СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие воспитывает чувство патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция»

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Светлокосый солдат»

(по мотивам повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)


Васков :Стояли безветренные белые ночи. Длинные – от зари до зари – сумерки дышали густым настоем зацветающих трав,По утрам можно было ходить босыми ногами по холодной до боли росе.Фронт прикрылся за озерами и лесами и замер..Замер и май 1941 года. А зори здесь были тихие-тихие. На 171 разъезде никаких чрезвычайных происшествий согласно сводкам не произошло.Шла обычная военная жизнь распоряжаясь по своему усмотрению человеческими жизнями, и судьбы людей переплетались причудливо и непонятно.


Васков кладет букет цветов…

Васков. ХМ…А ну стройся Товарищи-бойцы, повторяю приказ. …Итак…противник в количестве 2 фрицев, вооруженный до зубов продвигается в тыл. Нам необходимо взять его в плен.Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, — значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому, как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть — одно удовольствие. В случае сопротивления одного убить , другого взять в плен.

(Во время этой речи девушки поправляют гимнастерки, пилотки, встают по стойке смирно.)

Васков.. Готовы?.

Рита Осянина. Готовы.

Васков. Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Вольно!

Рита Осянина. Женя, Галя, Лиза...

Васков. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Рита Осянина. Умеют.

Васков. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Соня Гурвич. Я знаю.

Васков. Что — я? Что такое я? Докладывать надо!

Соня Гурвич. Боец Гурвич.

Васков. Как по-ихнему — руки вверх?

Соня Гурвич. Хенде хох.

Васков. Точно. Ну, давай, Гурвич... Ты


Четвертак Галя.

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Гурвич Соня.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Камелькова Женя. Да хватит, девочки, что вы загрусти­ли? А помните танцы?

Осянина Рита. Довоенные? (Мечтательно) Фокстрот «Рио-Рита»...

Гурвич Соня. А я вальс любила. Как мы танцевали!

Тихо звучит «Довоенный вальс».

Ах, предвоенный старый вальс!

И в сумерках круженье пар,

Касанье рук, сиянье глаз,

Полет, любви прекрасной дар.

Звучит «Довоенный вальс», две пары девушек танцуют вальс.

В это время Васков и одна из девушек в карауле, наблюдают за местностью.


Васков - Тихо! Немцы!

Гурвич Соня - Их не двое!

Четвертак Галя - Шестнадцать!

Васков - Плохо, девчата, дело.

Бричкина Лиза - А они такие же люди, как мы!

Камелькова Женя - Как страшно убивать людей!

Васков - Вне закона они. Человека ведь одно от животного отделяет: понимание, что человек он. А коли, нет понимания этого — зверь, лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ни­чего по отношению к нему не существует — ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет. И там бить, покуда не вспомнит, что человеком был, покуда не поймет этого.

Музыкальная заставка – звуки боя. Свет!!! Действие идет в центре сцены.

Звучит начало песни «Последний бой» (минусовая фонограмма), свет мигает.

Девушки высвечиваются лучом прожектора, когда читают стихи.

Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз.Е.Розенфельда/.
Выходит Рита Осянина:

Я- Рита Осянина. Из всех довоенных событий самое дорогое для меня- школьный вечер встречи с пограничниками. Именно в этот день я познакомилась со своим будущим мужем - застенчивым лейтенантом Осяниным. Мы вместе танцевали вальс, и он пошел провожать меня домой…

А потом были письма. По субботам- его короткие, а по воскресеньям- мои длинные.

Мы поженились. И тогда я не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой.



Рита уходит вглубь сцены и становится спиной к залу.

Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П.Арского», муз. Е.Листова/.
Выходит Женя Камелькова:

Я – Камелькова Женя. Помню, как однажды я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый!

Я так и замерла. А он мне: «Разрешите познакомиться?». А я ему: «Разрешаю. Женя Камелькова». А он мне: «Не хотите на лошадях покататься?». А я ему: «Отчего же? Можно». А он мне: «А вы всегда такая веселая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась.

Но пришла война, и распорядилась по-своему: я теперь одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем не весело…


Женя уходит вглубь сцены, становится рядом с Осяниной.

Звучит музыкальная тема Бричкиной / «Грустные ивы», сл. А.Жарова, муз. М.Блантера /.
Выходит Лиза Бричкина:

Меня зовут Лиза Бричкина. Все свои 19 лет я прожила в ожидании счастья, которое так ко мне и не пришло… Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери, потом- свиданий с подружками, потом- редких свободных вечеров на пятачке, возле клуба. Потом ждала, что придет Он, которого я буду любить всю жизнь, потом…

Потом ждать стало нечего: война.
Лиза уходит вглубь сцены.

Звучит тема Четвертак / «У Черного моря», сл. С.Кирсанова, муз. И. Табачникова /.

Выходит Галя Четвертак:

Я- Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

Война меня застала на третьем курсе библиотечного техникума. Она разрушила все мои мечты.
Галя уходит вглубь сцены.

Звучит музыкальная тема Гурвич / «Утомленное солнце», муз. Ю.Петербургского, сл. И.Альвека/
Выходит Соня Гурвич:

Я - Соня Гурвич, бывшая студентка второго курса Минского университета. Вместо танцев я бегала в «читалку» и в театр. Как память о довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока.Ее подарил мне очкастый сосед по лекциям, с которым я провела единственный вечер в парке имени Горького.

А потом я надела форму и сапоги.Они топают громко.Почему?Сапоги были больше на два размера
Соня уходит вглубь сцены.

Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

Девушки, повернувшись лицом к зрителю, медленно танцуют.

Васьков. И вот они не вернулись.… На 171-й разъезд пришел я один. Пять девчонок, всего только пять! А ведь справились, не пропустили гадов! И кто? /Бричкина поворачивается и идет на авансцену/.

Лиза Бричкина, родная душа. Она первая погибла. В болоте утонула. Не дошла до наших за подмогой, не смогла. А ведь мы даже как следует и не простились. Все думал, успеется. Как же так, Лизавета?

А Соня Гурвич? Зачем я при ней про свой забытый кисет сказал? А она, легкая, как птица, вспорхнула: «Я принесу, я знаю, где он лежит!». Даже остановить не успел. Какое там, только сапоги и затопали…

Никогда не забуду ее предсмертный крик, крик раненой птицы. Два удара ножом.


Из глубины сцены начинает движение Галя Четвертак.
Васков:

Галина Четвертак. Четвертачок. Я так и не узнал, как себя с ней вести. Маленькая, хрупкая, с неудачным первым боевым крещением. Испугалась. Немцев испугалась, и не смогла удержаться – побежала.

Коротко ударил автомат. С десяти шагов ударил в тонкую, напряженную спину.
Из глубины сцены подходит Женя Камелькова.
Васков:

Женя Камелькова. Красавица, Погибла, отводя немцев от раненой Осяниной. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась: ведь это так глупо умирать в 19 лет. А немцы ранили ее вслепую, и она могла бы затаиться, переждать и уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, не пытаясь убежать, и … пела.

Немцы добили ее в упор, а потом смотрели на ее и после смерти прекрасное лицо.

/ На авансцену начинает движение Рита Осянина.
Васков:

Осянина Рита. Смертельно раненая осколком гранаты, застрелилась, боялась стать обузой, глупая.

Они были молодыми и кокетливыми, веселыми и очень смешными. Они любили петь, мечтали о любви, ждали ее как чуда. Но как же не вовремя пришла война. Эта враждебная сила, губящая жизнь, убивающая Любовь, уничтожающая мечты. Им приходится противостоять целому миру зла, ненависти, боли, отчаяния, страданий. Они обязательно должны победить. Но у войны - свои законы…


1-й чтец:

Они легли на поле боя, жить начинавшие едва.

И было небо голубое, была зеленая трава.

2-й чтец:

А мать-и-мачеха цветет, и сон-трава

Мохнатым зевом росу мерцающую пьет.

Но никогда под русским небом

Трава забвенья не взойдет!




5