушла из обихода и табакерка.















История создания и развития диафильмов

Диафильм – это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой а короткометражный фильм, состоящий обычно из 20 – 50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого bia, что в данном контексте означает «переход от начала до конца», и английского – film – рулонная фото(кино)плёнка.

Диапозитивный фильм основан на смене кадров. Каждому изображению на кадре соответствует текст.

Диафильм – это времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте.

Во второй половине ХХ века были созданы многочисленные диафильмы – иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса. Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

Диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства – «волшебные фонари», относятся к первой половине ХVI столетия.

В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, геграфии, истории Русского государства. Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прлагавшейся к каждой картине.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались как средство агитации. Их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы.

Начиная с конца 50-х годов производство художественных диафильмов стало массовым. Студия «Диафильм» стала выпускать 300 – 400 наименований диафильмов в год.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других.

В студии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, а. Брей и другие.

С 60 – 70-х г.г. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов начался закат «эпохи диафильмов».