СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра для учащихся 8 класса после изучения романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)»

Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс УМК любой Фокеева Любовь Николаевна  учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ №115  г.Екатеринбург

Литературная игра по роману

А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

8 класс

УМК любой

Фокеева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №115 г.Екатеринбург

 «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».    Н. В. Гоголь

«В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».

Н. В. Гоголь

Цель: углубить понимание идейно-художественного богатства романа. Задачи: • учить разгадывать замысел автора;  • развивать монологическую речь учащихся;  • развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал;  • воспитывать чувство доброты, самопожертвования, сострадания; Предварительная подготовка :  Класс делится на три команды, придумывают название, выбирают капитана, готовят домашнее задание – инсценирование эпизода.

Цель: углубить понимание идейно-художественного богатства романа.

Задачи:

• учить разгадывать замысел автора; • развивать монологическую речь учащихся; • развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; • воспитывать чувство доброты, самопожертвования, сострадания;

Предварительная подготовка : Класс делится на три команды, придумывают название, выбирают капитана, готовят домашнее задание – инсценирование эпизода.

1 тур О ком эти слова?

1 тур

О ком эти слова?

А) «Увидел я высокого барина, лет 35, с длинными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркёром».   Б) «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки».  В) «Он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалось проседь; живые большие глаза так и бегали».  Г) «Он был ужасно худ и бледен. Волосы его недавно чёрные, как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».  Д) «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела она, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Перед ней стоял кувшин воды, накрытый ломтём хлеба».

А) «Увидел я высокого барина, лет 35, с длинными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркёром».

Б) «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки».

В) «Он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалось проседь; живые большие глаза так и бегали».

Г) «Он был ужасно худ и бледен. Волосы его недавно чёрные, как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

Д) «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела она, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Перед ней стоял кувшин воды, накрытый ломтём хлеба».

Е) «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».  Ж) «Вот уж как пятый год к нам переведён за смертоубийство».  З) «С тех пор жил он в своей симбирской деревне, где женился на девице, дочери бедного тамошнего дворянина».  И) «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие»

Е) «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».

Ж) «Вот уж как пятый год к нам переведён за смертоубийство».

З) «С тех пор жил он в своей симбирской деревне, где женился на девице, дочери бедного тамошнего дворянина».

И) «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие»

2 тур    Чьи это слова?

2 тур

Чьи это слова?

А) «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт».   Б) «Ради Бога успокойтесь! Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня».   В) «Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу визг, веришь, отец мой, сердце так и замрёт! А теперь так привыкла».   Г) «Я присягал государыне императрице и тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».   Д) «Я? Писал на тебя доносы? Господи царю небесный! Так изволь-ка прочитать, что пишет ко мне барин».

А) «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт». Б) «Ради Бога успокойтесь! Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». В) «Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу визг, веришь, отец мой, сердце так и замрёт! А теперь так привыкла». Г) «Я присягал государыне императрице и тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург». Д) «Я? Писал на тебя доносы? Господи царю небесный! Так изволь-ка прочитать, что пишет ко мне барин».

Е) «В огороде летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком, да мимо».   Ж) «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать».   З) «Поезжай, матушка! Мы твоему счастью не помеха. Дай Бог тебе в женихи доброго человека, а не ошельмованного изменника».   И) «Я убеждена в невиновности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти вашему свёкру» .

Е) «В огороде летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком, да мимо». Ж) «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать». З) «Поезжай, матушка! Мы твоему счастью не помеха. Дай Бог тебе в женихи доброго человека, а не ошельмованного изменника». И) «Я убеждена в невиновности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти вашему свёкру» .

3 тур Вставьте пропущенное  слово

3 тур

Вставьте пропущенное

слово

«Генерал Р. писал : «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак ???...»  Ты мне не государь, ты ??? и ???, слышишь ты!».  «И то правда,-сказал, смеясь Пугачёв .–Мои ??? не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их».  «Я жил ???, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».  «Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай он послужит в армии, да ??? , да ??? , да будет солдат, а не шаматон.»
  • «Генерал Р. писал : «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак ???...»

  • Ты мне не государь, ты ??? и ???, слышишь ты!».

  • «И то правда,-сказал, смеясь Пугачёв .–Мои ??? не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их».

  • «Я жил ???, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

  • «Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай он послужит в армии, да ??? , да ??? , да будет солдат, а не шаматон.»

«Береги(,,,,,,), а честь смолоду».  «(,,,,,,,,,) лучше доброй ссоры».  «Будет дождик – будут и (,,,,,,,,), а будут (,,,,,,,,) – будет и (,,,,,,,,)».  «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там (,,,,,,)».
  • «Береги(,,,,,,), а честь смолоду».

  • «(,,,,,,,,,) лучше доброй ссоры».

  • «Будет дождик – будут и (,,,,,,,,), а будут (,,,,,,,,) – будет и (,,,,,,,,)».

  • «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там (,,,,,,)».
  4 тур   Расскажите  сюжет  по картинке

4 тур Расскажите сюжет по картинке

 5 тур  Домашнее задание.  Инсценирование  эпизодов

5 тур Домашнее задание. Инсценирование эпизодов

 Задание капитанам

Задание капитанам

Кто, Емельян Пугачёв или Екатерина II, по вашему мнению, больше заслуживает характеристики «великодушный государь»? Екатерина II Емельян Пугачёв

Кто, Емельян Пугачёв или Екатерина II, по вашему мнению, больше заслуживает характеристики «великодушный государь»?

Екатерина II

Емельян Пугачёв

6 тур   Разгадайте  эпиграф

6 тур Разгадайте эпиграф

Из 17 эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», 10 заимствованы из народного творчества. О ком эти эпиграфы? (аргументированный ответ) Первой команде – к 7 главе «Приступ»: Голова моя, головушка, Голова послуживая!...   Второй команде – к 12 главе «Сирота»: Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек…  Третьей команде – ко всему роману «Капитанская дочка»:  Береги честь смолоду

Из 17 эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», 10 заимствованы из народного творчества. О ком эти эпиграфы? (аргументированный ответ)

  • Первой команде – к 7 главе «Приступ»:

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!...

  • Второй команде – к 12 главе «Сирота»:

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек…

  • Третьей команде – ко всему роману «Капитанская дочка»:

Береги честь смолоду

7 тур  Задание для аргументированного ответа Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…  1-ой команде: бытовым романом? 2-ой команде: нравоучительным  романом? 3-ей команде: историческим романом?

7 тур Задание для аргументированного ответа

Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…

  • 1-ой команде: бытовым романом?
  • 2-ой команде: нравоучительным

романом?

  • 3-ей команде: историческим романом?
Для чего же А.С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка» ? Пётр Гринёв – в самых тяжёлых ситуациях оставался верным присяге, смелым и искренним. Он жалеет изувеченного башкирца, осуждает русский бунт. Маша Миронова – тихая и робкая капитанская дочка, живущая по правильным, благородным законам, стала победительницей в сложнейшей жизненной ситуации. Смелость, чувство ответственности за любимого, бескорыстие! Капитан Миронов – не выслуживший за всю жизнь ни славы, ни богатства, но при этом честно и храбро служивший императрице. Пугачёв – в котором Пушкин помогает увидеть не «бешенного пса», «исчадие ада», злодея и самозванца, а человека, верного дружбе, благородного и великодушного.

Для чего же А.С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка» ?

  • Пётр Гринёв – в самых тяжёлых ситуациях оставался верным присяге, смелым и искренним. Он жалеет изувеченного башкирца, осуждает русский бунт.
  • Маша Миронова – тихая и робкая капитанская дочка, живущая по правильным, благородным законам, стала победительницей в сложнейшей жизненной ситуации. Смелость, чувство ответственности за любимого, бескорыстие!
  • Капитан Миронов – не выслуживший за всю жизнь ни славы, ни богатства, но при этом честно и храбро служивший императрице.
  • Пугачёв – в котором Пушкин помогает увидеть не «бешенного пса», «исчадие ада», злодея и самозванца, а человека, верного дружбе, благородного и великодушного.
Вывод: История основана на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.  А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку.

Вывод:

История основана на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.

А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку.

Домашнее задание. Написать сочинение. Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».  Образ Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».  Образ Марьи Ивановны в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».  Образ капитана Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».  Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Домашнее задание.

Написать сочинение.

  • Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  • Образ Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  • Образ Марьи Ивановны в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  • Образ капитана Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  • Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Источники

  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8 класс. – М.:ВАКО,2008.-512с.-(В помощь школьному учителю).
  • http://cs306610.userapi.com/v306610402/82fc/bm7TUJNSh6k.jpg (Иллюстрация к 14 слайду метель)
  • http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/59/58150/img12.jpg (Иллюстрация к 15 слайду дуэль)
  • http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/forum/b/2013/03/193512.jpg (Иллюстрация к 16 слайду Гринёв ранен и за ним ухаживает Маша Миронова)
  • http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3325000/3324724-fc8fedf27ec15048.jpg (Иллюстрация к 18 слайду Гринёв отправляется на службу)
  • http://literatura5.narod.ru/pushkin_dochka3.jpg (Иллюстрация к 19 слайду Гринёв у капитана Миронова)
  • http://www.libex.ru/dimg/46344.jpg (Иллюстрация к 20 слайду)
  • http://ic.pics.livejournal.com/art_afrodiziak/24988835/1046284/1046284_original.jpg (Иллюстрация к 21 слайду казнь Пугачёва)
  • http://cor.edu.27.ru/dlrstore/c4dd21f7-2589-ac6b-50da-e5e6c86aa51c/images/11.gif (Иллюстрация к 22 слайду первая встреча Маши Мироновой и ЕкатериныII)
  • http://i263.photobucket.com/albums/ii148/fffloating3/198749.jpg (Иллюстрация к 23 слайду dnjhfz встреча Маши Мироновой и ЕкатериныII)
  • http://www.90557187_large_33 (Иллюстрация к 23 слайду Орёл и ворон) http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42027d00.jpg&percenta = (Иллюстрация к 23 слайду Гринёв у Пугачёва)
  • http://susanin.udm.ru/upload/iblock/531/531e2fcf6b327534f073abb23f4f49cc.jpg (Иллюстрация к 28 слайду Екатерина II)
  • http://s4.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/c71/c71d2db9-b069-4080-8af8-41f3ae523fea/p_F.jpg (Иллюстрация к 28 слайду Пугачёв)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!