Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад № 3 «Сказка»
Литературная викторина
для воспитанников подготовительной к школе группы
общеразвивающей направленности
на тему «По страницам произведений С.Я.Маршака»
Воспитатель: Антонова Наталья Вадимовна
Г. Волгореченск
Цель: закрепление знаний о творчестве С.Я.Маршака
Задачи:
Речевое развитие:
Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию произведений С.Я.Маршака, образам героев, эстетической чувствительности к красоте литературной речи
Развивать умение воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, устанавливать многообразные связи в тексте, понимать авторский замысел.
Развивать умение рассказывать литературные произведения по ролям, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности возможности детей.
Формировать умение использовать в речи полные и короткие ответы;
Познавательное развитие
Закрепить представление о родном городе – названии улиц, адрес детского сада,
Совершенствовать познавательные умения, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;
Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, правилах взаимоотношений взрослых и детей
Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства,
Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.
Социально – коммуникативное развитие
Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Развивать начала социальной активности, желания на правах старших заботиться о малышах,
Обогащать опыт коллективного взаимодействия при выполнении игровых заданий (организовать работу команды, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга);
Художественно – эстетическое развитие
Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений;
Самостоятельно использовать разнообразные материалы, прикрепляя детали на фон.
Физическое развитие
Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей,
Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Материал: книги С.Я.Маршака, мультимедийное оборудование, посылка, предметы обихода, материал для художественной деятельности (клей, кисти, клеёнки, тряпочки, листы цветной бумаги, заготовки к аппликации.), колечко для игры.
Предварительная работа: чтение произведений С.Я.Маршака, беседы, рассматривание иллюстраций, показ мультфильмов по произведениям Маршака, рисование по произведениям этого писателя, посещение библиотеки, создание выставки рисунков совместно с родителями «Любимая сказка нашей семьи».
Ход викторины:
Дети под музыку входят в зал, выстраиваются около экрана.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о творчестве знаменитого детского писателя. Посмотрите на экран и назовите имя этого писателя?
(1 слайд)
Дети: С.Я.Маршак.
Воспитатель: Верно. С.Я.Маршак – известный детский писатель, переводчик. Его знают ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете творчество С.Я.Маршака, мы сейчас и проверим, совершив путешествие по страницам его произведений. Путешествие будет проходить в виде викторины.
В умении и находчивости будут соревноваться две команды.
- Команда справа будет называться Львята.
-Команда слева - Тигрята.-
- Команды, поприветствуйте друг друга.
Дети:
- Мы команда львята, веселые ребята.
-Мы тигрята дружные и всегда послушные.
А судить нашу викторину будет жюри …..
Воспитатель: За каждый правильный ответ команда получает цветок, та команда, которая наберёт больше цветов, та и победит.
-Каждая викторина начинается с разминки.
(2 слайд)
1 конкурс «Угадай произведение»
Воспитатель читает отрывки из произведений Маршака.
Воспитатель:
Детям предлагает назвать произведение и героев.
Нынче праздник веселый у нас, на дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса, без хвоста убежала лиса.
Без хвоста убежала лиса.Вот такие чудеса!
Кто напевал эту песенку? Герои какого произведения?
(Звери: лягушка, мышка, петух, ёж, волк, лиса, медведь. «Теремок»,)
(3 слайд)
Воспитатель:
Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки- оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу он надел сковороду.
Кто это такой?
Назови произведение? И героя?
-(«Вот какой Рассеянный» Рассеянный с улицы Бассейной).
(4 слайд)
Воспитатель:
Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая
в другой город? (произведение «Багаж» диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, маленькая собачонка)
(5 слайд)
Воспитатель:
Сунул голову в окошко, поглядел…-Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне, полезай в карман ко мне!...
Назовите произведение и имя пожарного, который спас девочку Лену икошку.
(произведение «Пожар» - Кузьма.)
(6 слайд)
Воспитатель: - Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне,
С Цифрой «5» на медной бляшке, в синей фирменной фуражке?
Это он, это он ...
Дети (хором): Ленинградский почтальон!
Раздается стук в дверь. Открывается дверь, входит Почтальон под музыку.
Почтальон:- Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?
Воспитатель:- Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я.Маршака.
Почтальон:- Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Посылка и телеграммы адресованы в одно и тоже место - в детский сад. Адрес на посылке указан, и если вы правильно назовете его мне, я отдам ее.
Дети называют адрес: город Волгореченск Ул. Имени 50летия Ленинского Комсомола д.37.
« Детский сад № 3 «Сказка»
Почтальон: сверяет адрес на телеграмме и посылке.
Воспитатель: - Дорогой почтальон, вы попали как раз поэтому адресу и мы с удовольствием примем телеграммы и посылку, которые вы принесли.
Воспитатель берёт и прощается с почтальоном. (читает телеграммы)
Воспитатель. Ничего не понимаю. В телеграммах не дописаны последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, то можете мне помочь, прочитать телеграмму полностью.
Воспитатель по очереди зачитывает телеграммы детям, они добавляют слова.
2 конкурс. «Доскажи словечко»
(7 слайд)
Вопросы 1 команде:
У всех вещей, как у людей, дурные есть привычки
Гордились знатностью своей, живя на кухне …..СПИЧКИ
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток
Канаты - паутинки, а парус -….ЛЕПЕСТОК
Серый ёж был очень тих и ежиха тоже.
И ребёнок был у них – очень тихий……ЁЖИК
У Ваньки, у Встаньки несчастные…..НЯНЬКИ
Вопросы 2 команде:
Где обедал воробей? В зоопарке….У ЗВЕРЕЙ
Выдали даме на станции, четыре зелёных….КВИТАНЦИИ
Вот тебе под ушки белые …ПОДУШКИ
Вместо шапки на ходу
Он надел…СКОВОРОДУ
3конкурс«Отгадай загадку» (8 слайд)
Воспитатель.Ребята, С.Я.Маршак написал много замечательных загадок. В следующем конкурсе вам нужно будет их отгадать. Отгадки находятся в посылке.
Воспитатель предлагает посмотреть, что почтальон принес в посылке, приглашает капитанов подойти и выложить все предметы на стол. Воспитатель приглашает по 2 человека с каждой команды подойти и выбрать тот предмет, который соответствует отгадке. Дети обосновывают свой ответ. За правильный ответ дается цветок.
Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час, но вы, друзья, не бейте нас. (часы)
Идёт пароход то взад, то вперёд,
И за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг)
Что такое перед нами: две оглобли за ушами,
На глазах по колесу и седелка на носу? (Очки)
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и я приглашаю вас на весёлую зарядку. (запись «Солнышко лучистое…)
(9 слайд)
4 конкурс капитанов. Игра: «Что лишнее?» (слайд10)
На слайде по очереди для каждого капитана выставляются по 4 картинки.
Задание для 1 капитана
(слайд11)
- Какая картинка лишняя и почему? («Детки в клетке», лишняя картинка «Усатый полосатый»)
-дополнительный вопрос команде – посмотрите, по какому признаку здесь ещё можно объединить картинки?
(слайд12)
Задание для капитана 2 команды
(«Двенадцать месяцев», лишняя картинка к стихотворению «Кто колечко найдёт?» дополнительный вопрос команде:
–За какими весенними цветами отправилипадчерицу в зимний лес? Назовите, какие ещё первоцветы вы знаете?)
Задание для капитана 1 команды
(слайд13)
- Какая картинка лишняя и почему? («Сказка о глупом мышонке» , лишняя картинка «Сказка об умном мышонке»)
(слайд14)
Задание для капитана 2 команды
(«Кошкин дом», лишняя картинка» Кораблик»)
Воспитатель: Капитаны молодцы, справились и с этим заданием.
Воспитатель.Следующий конкурс « Домашнее задание». Пока команды готовятся к конкурсу, я предлагаю гостям отгадать, кто мог поместить эти объявления.
« Доска объявлений».
(слайд15)
Гости дают доказательные ответы на вопросы по слайдам.
«Требуется няня капризному мышонку!» - (Мышка-мать, «Сказка о глупом мышонке»)
«Пропала дочка! Приметы: усы и серые щёчки»- (Девочка, «Усатый полосатый»)
«Пропала собака! Порода- пудель.» - (Старушка, «Пудель»)
«Разыскивается парень,20 лет, ходит в футболке и кепке, на груди- знак ГТО» --(Пожарные и милиция, «Рассказ о неизвестном герое»
«Живу на улице Рассеянной. Ой, нет! Бассейной!» - (Человек Рассеянный, - «Вот какой Рассеянный..»
Воспитатель предлагает детям показать домашнее задание (слайд 18)
Команды по очереди выходят и показывают инсценировки стихотворений «Перчатки» и «Кот и лодыри».
5 конкурс. Разноцветная книга.
(слайд19)
Воспитатель: Ребята, недавно мы познакомились еще с одним произведением С.Я.Маршака. Назовите его.
Дети называют « Разноцветную книгу».
- Мы начали мастерить нашу книгу и сегодня закончим нашу работу.
- На каждом столе лежат по 3 страницы. Какого цвета листок лежит на вашем столе, ту страницу разноцветной книги вы и будете делать. Работать будете в парах. Перед началом работы разомнем пальцы.
Пальчиковая гимнастика
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
- Где обедал, воробей?(Дети машут ладошками.)
- В зоопарке у зверей.(Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва за решеткою у льва. (На каждое название животного загибаютпо одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке.)
Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.
Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)
Воспитатель. Возьмите заготовки и приступайте к работе.
-Найдите и выберите те картинки, которые подходят к вашей странице и наклейте их.
Дети наклеивают и рассказывают по очереди, какого цвета страницу они сделали.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете произведения С.Я.Маршака.
-А страницы разноцветной книги мы с вами скрепим в группе и подарим малышам.
Возвращаются на свои места в командах.
Воспитатель: Ребята, с каким настроением вы сегодня участвовали в викторине?
Пока жюри подводит итоги викторины, я предлагаю поиграть.
Назовите в каком произведении С.Я. Маршака, девочка потеряла колечко?
Проводится игра «Кто колечко найдет» (дети встают в круг, выбирается водящий, который идёт по кругу с колечком. Дети проговаривают слова из произведения…Покатилось, покатилось, Олино колечко. Покатилось, покатилось с нашего крылечка, покатилось колесом, притаилось за кустом. Кто с крылечка сойдёт? Кто колечко найдёт? Колечко, колечко – выйди на крылечко. У кого по окончанию слов окажется колечко – выходит в круг и танцует под музыку.
Жюри подводит итоги викторины. Награждение команд.