МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского
в рамках Недели начальных классов
2019-2020 учебный год
Учитель 1 квалификационной категории
Кашина В.А.
с.Закоулово
2020г.
Цель:
1) показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту;
закрепить уважение и любовь к сказкам;
2) развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.
3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме, много лет назад жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Если бы он был жив, ему исполнилось бы 135 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Ребята, а вы любите сказки? Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Согласны?
Ну, тогда пора тихонько
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать…
Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, что тут растет?
Педагог читает отрывок:
Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А что же растет на нашем дереве? (книжки)
- Что же это за книжки?
Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят задание для викторины.
ЗАДАНИЕ 1
Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?
Волки от испуга скушали друг друга.
Бедный крокодил жабу проглотил,
А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)
***
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. («Путаница»)
***
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)
***
… Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели!.. («Телефон»)
***
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она... («Федорино горе»)
***
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит... («Айболит»)
***
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)
ЗАДАНИЕ 2
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
ЗАДАНИЕ 3
У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
ЗАДАНИЕ 4
«Кто есть кто». Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
ЗАДАНИЕ 5
Закончите четверостишие:
- «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас, …»
***
- «Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле
Едут и смеются …»
- «Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка …»
***
- «Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал
Вот вам …»
***
- «В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке …»
***
- «А за нею вилки,
рюмки да бутылки,
чашки да ложки, …»
***
- «Маленькие дети!
Ни за что на свете
не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие …»
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так Чуковский понял, что может сочинять сказки для детей.
ЗАДАНИЕ 6
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ
В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
ЗАДАНИЕ 7
ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ К.И.ЧУКОВСКОГО
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)
Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)
Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)
Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд)
Зубастая загадка.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
ЗАДАНИЕ 8
УГАДАЙ ГЕРОЯ СКАЗОК!!!
БРМЛЙ | ЦКТХ |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКЛ | КРКДЛ |
БРБК | ГПППТМ |
КТО ТУТ СПРЯТАЛСЯ?
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам)
ЗАДАНИЕ 9
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
ЗАДАНИЕ 10
Угадай сказку по предметам
На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского.(ИЛИ, КАК ВАРИАНТ УЧИТЕЛЬ ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ВЕЩИ) Вы должны отобрать те вещи, которые подходят только к определенной сказке и назвать ее.
1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).
4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Его воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться.
Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ
УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО ОТРЫВКУ.
(ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТИ СТРОКИ?)
ВСПОМНИ, КАКИМИ СЛОВАМИ
ОКАНЧИВАЕТСЯ СТРОЧКА СКАЗКИ И НАЗОВИ ЕЕ
УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ПРЕДМЕТУ
УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ВЕЩАМ, КОТОРЫЕ ПОТЕРЯЛИ ИХ ВЛАДЕЛЬЦЫ – ГЕРОИ СКАЗОК
КТО ЕСТЬ КТО? (КАКИМ ПЕРСОНАЖАМ ПРИНАДЛЕЖАТ СКАЗОЧНЫЕ ИМЕНА?)
ЗАКОНЧИ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ
ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ К.И.ЧУКОВСКОГО
СООТНЕСИ ГЕРОЯ СКАЗОК С ЕГО ПОСТУПКОМ
БРМЛЙ
МЙДДР
ЙБЛТ
ЦКТХ
ФДР
КРКЛ
ТРКНЩ
КРКДЛ
БРБК
ГПППТМ