СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина "Классика детям"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели, задачи: пропаганда литературного чтения, привитие читательского вкуса, развитие внимания к слову, повторение изученного материала, развитие реакции и быстроты мышления учащихся, развитие чувства ответственности, товарищества  и  взаимовыручки, развитие творческих способностей, самореализация и самоутверждение детей.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина "Классика детям"»

«Классика – детям»

Литературная викторина по произведениям русских классиков XIX – XX веков для учащихся 6 класса

Составила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ пос. Усть – Люга Суханова Татьяна Васильевна

Цели, задачи: пропаганда литературного чтения, привитие читательского вкуса, развитие внимания к слову, повторение изученного материала, развитие реакции и быстроты мышления учащихся, развитие чувства ответственности, товарищества и взаимовыручки, развитие творческих способностей, самореализация и самоутверждение детей.


Ведущий: Русская народная пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает». Книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и о будущем нашей страны и людей. Книги помогут понять окружающую среду, жизнь, поэтому их надо читать вдумчиво, бережно внимательно. И сегодня мы посмотрим, какие вы читатели.

Самый любимый классик русской литературы – это Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня мы с вами вспомним два его произведения: роман «Дубровский» и повесть «Барышня – крестьянка».


Литература XIX века


А.С. Пушкин роман «Дубровский»

  • Фамилия отца главной героини? (Троекуров).

  • О ком говорится в следующих строках: «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…» (Кирилла Петрович Троекуров).

  • Назовите любимые занятия для Троекурова? (Разъезды, пиры и проказы).

  • Сколько душ, крепостных крестьян, находилось у Андрея Гавриловича Дубровского? (70 дущ).

  • Город, в котором учился Владимир Дубровский? (Петербург).

  • Из-за чего поссорились Троекуров и Дубровский? (Один из псарей заметил, что собаки живут у Троекурова отлично, им тепло и сытно, а потом добавил, что неплохо какому-нибудь дворянину променять усадьбу на конурку. Дубровский старший на это обиделся).

  • Реакция Троекурова на замечание своего псаря? (Рассмеялся).

  • Имение, где жили Троекуровы? (Покровское).

  • Как называется имение Дубровских? (Кистенёвка).

  • Кто написал письмо Владимиру Дубровскому о том, что его отец болен? (Няня).

  • Сколько лет было Владимиру Дубровскому и Маше Троекуровой, когда произошла эта история? (Владимиру -20, Маше -18).

  • Как отреагировал Владимир Дубровский на то, что имение теперь принадлежит Троекурову? (Взбесился, потом с крестьянами подожгли дом вместе с подьячими).

  • Кем стал Дубровский после пожара? (Разбойником).

  • Как попал учитель-француз в имение Троекурова? (Тот выписал из Москвы учителя для сына).

  • Почему Маша не смотрела на француза как на мужчину? (Он был тот же слуга или мастеровой).

  • Как Дефорж расправился с медведем? (Он выстрелил в него из пистолета).

  • На каких условиях настоящий Дефорж решил договориться с Дубровским, что тот поедет к Троекурову? (Владимир обещал дать ему 10 000 рублей и билет до Парижа).

  • Почему Владимир Дубровский передумал убивать Троекурова? (Из-за любви к Маше).

  • Фамилия князя, за которого хотели выдать Машу? (Верейский).

  • Какой знак должна была дать Маша Дубровскому, что согласна на помощь? (Положить в дупло кольцо).

  • Что произошло с Дубровским в конце произведения? (Ранен князем Верейским, затем скрылся за границу).


А. С. Пушкин повесть «Барышня – крестьянка»

  1. Имя, отчество Берестова. (Иван Петрович).

  2. Имя, отчество Муромского (Григорий Иванович).

  3. Как дома называл свою дочь Муромский? (Бетси).

  4. Как звали служанку Лизы? (Настя).

  5. Имя пастуха, изготовившего для Лизы лапти? (Трофим).

  6. Имя кузнеца, чьей дочерью назвалась Лиза при первой встрече с Алексеем? (Василий).

  7. Каким именем назвалась Лиза при ее первой встрече с Алексеем? (Акулина).

  8. Кличка собаки Алексея (Сбогар).

  9. Возраст Лизы (17 лет).

  10. Размер заработной платы мисс Жаксон (2 тыс).

  11. Возраст мисс Жаксон (40 лет).

  12. Расстояние между деревнями Берестовых и Муромских (Три версты).

  13. Сколько Трофим получил за лапти (полтину).

  14. Как рано отправилась Лиза в лес, ища первой встречи с Алексеем? (В шестом часу).

  15. Во сколько отец с сыном Берестовы приехали в гости к Муромским? (В два часа ровно).

  16. Сколько дней на раздумье дал Берестов-старший сыну, намереваясь женить его на дочери Муромского? (Три).

  17. Это подарила Лизе мисс Жаксон в знак примирения. (Пудра).

  18. Предмет с изображением мертвой головы, принадлежащий Алексею Берестову (Кольцо)

  19. Кто в повести была «столь же ветрена, как и ее барышня»? (Настя)

  20. Парик какого короля напоминали фальшивые локоны Лизы Муромской, явившейся в несвойственном ей облике к гостям? (Людовика 14-го)

  21. Чьи это слова: «Стерпится, слюбится..» (Берестова-старшего).

  22. В какую игру играла Настя на дне рождения поваровой жены? (Горелки).

  23. О ком так сказано: «Этакого бешеного я и сроду не видывала»? (Об Алексее).

  24. Кто умирал со скуки «в этой варварской России»? (Мисс Жаксон).

  25. Название деревни Берестовых (Тугилово).

  26. Отличительной чертой чьего характера была ненависть к нововведениям? (Берестова).

  27. Какой герой представился камердинером молодого барина? (Алексей).

  28. О ком сказано: «Она перед тобой урод уродом» (О Лизе).

  29. Название деревни Муромских (Прилучино).

  30. Чьи это слова: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...» (Муромского).

  31. Что служило почтовой конторой для переписки Алексея и Лизы? (Дупло дуба).

  32. Кто в повести «был в самом деле молодец»? (Алексей).

  33. Цвет платья, в котором Алексей застал Лизу, внезапно явившись в дом Муромских и намереваясь дать отказ жениться? (Белое).

  34. Кто сказал: «Куда нам по-английски разоряться!» (Берестов-старший).

  35. Кто в повести назван настоящим русским барином? (Муромский).

  36. В чей адрес сказаны слова «черноглазая моя шалунья»? (В адрес Лизы).


Н.С. Лесков «Человек на часах»

1. В какие дни января происходили события рассказа? (Около Крещения).

2. Вспомните название полка, где служил главный герой рассказа? (Измайловский).

3. Фамилия главного героя? (Постников).

4. Фамилия батальонного командира? (Свиньин).

5. О ком эти слова: « Был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе, но он иногда мирволил шалунам и добрым весельчакам из военных…» (О Кокошкине).

6. Наказание, которое получил Постников? (200 розг).

7. Если бы государь узнал о произошедшем, что ожидало бы Академию и её начальство? (Академию закрыли, а остальных разогнали).

8. После того, как Постникова наказали, куда его отнесли? (В полковой лазарет).

9. Что требовал инвалидный офицер, якобы за спасение человека? (Медаль).

10. Что хотел показать Лесков в своём рассказе? (Беззаконие и бесправие царского режима).


Литература XX века


А. Грин феерия «Алые паруса»

1). Крымский город, где жил А.Грин (Феодосия)

2).Имя писателя. (Александр)

3).Настоящая фамилия писателя (Гриневский)

4). Название корабля Грэя («Секрет»)

5). Как назывался городок, в котором жила Ассоль? (Каперна)

6). На какой палец Ассоль Грэй одел перстень? (Мизинец)

7). Какой цветок пожалела Ассоль? (Ирис)

8). Как А.Грин определил жанр «Алых парусов»? (феерия).

9). Первоначальное название феерии. («Красные паруса»).

10). Почему после десятилетней службы на море Лонгрен сошел на берег? (Его жена Мери умерла, и некому было присматривать за восьмимесячной Ассоль. Лонгрен не захотел отдать своего единственного ребенка в чужие руки).

11). Чем теперь стал Лонгрен зарабатывать себе на жизнь? (Он делал игрушки - модели судов).

12). Как вы думаете, хорошим отцом был нелюдимый, необразованный Лонгрен, бывший моряк, на совести которого лежало к тому же страшное преступление? Чему он учил девочку? (Лонгрен учил Ассоль трудолюбию, стремился развивать ее воображение, воспитывал в ней независимость от общественного мнения, стойкость, честность, а Ассоль платила ему нежной любовь).

13). Как Ассоль встретилась с Эглем? Кто это такой? (Девочка шла в город отнести на продажу поделки отца. Дорога вела через лес, Ассоль пустила по ручью игрушечную яхту с лоскутком алого шелка вместо обычного белого паруса. Яхта уплыла, Ассоль бросилась следом и, выбежав к устью ручья, обнаружила, что яхту поймал неизвестный ей старик. Взгляд его был сильный и смелый, усмешка дружелюбная. Это был Эгль - «известный собиратель песен, преданий и сказок.).

14). «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном!» Кому принадлежит эта странная клятва? Кем клянется этот человек? (Это клятва Эгля и, естественно, он клянется своими «богами» - сказочниками и баснописцем).

15). Что и почему Эгль предсказывает Ассоль? («Склонность к мифотворчеству была сильнее, чем опасения бросить на неизвестную почву семена крупной мечты». Эглю очень понравилась девочка, и яхта, и лес был очарователен - отчего бы и не разыграть волшебную сценку с предсказанием феи? Он предсказал сказку - о прекрасном корабле с алыми парусами, на котором приплывет благородный принц и увезет ее туда, где они будут жить дружно и весело).

16). Как отнесся Лонгрен к этому предсказанию? («Вырастет, забудет, - подумал он, - а пока... не стоит отнимать у тебя такую игрушку... Проезжий человек пошутил с моей девочкой. Что ж?! Добрая шутка!»)

17). При каких обстоятельствах Артур Грэй назвался Робин Гудом? (Бетси хотела выйти замуж, но не было денег на обзаведение хозяйством. Артур разбил свою копилку и все деньги (100 фунтов) тайно сунул девушке в сундук с запиской: «Бетси, это твое. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд». Когда история открылась, Артур отказался взять деньги назад).

18). Сколько лет было Грэю, когда он покинул дом и отправился в первое плавание? (14 лет).

19). Как вы думаете, почему Грэй стал хорошим капитаном? (Он был достоин своей цели, а цель оказалась достойной его. Он был капитаном по сути своей, человеком Моря, Ветра и Мечты. И он начинал с нуля).

20). Как назывался корабль Грэя? Какого он был типа? («То был «Секрет», купленный Грэем; трехмачтовый галион в двести шестьдесят тонн»).

21). Где Ассоль чувствует себя как дома, где она естественна, где она на своем месте? (В лесу, на берегу моря).

22). Сколько шелка пошло на новые паруса «Секрета»? (2000 метров).

23). Как вы думаете, почему первыми словами Ассоль, обращенными к Грэю, были слова: «Совершенно такой»? (От корабля «отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила». Ассоль ждала чуда и сразу же, по-детски, выразила свою благодарность и счастье).

24). С чем автор сравнивает счастье, которое ощущает в момент встречи героев Ассоль? («Счастье сидело в ней пушистым котенком»).



М. Пришвин сказка – быль «Кладовая солнца»

1. Жанр произведения:

А) повесть;

Б) сказка;

В) сказка-быль.

2. Название произведения означает, что речь идёт:

А) богатых залежах торфа на болотах;

Б) душевном богатстве людей;

В) богатом растительном и животном мире лесов.

3. В произведении описываются события:

А) времён первой мировой войны;

Б) периода Великой Отечественной войны;

В) наших дней.

4. Повествование в произведении ведётся от лица:

А) Митраши и Насти;

Б) геологов;

В) жителей деревни.

5. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

А) прекрасное равенство;

Б) бесспорное первенство сестры;

В) преимущество брата.

6) Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:

А) они напоминали ей о собственном её горе;

Б) собаке было страшно слышать этот вой;

В) ей было их жалко.

Назовите животных и птиц по описанию:

7) Небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком... (бекас).

8) Над всеми звуками вырвался, вылетел и всё покрыл особый, торжествующий крик, похожий как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: «Победа, победа!» (журавли)

9) На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. (тетерев-косач)

10) Когда ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня, он не выдержал и вылез из своего логова. Он стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер... (волк)

11) Внезапный порыв ветра с воем деревьев испугал его, и он, прыгнув с Лежачего камня, побежал, бросая задние ножки вперёд... (заяц)

12) Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего – ни быка, ни коня, а так складывается что-то большое, серое, в частом, сером осиннике. (лось)

В.Г. Распутин рассказ «Уроки французского»

  • Что прислала учительница в обеих посылках? (Макароны).

  • Из чего были перешиты штаны героя? (Галифе).

  • Река, где жил мальчик? (Ангара).

  • Название игры мальчишек? (Чика).

  • Какое чувство постоянно испытывал герой? (Голод).

  • Что помогло узнать отправителя первой посылки? (Гематоген).

  • Что было во второй посылке? (Яблоки).

  • Кто нанёс первый удар мальчику? (Птаха).

  • Что покупал мальчик на выигранные деньги? (Молоко).

  • Назовите главного игрока на деньги? (Вадик).

  • В каком классе учился главный герой? (В пятом классе).

  • Что дала понять Лидия Михайловна мальчику, играя с ним в «пристенок» и т.д.? (Есть на свете: отзывчивость, доброта, доверие – истинные духовные ценности).


Ведущий: На этом наша встреча подошла к концу, но не заканчивается встреча с вашими любимыми книгами. Хочется закончить словами: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной страницы из новой книги…» (К. Г. Паустовский).


Подведение итогов. Награждение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!