СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция"Эти песни спеты на войне"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен песням военных лет, таких как "Землянка", "На солнечной поляночке", "Катюша","Темная ночь" и др,историиих создания.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция"Эти песни спеты на войне"»

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной песням военных лет

"Эти песни спеты на войне"


Фоном звучит "Случайный вальс", стихи Е. Долматовского,

муз. М. Фрадкина.

Слайд 1 (фото)

Ведущий 1: С первого взгляда, может,

В них ничего и нет.

Что меня вновь тревожат

Песни военных лет?

Что-то для нас святое

Скрыто в их глубине.

Строки, какие стоя

Хочется слушать мне.

Стершиеся чернила,

Выцветшая тетрадь,

Строки, с какими было

Легче нам умирать.

Песни поры военной

Что сберегли для нас,

Весь неприкосновенный

Наших сердец запас.

С. Островой

Слайд 2 (фото)

Ведущий 2: Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой, они и стали разящим оружием.

Песни помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили! Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в строю. Сколько их — прекрасных и незабываемых! И у каждой своя история, своя судьба. Наша сегодняшняя встреча посвящена песням военных лет, песням, рожденным любовью, горем утрат и гордостью победы над жестоким врагом.

Ведущий 1: Солдаты пели, словно школьники,

И, как солдаты, пели мы.

Все пели праведно и доблестно —

И няня в стареньком платке,

И в сапогах кирзовых докторша,

Забывши градусник в руке.

Вошли смущённо шефы-грузчики

И, встав тихонько за кровать,

Большие, гордые и грустные,

Сняв шапки, стали подпевать.

Разрывы слышались нам дальние,

И было свято и светло...

Вот это всё и было — армия,

Всё это Родину спасло.


Ведущий 2: Так о песне «Священная война» и её исполнении сибирскими школьниками, которые выступали с концертами перед ранеными воинами в тыловом госпитале, напишет много лет спустя участник этого концерта, поэт Евгений Евтушенко.

Слайд 3 (фото)

В начале июня 1941 года большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву из Кубинки. Там, на военных сборах, в течение месяца писатели проходили «школу рядового бойца» — учились стрелять, бросать гранаты, маршировать и ползать по-пластунски. В первый день возвращения поэты узнали, что их разыскивает по телефону редактор из музыкального отдела радио, просит немедленно зайти.

В комнате музыкального отдела встретились поэты Василий Иванович Лебедев-Кумач и Виктор Михайлович Гусев

Слайд 4 (фото).

Редактор музыкальных радиопередач, тихая и спокойная женщина, посмотрела на них сквозь толстые стёкла очков и с невозмутимым видом спросила: «Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнётся война с немцами?»

Ведущий 1: Поэты оторопели. В те дни в газетах появилось опровержение слухов о готовящейся войне, высказываться в ином духе было не принято, даже небезопасно. А редактор, не дав им ответить на свой вопрос, продолжала: «Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Песню «Если завтра война» уже нельзя будет петь. Считайте наш разговор доверительным. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает».

Ведущий 2: Лебедев-Кумач засел за работу. Некоторые строки «Священной войны», в частности: «Не смеют крылья чёрные // Над Родиной летать» были написаны за несколько дней до начала войны. Поэт воспользовался образом, тревожившим всех тогда: кинохроника показывала налёты фашистской авиации на города Испании, Варшаву. 22 июня поэту оставалось лишь дописать песню — основа её была готова раньше.

Ведущий 1: «Вставай, страна огромная, // Вставай на смертный бой...» Стихи В.И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актёр Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда»

Слайд 5 (фото). В сердце ударяла строка, вынесенная поэтом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа.

Ведущий 2: Опубликованное газетами, звучавшее ежедневно по радио стихотворение В.И. Лебедева-Кумача не могло не привлечь внимание композиторов. Уже 27 июня в государственном музыкальном издательстве была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку к которым написал композитор Матвей Блантер.

Слайд 6 (фото).

Этой песне суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого времени.

Слайд 7 (Звучит песня «Священная война») со звуком.

Ведущий 2: «Священная война» стала самой первой песней победы, до которой оставалось ещё долгих и трудных четыре года, «бессмертной песней», как назовёт её впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

Слайд 8 (фото)

Ведущий 1: А песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. Вот история ее создания.

«Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, — пишет автор стихов — поэт Алексей Сурков. — Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы... не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их... И отдал Листову, будучи абсолютно уверен в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет».

Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню "В землянке".


Слайд 9 (фото) (Звучит песня «В землянке»)

Ведущий 2: Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах "По заявкам воинов"...

Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.


Ведущий 1: "В августе 1943 года наша часть после длительного марша по смоленским чащобам и болотам вышла на опушку леса. Казалось, силы были уже на исходе. И вот тут мы услышали отчаянно- веселую, замечательную песню, которую в густой, нескошенной траве пели разведчики:

Слайд 10 (фото)

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка сама,

О том, как черноглазая свела с ума.

В песне было столько удали и задора, что как-то сама собой забылась усталость, словно у нас прибавилось сил..." — такой запомнилась поэту-фронтовику Николаю Старшинову первая встреча с одной из самых светлых и жизнерадостных песен военной поры — песней А. Фатьянова и В. Соловьева-Седого "На солнечной поляночке".


Ведущий 2: Стихи написаны в сорок втором году, когда до победы оставалось еще долгих три года.

"Поэт стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником — солдатом — о самом важном, самом сокровенном. Это был разговор о девчатах, о баяне, о соловьях, о деревенском садочке. В стихах уже была мелодия, они пели", — вспоминает Соловьев-Седой.

Слайд 11 (фото) песня «На солнечной поляночке» вокальная группа


Ведущий 1: А вот следующая песня родилась ещё в 1930-е годы. Слайд 12 (фото). Премьера «Катюши» состоялась в Колонном зале Дома Союзов осенью 1938 года на первом концерте Государственного джаз-оркестра. Успех был огромный: песню исполняли на бис трижды.

«Катюша» — песня о верности и любви написана композитором М.И. Блантером и поэтом М.В. Исаковским в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания.

Панская Польша, боярская Румыния, буржуазная Чехословакия, на Дальнем Востоке Япония — все выставили против Советского Союза пограничные гарнизоны. В Тихом океане самурайские катера нападали на наших рыбаков. На заставах красноармейцы героически защищали Родину.

Юноша, получивший в военкомате направление в пограничные войска, уже заранее в глазах товарищей выглядел героем. И мысли о пограничниках, не обходившие никого, оказались сконцентрированными в этой песне — «Катюша». Три года жила «Катюша» до войны, пели её с удовольствием и старые, и молодые, пели дома и на демонстрациях, тихо и громко.


Ведущий 2: Накалялась обстановка в мире. Уже падали бомбы на города Европы, уже фашистские танки взламывали линии границ. Наши парни в сине-зелёных, как цвета родной земли, фуражках, прижимая окуляры биноклей к глазам, всматривались в серую даль чужой, сопредельной территории. В те годы, перед большой войной, наши пограничники подверглись вероломному нападению у озера Хасан. На врагов они шли с песней «Катюша». В годы войны «Катюша» была гимном итальянских партизан. Любопытно, как ласковое имя, выйдя из песни, грозно зазвучало в суровые дни войны.

Однажды в прифронтовом лесу появились странные грузовики с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове. Машины находились под усиленной охраной. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Под покрывавшим их брезентом оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, и в стан врага помчались огненные стрелы. На участке залпа реактивных снарядов враг был полностью уничтожен. В первые же дни своего пребывания на фронте новое оружие получило сердечное имя — «катюша». Почему их назвали именно так? Солдат нашёл такое слово, которое соответствовало его вере в победу. А может быть, кто-то видел, как машины выехали на крутой берег, и ассоциативное восприятие навело его на знакомую строку: «Выходила на берег Катюша...» Больше того, вся гитлеровская армия дрожала при слове «катюша». А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная лирическая песня о любви и верности.

Песня «Катюша» Слайд 13 (фото) поем с залом по куплетам


Ведущий 1: "Темная ночь" — одна из самых популярных песен военных лет.

Слайд 14 (фото). Написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма "Два бойца" весной 1942 года. Фильм рассказывал о дружбе двух солдат. Все действие в картине должна была сопровождать симфоническая музыка — рассказывает Никита Богословский. — Но однажды, когда снимался эпизод в землянке, режиссер фильма решил, что хорошая лирическая песня оживила бы сцену. Он пришел ко мне и так ярко обрисовал картину и внутреннее состояние героев, что я тут же сел за рояль и почти сразу написал мелодию будущей "Темной ночи", которая вошла в фильм без изменений».

По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года эта песня была "на устах буквально у каждого фронтовика", потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей. Песню запели еще до выхода в свет картины.

Ее первым исполнителем был Леонид Утесов

(Звучит песня «Темная ночь») 1 куплет поем с залом.

«Помню, было это в помещении театра имени Ленинского комсомола, — пишет Утесов. — Пою: "Темная ночь, только пули свистят по степи..." — и вижу, как люди плачут. Песня произвела огромное впечатление».

Ведущий 2 Прошло 66 лет после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной, но мы по-прежнему любим и поем знаменитую песню А. И. Фатьянова "Соловьи".


Слайд 15 (фото). "Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах»,- скажет Фатьянов о тех, с кем в шинели рядового прошагал трудными дорогами войны. О создании песни "Соловьи" поэт пишет: "Помню, мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей".

"Пришла и к нам на фронт весна" — возникли первые слова. Именно таким было первоначальное название песни. Музыку песни написал постоянный соавтор Фатьянова — композитор Василий Соловьев-Седой.


Ведущий 1: Конец 1944 года. Соловьев-Седой, ненадолго приехавший в Москву, остановился в гостинице "Москва". Однажды дверь его номера открылась и на пороге появился Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшей гимнастерке. Он приехал из Венгрии и привез написанные им стихи. Среди них и были "Соловьи".

"Алексей прочитал стихотворение, — вспоминал Соловьев-Седой, — и я, сев за пианино, в то же утро сочинил к нему музыку".

Случай редкий, если принять во внимание, что песня до сих пор не забыта.


Слайд - видео 16 (Звучит песня «Соловьи») со звуком

Слайд 17 (фото)

Ведущий 2: В годы Великой Отечественной войны одной из любимых лирических песен была песня «Вечер на рейде», причём не только у моряков, про которых в ней поётся. Её пели все. Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. На дальних и ближних подступах к нему строились рубежи обороны. Всё население принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в ленинградском порту, который назывался «Лесной». Однажды летним августовским вечером после длинного трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.

Ведущий 1: «Ничто не напоминало о войне, — писал впоследствии А Чуркин. — Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка — кто-то играл на баяне... Соловьёв-Седой сидел молчаливый и задумчивый. Когда мы отправились домой, он сказал: «Замечательный вечер. Стоит песни». Видимо, у него уже зародилась мелодия... «Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, — рассказывал В. Соловьёв-Седой, — и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства. Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу: «Прощай, любимый город...».

Популярность «Вечера на рейде» была столь велика в годы войны, что появлялись различные варианты и переделки песни. Её пели парашютисты-десантники, партизаны Крыма. В дни героической обороны Севастополя, в 1942 году, там была издана листовка с этой песней.

«Вечер на рейде» и сегодня нам дорог, как и многие другие песни военной поры, оставившие неизгладимый след в памяти народа.

Слайд-видео 18 Звучит песня «Вечер на рейде»


Ведущий 2: Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно — сначала до Волги, а потом и везде — было введено затемнение. На улицах не горели фонари, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. И вдруг по радио прозвучала песня «Огонёк».


Слайд 19 (фото). Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела описанная в ней картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фары и поезда движутся чёрные, чтобы вражеские самолёты не нашли цели.

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк и никогда не погаснет! Стихотворение «Огонёк», написанное в 1942 году, было отправлено из города Чистополя, где поэт Михаил Исаковский находился в эвакуации, композитору Матвею Блантеру. Вскоре по радио прозвучала песня на эти стихи. И в годы войны, и в послевоенное время появились десятки музыкальных решений «Огонька» — самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних.

Слайд- видео 20 (Звучит песня «Огонек») без звука, вокальная группа.


Ведущий 1: Слайд 21 (фото) Тема журавлей была навеяна посещением памятника семи братьям Газдановым в селении Дзуарикау Алагирского района Северо-Осетинской АССР. Когда родители получили похоронку на третьего сына, сердце матери не выдержало и она умерла. Когда в село пришла похоронка на седьмого сына, почтальон отказался нести её в дом Газдановых — и тогда старейшины села собрались и направились к дому с извещением. Отец сидел на пороге своего дома с единственной внучкой — Милой на руках, увидев старейшин, он всё понял и упал замертво.


Слайд 22 (фото). В селении Дзуарикау возведён памятник семи братьям Газдановым, в виде скорбящей матери и семи улетающих гусей. После посещения памятника Р. Гамзатов написал стихотворение, но очень сложно ему было подобрать рифму на слово гуси — он специально звонил в министерство культуры Северной Осетии, с просьбой заменить слово «гуси», словом «журавли». Такое позволение ему было дано.

В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир» и начиналось словами: «Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей…»

Стихотворение «Журавли», напечатанное в журнале, попалось на глаза певцу Марку Бернесу.

Прочитав стихотворение «Журавли», возбуждённый Бернес позвонил поэту-переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону, сразу же, обсудили некоторые изменения в тексте будущей песни, и Гребнев заменил в том числе слово «джигиты» на «солдаты». Марк Бернес записывал «Журавлей» будучи тяжело больным. Песня вышла на миньоне «Последние записи» вскоре после смерти Бернеса.


Слайд – видео 23 (Песня Журавли) без звука. Поет Т.В.


Ведущий 2: Слайд 24 (фото). Женщина и война…Какое сочетание может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь , и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую.

Кто более матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском хлеба.

Образ матери стал выглядеть еще более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточенности минувшей войны.

Сыновья…Они ушли воевать с врагом, который хотел отнять у людей счастье – жить и творить на родной земле. А дома остались ждать сыновей матери.

Сколько молодых жизней унесла война! Нет таких слов, которыми можно было бы объяснить матери, почему погиб именно ее ребенок! Мать живет ради счастья своих детей. Материнское сердце живет надеждой и любовью. Оно способно бесконечно ждать.

Что может быть на свете священнее имени матери?!

Да, огромную боль испытали матери, теряя своих сыновей. Но какая сила, гордость движет ими? …Любовь, материнская любовь — самозабвенность. Кроме того, эта любовь абсолютно бескорыстна и надежна.

Одно, пожалуй, из самых пронзительных произведений о боли, оставленной войной «Баллада о солдатской матери». Это произведение написано уже в наше время Александром Ермоловым, Но оно передаёт все чувства испытываемые матерями и детьми…

Слайд-видео 25 (Баллада о солдатской матери) без звука. Поет Е.Ю.


Ведущий 1: Песни военных лет... Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны А. Аркадьева:

Песням тех, военных лет — поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырех шагах от смерти

О родном заветном огоньке-

И не зря про путь к Берлину пели —

Как он был нелегок и нескор...

Песни вместе с нами постарели.

Но в строю остались до сих пор.

Песни эти с нами и поныне!

Никогда нам петь не надоест,

Как на Запад шли по Украине

И как с боем взяли город Брест,

И что помирать нам рановато,

И про тех, кто дал нам закурить..

Вы спросите сами у солдата:

Мог ли он такое позабыть?

Время нас, как пулеметом, косит

Но меня, пока еще живой,

Песня незабытая уносит

В незабвенный лес прифронтовой...

Кто-то вальс играет на баяне:

Слушаем мы, словно в забытьи...

Помните, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

Слайд-видео 25 (Песня «Непрошеная война») без звука. Поет дуэт.

Зажигаем свечи.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!