ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«УЗОРЫ БАШКИРИИ»
Автор-составитель
Идрисова Фларида Халитовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ ЦО № 26
Советского района ГО г.Уфа РБ
Уфа-2018
Сценарий развлекательно-познавательной программы ко Дню Республики Башкортостан
«Узоры Башкирии»
/Звучит башкирская мелодия. Выходят двое ведущих в национальных башкирских костюмах/
ВЕДУЩИЙ 1:
Взгляни на глобус:
Вот он- шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком,-
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой!
/Вливается мелодия курая/
ВЕДУЩИЙ 2:
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!..
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе сердце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два, а двадцать глаз иметь бы мне!..
/Звучит башкирская народная песня «Урал»/
ВЕДУЩИЙ 1:
Эй, Урал, я срезаю снова
Прутик ивы погонять коня…
Капает на землю кровь батыров,
Павших за тебя и за меня…
В руки взял башкир свое оружие,
Доброго коня он оседлал,
Где б ни дрался, жизни не жалея,
Никому он не сдавал Урал…
ВЕДУЩИЙ 2:
Биенье сердца моего, мой стон,
Мой род, народ мой- храбрый испокон,
В те времена, когда была одета- округа тьмой,-
Как витязь, не страшась,
Встававший к свету 77 раз
И 77 раз лишенный света!
Не реки крови пролил ты,- моря,
Стремясь вперед, идя от боя к бою,
И помнят люди на земле не зря
Про светлый подвиг, что свершен тобою.
/Через эпидиоскоп показываются портреты предводителей башкирских восстаний: Исекеев Алдарбай, Алиев Батырша, Арсланов Кинзя, Юлаев Салават/
ВЕДУЩИЙ 1:
Золотыми буквами вписаны в историю Башкирии имена отважных сыновей, которые словом и оружием боролись за свободу народа: Карасакал, Алдар, Батырша, Салават, Кинзя
ВЕДУЩИЙ 2:
Каждый из нас называет Башкортостан своей родиной. Но этого мало, свою родную республику надо еще и уметь любить от всей души. А это значит, что какой бы национальности вы ни были, вы должны хорошо знать культуру и историю Башкирии
/ Представление команд и приглашение их на сцену. Представление жюри/
ВЕДУЩИЙ 1:
Сегодня программа «Узоры Башкирии» представляет две команды, вместе с которыми мы будем весь вечер
А наше компетентное жюри выявит лучших знатоков нашего родного края
1 ЗАДАНИЕ-По три вопроса соперникам по содержанию эпоса «Урал-Батыр»
ВЕДУЩИЙ 2:
Культура башкирского народа действительно очень богата, разнообразна и самобытна. Об этом свидетельствуют произведения башкирского фольклора. Башкирская празднично-обрядовая культура на протяжении многих веков отражала те общественные отношения, которые возникли у кочевников-скотоводов в недрах первобытно- общинного строя. Все башкирские праздники и обряды делились на :
-мусульманские праздники: 1.Ураза-байрам
2.Корбан байрам
3.Мэулет
-зимние праздники: 1.Обычаи, помощи друг другу /каз омэсе, киез басу, йон илен/
2.Молодежный досуг
3.Торжества /сугым ашы/
-летние праздники: 1.Обычаи помощи /ой кутэру, печэн омэсе/
2.Молодежный сборы /йомга уены, кымызлыка бару, киндер уены/
3.Обряды /янгар боткасы, телэк/
4.Праздники /Сабантуй, карга боткасы, йыйнын/
«КАРГА БУТКАСЫ»- первый весенний праздник, посвященный пробуждению природы, наступлению нового года. В нем участвуют только женщины и дети. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе.
2 ЗАДАНИЕ- Выступление 2 команды- театральное представление «Карга Буткасы»
«АУЛАК»- молодежные игрища, развлечения, проходившие в любом доме во время отсутствия хозяев. Девушки брали с собой пряжу, вязание, шитье и др. В перерывах между работой они угощались, плясали, играли. На игры приходили и юноши.
/Выступление 2-й команды: театрализованное представление «Аулак»/
ВЕДУЩИЙ 1:
/Звучит башкирская мелодия- Курай/
Давным давно жили 3 женщины. В один прекрасный вечер среди равнины, лугов и полей Уральских гор они разожгли огонь и завели беседу. Одна женщина сказала: «Почему у меня темные волосы, а у вас черные и светлые, у меня глаза голубые, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях?»
Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее ее украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет. Прошло некоторое время и снова они встретились. У всех было нарядное платье с узорами.
/Звучит русская мелодия/ Первая сказала: «Я сделала узор- он символизирует, показывает определенный предмет». Она сделала рисунок СОЛНЦА
/Звучит татарская мелодия/ «А я,- сказала вторая- люблю леса и степи, и символ моего платья- ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕС»
/Звучит башкирская мелодия/ А третья сказала: «А я проснувшись утром, встречаю рассвет на Уральских горах. И мой символ- СИНИЕ ГОРЫ».
И с тех пор люди стремятся выразить свои представления о мире узорами- орнаментом на предметах быта, жилища и одежды.
ВЕДУЩИЙ 2:
Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажев обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно- запрета ислама изображать живое. Но солнце, леса и горы- природа, вечные спутники в жизни человека. Они источники существования всего живого. И неудивительно, что именно они нашли отражение в народном искусстве и у представителей других национальностей.
3 ЗАДАНИЕ- Команды получают эскиз костюма без узоров и украшений, выполненный на ватмане. Они должны украсить его соответствующими этой национальности узорами. Узоры разных национальностей вывешиваются
/Пока участники команд выполняют задание, директор краеведческого музея проводит беседу об истории и традициях народа/
Выносится театральная афиша пьесы «Зэнгэр шаль». Артисты народного театра, возле афиши показывают отрывок из этой пьесы
4 ЗАДАНИЕ- Командам задаются по 5 вопросов по отрывку «Зэнгэр шаль»
1 команда: 1.Как называется это произведение?
2.Назовите героев из этого спектакля.
3.Что объясняют эти произведения? («Салават Юлаев», «Кахым турэ», «Аккыш жыры». ОТВЕТ: один автор Баязит Бикбай)
4. Назовите 5 произведений Мустая Карима ?( «Страна Айгуль», «Не бросай огонь, Прометей», «В ночь лунного затмения», «Салават», «Одинокая береза», «Свадьба продолжается», «Похищение невесты», «Коня диктатору»)
5. Назовите автора известных произведений :»Эх, Уфа кызлары», «Яратам, яратам», «Бажалар», «Тошлэр озын булый», «Кэрдэшлэр», «Айсылунын айлы кичлэре»- /башкирский драматург Ибрагим Абдуллин/
2 команда: 1. Кто автор?
2. Опишите костюмы, правильно называя детали
3. Что объединяет эти произведения : «Серле курай», «Емеш», «Гульбадар»?
/Автор Зайнаб Биишева/
4. Назовите 5 произведений Рами Гарипова?
/ «Салават батыр», «Аманат», «Гомер», «Урал йорэге», «Табыну», «Умырзая жыры», «Коз нагышы», «Жырларыма кайтам»/
5. Назовите автора известных произведений : «Ай булмаса, йолдыз бар», «Дилэфрузгэ дурт кияу», «Аерылабыз- хуш инде», «Без бит аул малае»?
/ Туфан Минуллин- татарский драматург/
5 ЗАДАНИЕ- Викторина: по 6 вопросов каждой команде
1 команда:
Что такое алачык? /Шалаш для предохранения от летней жары, сооруженный над ним, летнее жилище, балаган/
Что такое бишмэт? /Зимняя одежда на вате/
Что такое сумса? /Пирог с мясом, картофелем, капустой/
Назовите одним словом напиток из кислого молока, воды или кумыс из козьего молока? /Айран/
Назовите одним словом выкуп за невесту? /Калым, мэхэр/
Назовите одним словом: лапша, нарезанная квадратиками? /Салма/
2 команда:
Что такое бишбармак? /Башкирское национальное блюдо, приготовленное из мелконакрошенного мяса и квадратнонарезанной лапши, приправляемое крепким бульоном, луком и перцем/
Что такое белэзек? /Браслет/
Что такое бэйге? /Гонки, скачки, кусок красной материи победителю скачек, борьбы/
Назовите одним словом: нарядная верхняя одежда из бархата, яркого цвета, украшенная позументом, монетами? /Жилян/
Назовите одним словом: ибитка, войлочная юрта? /Тимэ/
Назовите одним словом предмет с вышивкой, который является знаком согласия на брак? /Солге/
ВЕДУЩИЙ 2:
Национальный костюм- это ценнейший памятник народного творчества, яркий определитель национальной принадлежности. По тому, как одевается народ можно судить об уровне их материальной и духовной культуры, об их представлениях о красоте и нравственности. Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культуры, военных, власть придерживающих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Размещение орнамента на костюме- эта традиция восходит еще к языческим представлениям о защитных качествах одежды, оберегающей от злых сил. Украшения одежды ведется по разрезам, вырезам, подолу, вороту и рукавам. На первых ступенях формирования обрядовой одежды используются различные нашивки, подвески для звукового отпугивания всех тех же духов зла. Нательное белье, рубахи, штаны вплоть до первых десятилетий нашего века продолжали изготавливаться из домашнего полотна, сырьем для которых служила крапива, конопля, реже лен. Ситец, сатин, атлас и кашемир привозились из Средней полосы России. А более дорогие- шелк, бархат попадали на Южный Урал с Востока и Запада. Сейчас домотканые холсты заменяются при покрое частично или целиком фабричными. У кочевых народов этот процесс протекал быстрее, чем у оседлых.
6 ЗАДАНИЕ- Вывешиваются несколько элементов разных национальных костюмов команды должны собрать полный костюм по указанию ведущих и одеть одного из участников, прокомментировать все детали национального костюма
1-ая команда- башкирский
2-ая команда- татарский
/Звучит башкирская мелодия- курай/
ВЕДУЩИЙ 1:
Башкортостан, поля твои
Пусть будут плодоносны,
Пусть будут сыновья твои
Отважны, благородны!
Пусть девушки твои цветут,
Красивы, беззаботны!
И реки пусть твои текут
Чисты и полноводны
Ты славишься, Башкортостан своей грядой седою,
Пусть с нею нефтяной фонтан сравнится высотою.
Я буду горд за твой удел и за твое наследье!
Пусть будет щедр твой каждый день, как целое столетье.
И пусть стихи твоих певцов твоих свершений стоят!
И я умру в конце концов с исполненной мечтою!
ВЕДУЩИЙ 2:
Башкирия моя, горжусь тобою,
Сияньем радостных твоих огней,
Твоею славою, твоей судьбою,
Тобой, прекрасной родиной моей!
/Исполняется небольшая концертная программа. В это время жюри подводит итоги. Награждение команд и заключительный номер концерта/
7